Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Средневековая историография: Текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКаркозашвили
ИздательствоЯрГУ
Страниц97
ID206525
АннотацияВ тексте лекций излагается краткая история становления и развития историографии западноевропейского Средневековья - со времени формирования ее идейно-концептуальных основ в трудах патристов III — V вв. до начавшегося в XIV - XV вв. перехода от традиционной средневековой к историографии эпохи Возрождения и раннего нового времени. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплины "История исторической науки. Историография", блок ОПД. очной формы обучения и "Средневековая историография" блок ДС. очно-заочной формы обучения).
ISBN5-S397-0330-3
УДК93/94(4)
ББКТ1(0)4я+73
Каркозашвили, Н.Ш. Средневековая историография: Текст лекций : Текст лекций / Н.Ш. Каркозашвили .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 97 с. — ISBN 5-S397-0330-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/206525 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Ш. Каркозашвили Средневековая историография Текст лекций Ярославль 2004 ББК Т1(0)4я+73 К 23 УДК 93/94(4) «04/14» Рецензенты: кафедра гуманитарных дисциплин МУБиНТа; канд. ист. наук Н.В. Новикова. <...> ISBN 5-8397-0330-3 В тексте лекций излагается краткая история становления и развития историографии западноевропейского Средневековья – со времени формирования ее идейно-концептуальных основ в трудах патристов III – V вв. до начавшегося в XIV – XV вв. перехода от традиционной средневековой к историографии эпохи Возрождения и раннего нового времени. <...> Н.Ш. Каркозашвили, 2004 2 Введение Изучение средневекового историописания представляет немалый исследовательский интерес не только потому, что позволяет в той или иной мере оценить состояние исторической мысли в средние века. <...> В предлагаемом тексте лекций развитие средневековой историографии рассматривается в тесной взаимосвязи с наиболее знаменательными событиями истории Средневековья, важнейшими ее вехами, такими, как возникновение патристики, образование варварских государств, Каролингская эпоха и период феодальной анархии, Высокое Средневековье, начало кризиса и упадка средневекового общества. <...> При этом в лекционном курсе речь идет о состоянии историописания главным образом в тех западноевропейских странах, где на тот или иной период средневековой истории в сфере исторического знания были достигнуты наибольшие успехи. <...> Августин Блаженный С конца II в. н.э., в условиях нарастающего социально-экономического и политического кризиса Римской империи, античная историография обнаруживает явные признаки быстрого упадка. <...> Именно в произведениях первых патристов зарождаются и развиваются идейные и методологические основы христианской историографии. <...> Опираясь главным образом на библейскую традицию и заимствуя отдельные элементы античного историко-философского наследия, христианские мыслители положили начало средневековой концепции исторического развития, выработали <...>
Средневековая_нсториография_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Н.Ш. Каркозашвили Средневековая историография Текст лекций Ярославль 2004
Стр.1
ББК Т1(0)4я+73 К 23 УДК 93/94(4) «04/14» Рецензенты: кафедра гуманитарных дисциплин МУБиНТа; канд. ист. наук Н.В. Новикова. Каркозашвили Н.Ш. Средневековая историография: Текст лекций / Н.Ш. Каркозашвили; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 95 с. ISBN 5-8397-0330-3 В тексте лекций излагается краткая история становления и развития историографии западноевропейского Средневековья – со времени формирования ее идейно-концептуальных основ в трудах патристов III – V вв. до начавшегося в XIV – XV вв. перехода от традиционной средневековой к историографии эпохи Возрождения и раннего нового времени. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплины "История исторической науки. Историография", блок ОПД, очной формы обучения и "Средневековая историография" блок ДС, очно-заочной формы обучения). ISBN 5-8397-0330-3 © Ярославский государственный университет, 2004 © Н.Ш. Каркозашвили, 2004 2
Стр.2
Введение Изучение средневекового историописания представляет немалый исследовательский интерес не только потому, что позволяет в той или иной мере оценить состояние исторической мысли в средние века. Обращение к сочинениям историков-хронистов дает возможность судить о духовной атмосфере средневекового общества, определенных сторонах его культурной жизни. Помимо того, именно историографическое наследие средних веков является основным источником информации, необходимой для воссоздания сложной картины социально-политических, культурных процессов эпохи Средневековья, которые, в свою очередь, во многом определяли характер и направленность развития исторической мысли в то время. В предлагаемом тексте лекций развитие средневековой историографии рассматривается в тесной взаимосвязи с наиболее знаменательными событиями истории Средневековья, важнейшими ее вехами, такими, как возникновение патристики, образование варварских государств, Каролингская эпоха и период феодальной анархии, Высокое Средневековье, начало кризиса и упадка средневекового общества. При этом в лекционном курсе речь идет о состоянии историописания главным образом в тех западноевропейских странах, где на тот или иной период средневековой истории в сфере исторического знания были достигнуты наибольшие успехи. Лекция 1. Развитие патристической историографии в III – V вв. Августин Блаженный С конца II в. н.э., в условиях нарастающего социально-экономического и политического кризиса Римской империи, античная историография обнаруживает явные признаки быстрого упадка. Среди авторов, обращавшихся к исторической проблематике, усиливается эпигонство - нетворческое подражательство классическим образцам, а сами «исторические труды» превращаются в чисто литературные произведения, в которых не оставалось места для постановки иссле3
Стр.3
довательских целей: главное внимание в них уделялось усилению эмоционального воздействия на читателей, драматизации излагаемых событий. Распространение христианства в первые столетия новой эры сопровождалось активным наступлением на античную научную мысль, философские традиции. Языческая философия и литература все более уступали свои позиции произведениям церковно-христианских авторов. Так, в противовес гностикам, которые призывали изучать христианские идеи, опираясь на достижения эллинистической философии, «отцы церкви» провозгласили тезис о несоединимости религиозной веры и философии: между верой и разумом нет точек соприкосновения, вера – это данность, не нуждающаяся ни в каких размышлениях. Абсолютное неприятие рационализма как метода познания, утверждаясь в качестве богословского принципа, постепенно распространялось на другие сферы духовного творчества, затронув и историческую мысль. Именно в произведениях первых патристов зарождаются и развиваются идейные и методологические основы христианской историографии. Опираясь главным образом на библейскую традицию и заимствуя отдельные элементы античного историко-философского наследия, христианские мыслители положили начало средневековой концепции исторического развития, выработали свои собственные приемы и методы историописания, утвердили новое представление о назначении и роли исторического знания. В том или ином аспекте историческая проблематика затрагивалась в произведениях патристов начиная со II – III вв. Однако сочинения Юлия Секста Африкана, Ипполита и других христианских писателей сохранились лишь в небольших литературных отрывках, не позволяющих составить целостное представление о мировоззрении, исторических взглядах их авторов. Основателем патристической историографии традиционно считается Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (260 – 340 гг.). Родом он был из Палестины, происходил из семьи греков-христиан. В годы религиозных гонений Евсевий Памфил вынужден был много скитаться. После воцарения Константина, пользуясь широкой поддержкой императора-христианина, он написал несколько крупных историкобогословских сочинений. 4
Стр.4