Н.Ш. Каркозашвили
Средневековая
историография
Текст лекций
Ярославль 2004
ББК Т1(0)4я+73
К 23
УДК 93/94(4) «04/14»
Рецензенты:
кафедра гуманитарных дисциплин МУБиНТа;
канд. ист. наук Н.В. Новикова. <...> ISBN 5-8397-0330-3
В тексте лекций излагается краткая история становления и развития историографии западноевропейского Средневековья – со времени
формирования ее идейно-концептуальных основ в трудах патристов
III – V вв. до начавшегося в XIV – XV вв. перехода от традиционной
средневековой к историографии эпохи Возрождения и раннего нового
времени. <...> Н.Ш. Каркозашвили, 2004
2
Введение
Изучение средневекового историописания представляет немалый
исследовательский интерес не только потому, что позволяет в той
или иной мере оценить состояние исторической мысли в средние века. <...> В предлагаемом тексте лекций развитие средневековой историографии рассматривается в тесной взаимосвязи с наиболее знаменательными событиями истории Средневековья, важнейшими ее вехами, такими, как возникновение патристики, образование варварских
государств, Каролингская эпоха и период феодальной анархии, Высокое Средневековье, начало кризиса и упадка средневекового общества. <...> При этом в лекционном курсе речь идет о состоянии историописания главным образом в тех западноевропейских странах, где на тот
или иной период средневековой истории в сфере исторического знания были достигнуты наибольшие успехи. <...> Августин Блаженный
С конца II в. н.э., в условиях нарастающего социально-экономического и политического кризиса Римской империи, античная историография обнаруживает явные признаки быстрого упадка. <...> Именно в произведениях первых патристов зарождаются и развиваются идейные и методологические основы христианской историографии. <...> Опираясь главным образом на библейскую традицию и заимствуя отдельные элементы античного историко-философского наследия, христианские мыслители положили начало средневековой
концепции исторического развития, выработали <...>
Средневековая_нсториография_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Н.Ш. Каркозашвили
Средневековая
историография
Текст лекций
Ярославль 2004
Стр.1
ББК Т1(0)4я+73
К 23
УДК 93/94(4) «04/14»
Рецензенты:
кафедра гуманитарных дисциплин МУБиНТа;
канд. ист. наук Н.В. Новикова.
Каркозашвили Н.Ш.
Средневековая историография: Текст лекций / Н.Ш. Каркозашвили;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 95 с.
ISBN 5-8397-0330-3
В тексте лекций излагается краткая история становления и развития
историографии западноевропейского Средневековья – со времени
формирования ее идейно-концептуальных основ в трудах патристов
III – V вв. до начавшегося в XIV – XV вв. перехода от традиционной
средневековой к историографии эпохи Возрождения и раннего нового
времени.
Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности
020700 История (дисциплины "История исторической
науки. Историография", блок ОПД, очной формы обучения и "Средневековая
историография" блок ДС, очно-заочной формы обучения).
ISBN 5-8397-0330-3
© Ярославский государственный
университет, 2004
© Н.Ш. Каркозашвили, 2004
2
Стр.2
Введение
Изучение средневекового историописания представляет немалый
исследовательский интерес не только потому, что позволяет в той
или иной мере оценить состояние исторической мысли в средние века.
Обращение к сочинениям историков-хронистов дает возможность
судить о духовной атмосфере средневекового общества, определенных
сторонах его культурной жизни. Помимо того, именно историографическое
наследие средних веков является основным источником
информации, необходимой для воссоздания сложной картины социально-политических,
культурных процессов эпохи Средневековья,
которые, в свою очередь, во многом определяли характер и направленность
развития исторической мысли в то время.
В предлагаемом тексте лекций развитие средневековой историографии
рассматривается в тесной взаимосвязи с наиболее знаменательными
событиями истории Средневековья, важнейшими ее вехами,
такими, как возникновение патристики, образование варварских
государств, Каролингская эпоха и период феодальной анархии, Высокое
Средневековье, начало кризиса и упадка средневекового общества.
При этом в лекционном курсе речь идет о состоянии историописания
главным образом в тех западноевропейских странах, где на тот
или иной период средневековой истории в сфере исторического знания
были достигнуты наибольшие успехи.
Лекция 1. Развитие патристической
историографии в III – V вв.
Августин Блаженный
С конца II в. н.э., в условиях нарастающего социально-экономического
и политического кризиса Римской империи, античная историография
обнаруживает явные признаки быстрого упадка. Среди авторов,
обращавшихся к исторической проблематике, усиливается
эпигонство - нетворческое подражательство классическим образцам,
а сами «исторические труды» превращаются в чисто литературные
произведения, в которых не оставалось места для постановки иссле3
Стр.3
довательских целей: главное внимание в них уделялось усилению
эмоционального воздействия на читателей, драматизации излагаемых
событий.
Распространение христианства в первые столетия новой эры сопровождалось
активным наступлением на античную научную мысль,
философские традиции. Языческая философия и литература все более
уступали свои позиции произведениям церковно-христианских авторов.
Так, в противовес гностикам, которые призывали изучать христианские
идеи, опираясь на достижения эллинистической философии,
«отцы церкви» провозгласили тезис о несоединимости религиозной
веры и философии: между верой и разумом нет точек
соприкосновения, вера – это данность, не нуждающаяся ни в каких
размышлениях. Абсолютное неприятие рационализма как метода познания,
утверждаясь в качестве богословского принципа, постепенно
распространялось на другие сферы духовного творчества, затронув и
историческую мысль.
Именно в произведениях первых патристов зарождаются и развиваются
идейные и методологические основы христианской историографии.
Опираясь главным образом на библейскую традицию и заимствуя
отдельные элементы античного историко-философского наследия,
христианские мыслители положили начало средневековой
концепции исторического развития, выработали свои собственные
приемы и методы историописания, утвердили новое представление о
назначении и роли исторического знания.
В том или ином аспекте историческая проблематика затрагивалась
в произведениях патристов начиная со II – III вв. Однако сочинения
Юлия Секста Африкана, Ипполита и других христианских писателей
сохранились лишь в небольших литературных отрывках, не
позволяющих составить целостное представление о мировоззрении,
исторических взглядах их авторов.
Основателем патристической историографии традиционно считается
Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (260 – 340 гг.). Родом
он был из Палестины, происходил из семьи греков-христиан. В годы
религиозных гонений Евсевий Памфил вынужден был много скитаться.
После воцарения Константина, пользуясь широкой поддержкой
императора-христианина, он написал несколько крупных историкобогословских
сочинений.
4
Стр.4