Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Первобытные религиозные верования : текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСпиридонова
ИздательствоЯрГУ
Страниц62
ID206639
АннотацияТекст лекций посвящен особенностям первобытного мировоззрения и культовой практики. Рассматриваются социоструктурные, хозяйственные, превентивно-агрессивные и погребальные культы. Знакомство с древними культами позволит лучше понять ряд черт в развитых религиозных системах, а также увидеть истоки современных обычаев и традиций. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины "История мировых религий" и "История первобытного общества", блок ОПД) очной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры. Библиогр.: 63 назв.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности История
ISBN5-8397-0376-1
УДК94(3) (078)
ББК Э31я73
Спиридонова, Е.В. Первобытные религиозные верования : текст лекций : Текст лекций / Е.В. Спиридонова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 62 с. — ISBN 5-8397-0376-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/206639 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.В. Спиридонова Первобытные религиозные верования Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2005 1 УДК 94(3) (078) ББК Э31я73 С 72 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского, кандидат исторических наук П.Г. Аграфонов; кафедра гуманитарных дисциплин Международного университета бизнеса и новых технологий Спиридонова, Е.В. Первобытные религиозные верования : С 72 текст лекций / Е.В. Спиридонова ; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 5-8397-0376-1 Текст лекций посвящен особенностям первобытного мировоззрения и культовой практики. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины "История мировых религий" и "История первобытного общества", блок ОПД) очной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры. <...> Специфика первобытного мировоззрения Первобытная эпоха является древнейшим и самым продолжительным этапом в истории человечества, этапом появления и становлении самого человека как биологического вида, человеческого общества, хозяйства и культуры, духовной и материальной. <...> Древнейшие свидетельства о зарождении первых идеологических представлений относятся к эпохе мустье и датируются возрастом в 100-70 тыс. лет, причем известны они были и у неандертальцев, и у неоантропов: это первые погребения, сделанные по определенному обряду, находки в пещерах черепов медведей и волков, явно имеющие отношение к культу животных, и зачатки изобразительной деятельности, возможно, представляющие следы магических ритуалов. <...> Такая наука, как психология, также уделяет внимание проблемам специфики первобытного мышления. <...> Интерес к проблемам зарождения религии и мифологии появился еще в античные времена, когда философами высказывались идеи о том, что причиной появления религии был страх перед явлениями природы (Демокрит <...>
Первобытные_религиозные_верования__текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Е.В. Спиридонова Первобытные религиозные верования Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 94(3) (078) ББК Э31я73 С 72 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензенты: доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат исторических наук П.Г. Аграфонов; кафедра гуманитарных дисциплин Международного университета бизнеса и новых технологий Спиридонова, Е.В. Первобытные религиозные верования : С 72 текст лекций / Е.В. Спиридонова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 60 с. ISBN 5-8397-0376-1 Текст лекций посвящен особенностям первобытного мировоззрения и культовой практики. Рассматриваются социоструктурные, хозяйственные, превентивно-агрессивные и погребальные культы. Знакомство с древними культами позволит лучше понять ряд черт в развитых религиозных системах, а также увидеть истоки современных обычаев и традиций. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины "История мировых религий" и "История первобытного общества", блок ОПД) очной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры. Библиогр.: 63 назв. УДК 94(3) (078) ББК Э31я73 © Ярославский государственный университет, 2005 ISBN 5-8397-0376-1 2 © Е.В. Спиридонова, 2005
Стр.2
Тема 1. История изучения первобытных религиозных верований. Специфика первобытного мировоззрения Первобытная эпоха является древнейшим и самым продолжительным этапом в истории человечества, этапом появления и становлении самого человека как биологического вида, человеческого общества, хозяйства и культуры, духовной и материальной. Множество явлений, в том числе и явлений современной жизни, уходят корнями в эту древнюю эпоху. Назовем только некоторые из них: жилища и одежда, земледелие и скотоводство, брак и семья, наука и религия и т.