Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Преподавание математики в классическом университете: Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (90,00 руб.)

0   0
АвторыОтв. за выпуск доц. М.В. Невский
ИздательствоЯрГУ
Страниц40
ID206644
АннотацияСодержатся тезисы докладов участников научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (февраль 2005 г.). Основное внимание уделено актуальным вопросам преподавания математики в университете в рамках основных и специальных дисциплин и вопросам повышения эффективности учебного процесса.
УДК51:37
ББК Ч 486.24/29
Преподавание математики в классическом университете: Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Отв. за выпуск доц. М.В. Невский .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206644 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Математический факультет Преподавание математики в классическом университете Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Ярославль 2005 ББК Ч 486.24/29 П 72 УДК 51:37 Преподавание математики в классическом университете: Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. <...> Основное внимание уделено актуальным вопросам преподавания математики в университете в рамках основных и специальных дисциплин и вопросам повышения эффективности учебного процесса. <...> . 6 Конструирование задач как вид учебной деятельности 7 Л. П. Бестужева . <...> 10 О внутрипредметных и межпредметных связях курса «Геометрия и алгебра» для студентов специальности 010200 и направления 510200 «Прикладная математика и информатика» Г.М. Бродский, М.Л. Мячин . <...> 11 О преподавании дисциплины «Методы оптимизации и вариационное исчисление» студентам специальности 010100 «Математика» Т.Г. Бычкова, В.С. Климов . <...> 12 Лабораторный практикум по нелинейным колебаниям для студентов математических специальностей С.Д. Глызин, М.В. Лоханин . <...> 13 Работа кафедры теории функций и функционального анализа по совершенствованию организации учебного процесса В.Л. Дольников, И.П. Иродова, М.В. Невский, Ф.И. Папоркова, Н.А. Стрелков . <...> 15 Тема «Жорданова форма матрицы линейного оператора» на практических занятиях И.П. Иродова, С.И. Яблокова . <...> 18 Опыт формирования специализации по специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» на кафедре дифференциальных уравнений Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр . <...> 19 О преподавании дисциплины «Релейные автоматические системы» студентам специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» Ю.С. Колесов <...>
Преподавание_математики_в_классическом_университете_Тезисы_докладов_научно-методической_конференции_преподавателей_математического_факультета_Ярославского_государственного_университета_им._П.Г._Демидова.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Математический факультет Преподавание математики в классическом университете Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Ярославль 2005
Стр.1
ББК Ч 486.24/29 П 72 УДК 51:37 Преподавание математики в классическом университете: Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Отв. за выпуск доц. М.В. Невский; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2005. 40 с. Содержатся тезисы докладов участников научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (февраль 2005 г.). Основное внимание уделено актуальным вопросам преподавания математики в университете в рамках основных и специальных дисциплин и вопросам повышения эффективности учебного процесса. Материалы публикуются в авторской редакции. © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ О контроле знаний студентов 5 В.Е. Балабаев, В.А. Краснов ................................................................ ..................... 5 О некотором опыте преподавания дисциплины «Дискретная математика» 6 М. А. Башкин, В. Г. Дурнев ................................................................ ....................... 6 Конструирование задач как вид учебной деятельности 7 Л. П. Бестужева ................................................................................................ ....... 7 О содержании, целях и задачах курса «НОШКМ (геометрия)» 8 Ю.И. Большаков ................................................................................................ ........ 8 О некоторых задачах по теме «Определители» Г. М. Бродский ......................................................................................................... 10 О внутрипредметных и межпредметных связях курса «Геометрия и алгебра» для студентов специальности 010200 и направления 510200 «Прикладная математика и информатика» Г.М. Бродский, М.Л. Мячин .................................................................................... 11 О преподавании дисциплины «Методы оптимизации и вариационное исчисление» студентам специальности 010100 «Математика» Т.Г. Бычкова, В.С. Климов ...................................................................................... 12 Лабораторный практикум по нелинейным колебаниям для студентов математических специальностей С.Д. Глызин, М.В. Лоханин ..................................................................................... 13 Работа кафедры теории функций и функционального анализа по совершенствованию организации учебного процесса В.Л. Дольников, И.П. Иродова, М.В. Невский, Ф.И. Папоркова, Н.А. Стрелков ............................................................................ 15 Тема «Жорданова форма матрицы линейного оператора» на практических занятиях И.П. Иродова, С.И. Яблокова ................................................................................. 16 Быть или не быть устным экзаменам? В.С. Климов .............................................................................................................. 17 Все ли новые образовательные технологии уместны на математических факультетах А.Ю. Колесов, А.Н. Куликов ................................................................................... 18 Опыт формирования специализации по специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» на кафедре дифференциальных уравнений Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр .................................................................................... 19 О преподавании дисциплины «Релейные автоматические системы» студентам специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр .................................................................................... 20 Некоторые аспекты преподавания курса «Уравнения с частными производными» Е.П. Кубышкин ........................................................................................................ 21 3
