Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Математический факультет Преподавание математики в классическом университете Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Ярославль 2005 ББК Ч 486.24/29 П 72 УДК 51:37 Преподавание математики в классическом университете: Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математического факультета Ярославского государственного университета им. <...> Основное внимание уделено актуальным вопросам преподавания математики в университете в рамках основных и специальных дисциплин и вопросам повышения эффективности учебного процесса. <...> . 6 Конструирование задач как вид учебной деятельности 7 Л. П. Бестужева . <...> 10 О внутрипредметных и межпредметных связях курса «Геометрия и алгебра» для студентов специальности 010200 и направления 510200 «Прикладная математика и информатика» Г.М. Бродский, М.Л. Мячин . <...> 11 О преподавании дисциплины «Методы оптимизации и вариационное исчисление» студентам специальности 010100 «Математика» Т.Г. Бычкова, В.С. Климов . <...> 12 Лабораторный практикум по нелинейным колебаниям для студентов математических специальностей С.Д. Глызин, М.В. Лоханин . <...> 13 Работа кафедры теории функций и функционального анализа по совершенствованию организации учебного процесса В.Л. Дольников, И.П. Иродова, М.В. Невский, Ф.И. Папоркова, Н.А. Стрелков . <...> 15 Тема «Жорданова форма матрицы линейного оператора» на практических занятиях И.П. Иродова, С.И. Яблокова . <...> 18 Опыт формирования специализации по специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» на кафедре дифференциальных уравнений Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр . <...> 19 О преподавании дисциплины «Релейные автоматические системы» студентам специальности 010200 «Прикладная математика и информатика» Ю.С. Колесов <...>
Преподавание_математики_в_классическом_университете_Тезисы_докладов_научно-методической_конференции_преподавателей_математического_факультета_Ярославского_государственного_университета_им._П.Г._Демидова.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Математический факультет
Преподавание математики
в классическом университете
Тезисы докладов научно-методической конференции
преподавателей математического факультета
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Ярославль 2005
Стр.1
ББК Ч 486.24/29
П 72
УДК 51:37
Преподавание математики в классическом университете: Тезисы
докладов научно-методической конференции преподавателей математического
факультета Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова / Отв. за выпуск доц. М.В. Невский; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль, 2005. 40 с.
Содержатся тезисы докладов участников научно-методической конференции
преподавателей математического факультета Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова (февраль 2005 г.). Основное
внимание уделено актуальным вопросам преподавания математики в
университете в рамках основных и специальных дисциплин и вопросам
повышения эффективности учебного процесса.
Материалы публикуются в авторской редакции.
© Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
О контроле знаний студентов 5
В.Е. Балабаев, В.А. Краснов ................................................................ ..................... 5
О некотором опыте преподавания дисциплины «Дискретная математика» 6
М. А. Башкин, В. Г. Дурнев ................................................................ ....................... 6
Конструирование задач как вид учебной деятельности 7
Л. П. Бестужева ................................................................................................ ....... 7
О содержании, целях и задачах курса «НОШКМ (геометрия)» 8
Ю.И. Большаков ................................................................................................ ........ 8
О некоторых задачах по теме «Определители»
Г. М. Бродский ......................................................................................................... 10
О внутрипредметных и межпредметных связях курса «Геометрия и алгебра»
для студентов специальности 010200 и направления 510200
«Прикладная математика и информатика»
Г.М. Бродский, М.Л. Мячин .................................................................................... 11
О преподавании дисциплины «Методы оптимизации и вариационное
исчисление» студентам специальности 010100 «Математика»
Т.Г. Бычкова, В.С. Климов ...................................................................................... 12
Лабораторный практикум по нелинейным колебаниям для студентов
математических специальностей
С.Д. Глызин, М.В. Лоханин ..................................................................................... 13
Работа кафедры теории функций и функционального анализа
по совершенствованию организации учебного процесса
В.Л. Дольников, И.П. Иродова, М.В. Невский,
Ф.И. Папоркова, Н.А. Стрелков ............................................................................ 15
Тема «Жорданова форма матрицы линейного оператора»
на практических занятиях
И.П. Иродова, С.И. Яблокова ................................................................................. 16
Быть или не быть устным экзаменам?