д. Знакомство с начальными этапами становления духовной культуры поможет лучше понять ряд черт в развитых религиозных системах, а также увидеть истоки современных обычаев и традиций. Древнейшие свидетельства о зарождении первых идеологических представлений относятся к эпохе мустье и датируются возрастом в 100-70 тыс. лет, причем известны они были и у неандертальцев, и у неоантропов: это первые погребения, сделанные по определенному обряду, находки в пещерах черепов медведей и волков, явно имеющие отношение к культу животных, и зачатки изобразительной деятельности, возможно, представляющие следы магических ритуалов. Наскальная живопись достигает своего апогея между 16000 и 9000 годами и относится уже к деятельности наших непосредственных предков, появившихся на территории Европы 40-35 тыс. лет назад. Дальнейшее развитие идеологических представлений изучается не только по археологическим данным, которых как раз не очень много. Гораздо большую роль тут играют этнологические источники, изучение духовной жизни синполитейных обществ, племен, находящихся на разных ступенях разложения родо-племенного строя, а также исследование пережитков, сохраняющихся в культуре современных вполне цивилизованных народов. Несомненно, большое значение имеет изучение устного народного творчества, мифов, легенд, преданий, сказок, эпических произведений, которые, как пра3
Стр.3
вило, дошли до наших дней в поздних редакциях, но, тем не менее, сохранили архаичные черты, позволяющие реконструировать древнюю мифологию. Такая наука, как психология, также уделяет внимание проблемам специфики первобытного мышления. Вопрос о происхождении религиозных верований изначально развивался по двум направлениям. Для верующих ответ однозначен: религия имеет божественное происхождение. Атеисты рассматривают возникновение религиозных верований как естественный процесс, вызванный к жизни особенностями первобытного мировоззрения. Интерес к проблемам зарождения религии и мифологии появился еще в античные времена, когда философами высказывались идеи о том, что причиной появления религии был страх перед явлениями природы (Демокрит, Лукреций Кар) или обожествление реально существовавших людей, например вождей (Эвгемер). Мифы даже в те времена воспринимались образованными людьми как поэтические аллегории (софисты, стоики) или сознательный обман со стороны жрецов (эпикурейцы). В период средневековья проявление интереса к этому вопросу считалось кознями дьявола и могло повлечь за собой крупные неприятности. Новый подъем в исследованиях был связан с началом Великих географических открытий и знакомством европейцев с отсталыми племенами Африки, Америки и Австралии. В XVIII веке появляются первые теории о специфике первобытного мышления, для которого, как считали, было характерно преобладание эмоций и стремление к антропоморфизации окружающей среды. Дж. Вико сравнивал психологию дикарей с образом мысли маленьких детей (1725 г.). Ж.Ф. Лафито попытался сопоставить культуру североамериканских индейцев с древнегреческой. Ш. де Бросс использовал этнографические сведения об африканских племенах для изучения религий Древнего Египта и Рима. Он же впервые ввел в научный оборот такие термины, как зоолатрия и фетишизм. Английский путешественник Дж. Лонг в 1791 году впервые выявил и описал тотемические представления североамериканских индейцев. В XIX веке романтическая философия мифа, получившая свое завершение у Ф.В. Шеллинга, трактовала миф как эстетический феномен; мифология, по его мнению, занимала промежуточное положение между природой и искусством, представляла собой обожест4
Стр.4
вление природных явлений. Немецкие ученые-филологи Я. и В. Гримм впервые обратились к изучению европейских сказок как отражению древнейшей мифологии. Во второй половине XIX веке главными соперниками в изучении древней мифологии были две магистральные научные школы. Сторонники первой - астрально-мифологической (натуралистической) школы (А. Кун, В. Шварц, М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня и др.) – опирались на успехи сравнительно-исторического индоевропейского языкознания. М. Мюллер создал свою концепцию происхождения мифа через «болезнь языка»: первобытный человек метаморфически обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки, а когда первоначальный смысл забывался – возникал миф. Сторонники школы ошибочно пытались свести все мифологические сюжеты к астральным или метеорологическим явлениям. Вторая школа – антропологическая, или эволюционистская (Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер и др.) – опиралась на данные сравнительной этнографии, изучение архаических племен в сравнении с цивилизованным человечеством. Э. Лэнг обратил внимание на наличие в мифах многих отсталых народов некоего образа создателя мира, который, выполнив свою функцию, в дальнейшем в мифах практически не упоминается – «ленивое божество». Лэнг посчитал подобные представления остатками божественного откровения, забытого людьми. Отсюда ведет начало концепция прамонотеизма. Э. Тайлор ошибочно называл древнейшей религией анимизм, который выводил из рациональных размышлений дикаря о таких явлениях, как смерть, сон, болезнь и т.д. В действительности анимизм представляет собой мировоззренческую категорию, составную часть практически всех религий. Мифология, по мнению Тайлора, играла роль своеобразной первобытной науки, объясняющей устройство мира. Последователем этого направления стал английский ученый Дж. Фрэзер, положивший начало теории о приоритете ритуала над мифом. Кроме того, ему принадлежит одна из первых попыток дать классификацию магии, которую он противопоставлял религии и считал предтечей науки. Огромное влияние на науку оказали его исследования в области аграрных культов «умирающего и воскресающего бога». Ритуалистическая доктрина Фрэзера стала отправ5
Стр.5