Стр.3
Об одном примере междисциплинарного взаимодействия в обучении студентов-математиков Е.П. Кубышкин, В.Н. Матвеев ............................................................................... 23 Использование РС для обучения математике на факультете психологии ............. 24 В.В. Литвинов, О.И. Литвинова ............................................................................ 24 О преподавании математического анализа на очно-заочном отделении физического факультета Н.Л. Майорова ......................................................................................................... 25 Лабораторные работы по курсу «Методы вычислений» В.Н. Матвеев ........................................................................................................... 27 Об особых формах проведения занятий по математике для студентов-юристов Л.Б. Медведева, И.Р. Овсянникова ........................................................................ 28 Исторический подход и персоналии в спецкурсах по теории приближения функций М.В. Невский ............................................................................................................ 29 О развитии пространственного воображения у студентов – будущих преподавателей математики в рамках основной образовательной программы подготовки специалиста Е.В. Никулина ........................................................................................................... 31 Геометрические преобразования – основа машинной графики Ф.И. Папоркова., Н.Б. Чаплыгина ......................................................................... 32 Лабораторный практикум по программированию для студентов 1 курса математического факультета О. П. Полякова ......................................................................................................... 33 О преподавании основ теории алгоритмов в дисциплине «Информатика» для студентов специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» В.С. Рублев ............................................................................................................... 35 Особенности спецкурса «Математические модели» для студентов 4 курса специальности 010200 «Прикладная математика и информатика», специализирующихся на кафедре математической кибернетики Н.Б. Федотов ........................................................................................................... 36 Необходимы обобщающие курсы В.Ф. Чаплыгин ......................................................................................................... 37 Список авторов ................................................................................................................... 39 4
Стр.4
О контроле знаний студентов В.Е. Балабаев, В.А. Краснов При работе со студентами предлагается рейтинговая система оценки знаний. Она позволит осуществить регулярный контроль деятельности каждого студента в течение всего семестра по следующим направлениям: сдача коллоквиумов, выполнение аудиторных контрольных работ, написание рефератов и выполнение индивидуальных домашних заданий. Контроль над проработкой отдельных теоретических разделов курса осуществляется на коллоквиуме, причём полезным, с нашей точки зрения, является проведение коллоквиума таким образом, чтобы в процессе подготовки ответов студенты могли использовать любую учебную и справочную литературу. В этом случае их усилия затрачиваются не на запоминание материала, а на его анализ и обобщение. Для написания реферата каждому студенту необходимо подобрать и изучить специальную литературу по заданной теме, самостоятельно составить план реферата, согласовав его с преподавателем. В конце реферата студент приводит собственные выводы, основанные на изучении литературы. Для выполнения индивидуальных домашних заданий студентам очень часто приходится прибегать к помощи преподавателя, причём эффективность индивидуальных консультаций в этом случае намного выше по сравнению с консультациями, организованными преподавателем. Кроме этого, рейтинговая система активизирует усвоение курса, повышает состязательность, даёт возможность каждому сравнить результаты своей работы и работы других студентов. Студенты убеждаются в том, что лишь активная работа в течение всего семестра позволяет рассчитывать на успешное завершение курса. По каждому из направлений работы определяется текущий рейтинг (4 раза в семестр), при этом качественно выполненные и сданные в срок задания оцениваются максимальным количеством баллов. Оценка на традиционном экзамене очень часто не отражает истинного уровня знаний студентов и носит субъективный характер. При рейтинговой системе оценки знаний успевающие студенты экзамен могут не сдавать. Для преподавателя рейтинговая система оценки знаний предполагает полную перестройку всей учебной работы, увеличения часов индивидуальных консультаций и большую работу по методическому обеспечению учебного процесса, что значительно стимулирует деятельность преподавателя по повышению своей квалификации. Достоинства рейтинговой системы: стимулирует систематическую работу студента в течение семестра; улучшает усвоение материала; облегчает переход от школы к вузу; позволяет при хорошей текущей успеваемости получить более 5
Стр.5