В.С. Климов .............................................................................................................. 17
Все ли новые образовательные технологии уместны на математических
факультетах
А.Ю. Колесов, А.Н. Куликов ................................................................................... 18
Опыт формирования специализации по специальности 010200 «Прикладная
математика и информатика» на кафедре дифференциальных уравнений
Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр .................................................................................... 19
О преподавании дисциплины «Релейные автоматические системы» студентам
специальности 010200 «Прикладная математика и информатика»
Ю.С. Колесов, А.Д. Пендюр .................................................................................... 20
Некоторые аспекты преподавания курса «Уравнения с частными
производными»
Е.П. Кубышкин ........................................................................................................ 21
3
Стр.3
Об одном примере междисциплинарного взаимодействия в обучении
студентов-математиков
Е.П. Кубышкин, В.Н. Матвеев ............................................................................... 23
Использование РС для обучения математике на факультете психологии ............. 24
В.В. Литвинов, О.И. Литвинова ............................................................................ 24
О преподавании математического анализа на очно-заочном отделении
физического факультета
Н.Л. Майорова ......................................................................................................... 25
Лабораторные работы по курсу «Методы вычислений»
В.Н. Матвеев ........................................................................................................... 27
Об особых формах проведения занятий по математике для студентов-юристов
Л.Б. Медведева, И.Р. Овсянникова ........................................................................ 28
Исторический подход и персоналии в спецкурсах по теории приближения
функций
М.В. Невский ............................................................................................................ 29
О развитии пространственного воображения у студентов – будущих
преподавателей математики в рамках основной образовательной
программы подготовки специалиста
Е.В. Никулина ........................................................................................................... 31
Геометрические преобразования – основа машинной графики
Ф.И. Папоркова., Н.Б. Чаплыгина ......................................................................... 32
Лабораторный практикум по программированию для студентов 1 курса
математического факультета
О. П. Полякова ......................................................................................................... 33
О преподавании основ теории алгоритмов в дисциплине «Информатика»
для студентов специальности 010200 «Прикладная математика
и информатика»
В.С. Рублев ............................................................................................................... 35
Особенности спецкурса «Математические модели» для студентов 4 курса
специальности 010200 «Прикладная математика и информатика»,
специализирующихся на кафедре математической кибернетики
Н.Б. Федотов ........................................................................................................... 36
Необходимы обобщающие курсы
В.Ф. Чаплыгин ......................................................................................................... 37
Список авторов ................................................................................................................... 39
4
Стр.4
О контроле знаний студентов
В.Е. Балабаев, В.А. Краснов
При работе со студентами предлагается рейтинговая система оценки знаний.
Она позволит осуществить регулярный контроль деятельности каждого
студента в течение всего семестра по следующим направлениям: сдача коллоквиумов,
выполнение аудиторных контрольных работ, написание рефератов и
выполнение индивидуальных домашних заданий.
Контроль над проработкой отдельных теоретических разделов курса осуществляется
на коллоквиуме, причём полезным, с нашей точки зрения, является
проведение коллоквиума таким образом, чтобы в процессе подготовки ответов
студенты могли использовать любую учебную и справочную литературу. В
этом случае их усилия затрачиваются не на запоминание материала, а на его
анализ и обобщение.
Для написания реферата каждому студенту необходимо подобрать и изучить
специальную литературу по заданной теме, самостоятельно составить
план реферата, согласовав его с преподавателем. В конце реферата студент
приводит собственные выводы, основанные на изучении литературы.
Для выполнения индивидуальных домашних заданий студентам очень часто
приходится прибегать к помощи преподавателя, причём эффективность индивидуальных
консультаций в этом случае намного выше по сравнению с консультациями,
организованными преподавателем. Кроме этого, рейтинговая система
активизирует усвоение курса, повышает состязательность, даёт возможность
каждому сравнить результаты своей работы и работы других студентов.
Студенты убеждаются в том, что лишь активная работа в течение всего семестра
позволяет рассчитывать на успешное завершение курса.
По каждому из направлений работы определяется текущий рейтинг (4 раза
в семестр), при этом качественно выполненные и сданные в срок задания оцениваются
максимальным количеством баллов. Оценка на традиционном экзамене
очень часто не отражает истинного уровня знаний студентов и носит
субъективный характер. При рейтинговой системе оценки знаний успевающие
студенты экзамен могут не сдавать.
Для преподавателя рейтинговая система оценки знаний предполагает полную
перестройку всей учебной работы, увеличения часов индивидуальных консультаций
и большую работу по методическому обеспечению учебного процесса,
что значительно стимулирует деятельность преподавателя по повышению
своей квалификации.
Достоинства рейтинговой системы: стимулирует систематическую работу
студента в течение семестра; улучшает усвоение материала; облегчает переход
от школы к вузу; позволяет при хорошей текущей успеваемости получить более
5
Стр.5