№ 3 (6354)
25–31 января 2012 г.
www.lgz.ru
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
Выходит по средам
100 книг
на душу
населения
Очередная программная
статья Владимира
Путина, опубликованная
в «Независимой газете»,
целиком посвящена
национальному вопросу.
Характерно, что именно в
этом контексте прозвучала
мысль о «золотой сотне»
книг, которые должен
прочитать каждый
российский школьник:
«Наша нация всегда была
читающей нацией. Давайте
проведём опрос наших
культурных авторитетов
и сформируем список
100 книг, которые должен
будет прочитать каждый
выпускник российской
школы». То есть чтению
– по словам Пушкина,
«лучшему учению»
– возвращается статус
национального приоритета
и дела государственной
важности.
Вопрос назрел давно.
Интенсивность откликов
лидеров общественного
мнения именно на
это положение статьи
кандидата в президенты
показала истинный
уровень актуальности
предложения. Естественно,
нашлись, особенно среди
коммерческих литераторов,
персоны, которые
решили извлечь для себя
немедленную выгоду. Так,
совсем по басне Крылова
«Кукушка и петух»
быстрый разумом Д. Быков
предложил включить в
«сотню юных бойцов»
З. Прилепина, в ответ на
что тот вполне ожидаемо
рекомендовал в список
трилогию Д. Быкова.
Но это, что называется,
«головокружение от
успехов». В сотню должны
попасть писатели, чьё
место в литературе
утверждено временем, а не
сиюминутной шустростью
и митинговой активностью.
Для начала необходимо
выработать
методологическую
основу отбора. С русской
классикой всё более
или менее ясно. А
вот по каким книгам
современный школьник
составит представление
об отечественной
истории и культуре
ХХ столетия? Только по
А. Солженицыну или
В. Набокову? Или всё же и
по А. Фадееву, Л. Леонову,
Н. Островскому? И
по каким критериям
будет, например,
сочетаться русская,
зарубежная литература
и литература народов
России? Предложение
В. Путина – вызов прежде
всего гуманитарному
сообществу, возможность
для «культурных
авторитетов» преодолеть
наконец «стилистические
разногласия» и
начать диалог. Только
договороспособная
и профессиональная
гуманитарная группа в
состоянии дать обществу не
меняющиеся в зависимости
от исторической
конъюнктуры «чёрный»
и «белый» списки, а
создать своеобразный
национальный «резервный
банк» книг, который
наконец обеспечит вечной
доходностью обнищавшую
душу населения.
На этой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 17 514 человека. Заходите!
Кудесник оперы
Если искусству везёт с эпохой,
то это надолго. Творцы не заставляют
ждать, когда народный призыв
требует служения. И бывает
мастеров в достатке, а время
пленяет их, как янтарь цикаду, и,
подобно янтарю, консервирует
сверчковую трель, придавая песне
оттенок золотящейся вечности.
Три года без Бориса Покровского
– и целый век с ним. Будто с самого
рождения ставил мастер оперу в
русском театре. Сделав синонимами
«оперную режиссуру» и «театр
Покровского». Кто вызвал художника?
Время! Которое не выберешь,
но которое можешь формировать,
коли хватает смелости и сил ломать
янтарные узы чиновничьей ласки.
Борис Покровский – консерватор
и традиционалист. Не одно
десятилетие в «образцовом»
театре России – СССР: Большом.
Главный режиссёр главной площадки
сумел понять, чем до'лжно
укреплять могущество победившего
строя. Новая страна нуждалась
не столько в новом искусстве,
сколько в утверждении собственной
мощи, в диктате своей
мессианской универсальной идеи,
остающейся для русского народа
парадоксально национальной на
века. Силы брались в токах родной
земли и в уверенном стоянии
на твёрдой почве культуры с её
вечными «прописями» основ и
повторениями пройденного. Так,
Святогор-богатырь в русских сказках
был непобедим, покуда его не
оторвали от матери-земли. Так и
Покровский, прямой и острый, как
штык винтовки Мосина, старался
быть таким же неприметным
и разящим в режиссуре, каким
бывал клинок в руках опытного
пехотинца.
Его награждали. Его возвеличивали.
Его назначали, его снимали,
а он не бронзовел. Не боялся ста«ЛГ»-РЕЙТИНГ
Римма Казакова.
Стихотворения, песни.
– М.: ФСИЭП, 2011.
– 496 с. – 2000 экз.
Римма Казакова.
Публицистика, проза,
воспоминания современников.
– М.: ФСИЭП,
2011. – 366 с. – 2000 экз.
К 80-летию со дня
р ождения Риммы
Казаковой Фонд социально-экономических
и
интеллектуальных программ
при финансовой поддержке фонда «Русский
мир» выпустил двухтомник её произведений. В
первый том вошли стихи разных лет, а также тексты
песен, музыку к которым писали А. Пахмутова,
И. Крутой, К. Орбелян и другие известные композиторы
данного жанра. Второй вобрал в себя
лирические хроники первой половины 90-х годов.
Самобытный поэтический голос Казаковой, на
котором выросло несколько поколений, остаётся
актуальным по сей день. «Главной задачей этого
двухтомника было сохранение в нём её живого
голоса со всеми оттенками интонаций, с разной
степенью эмоциональности», – отмечают издатели.
Русский проект
исправления мира и
художественное творчество
XIX–XX веков:
Коллективная монография
/ Ред. Н.В. Ковтун.
– М.: Флинта; Наука,
2011. – 408 с. – 500 экз.
Настоящее издание
вить опыты над собой и зрителем.
Его наказывали за «формализм»,
но не «расстрельно». Государство
понимало, что без разведки будущего
можно лишиться и славного
прошлого.
Покровский шёл бесстрашно
вперёд. Он либо «замораживал»
метод до совершенства полярного
льда, либо «жёг» так, как не сумел
бы ожечь и полярный лёд.
Создавал новые театры, творил
новые эпохи, был «демиургом
охранительства», саму «охранность»
отвергая самобытным творчеством.
Художник
устремлялся вдаль
путём разрешения противоречий
– и на этой стезе возвеличивалась
страна. Мир вслушивался в русскую
оперу и не скупился, когда
требовалось занять место в партере,
чтобы всмотреться.
Никто не смел сказать, что
оперная сцена СССР провинциальна!
…Большой
театр не готовит торжеств
по случаю столетия героя.
У БТ теперь иные маяки. Из кожи
вон – но как «в Европах»! Аскетизм
первородства отдан за чечевичную
похлёбку провинциальной «родственности»
и разбитое «стуло» в
«людской».
Художника нет. Идеалы преданы.
В дни столетия маэстро хочется
взмолиться:
«Покрый нас от всякаго зла честным
Твоим омофором!»
Продолжение темы «100-летие со
дня рождения Б.А. Покровского»
– на стр. 11
посвящено анализу
русской утопической
традиции во всём многообразии
её художественных
проявлений.
Исследования глобальных утопических проектов
(почвенничество, конструктивизм, социалистический
реализм, патриархальная версия
современных традиционалистов) сочетаются
здесь с главами-медальонами о творчестве отдельных
авторов, обратившихся к теме утопии.
Книгу отличает от многих, ей подобных, специфика
рассмотрения самого понятия «утопия»
как своеобразного инструмента измерения:
оно изначально оценочно и беспристрастно.
Безусловно, издание будет интересно не только
филологам и историкам, но и всем любителям
российской словесности.
Японская классическая
поэзия. Хокку.
Антология / Пер. Веры
Марковой. – М.:
Эксмо, 2012. – 160 с. –
(Серия «Классика в
школе»). – 5000 экз.
Хокку – уникальный
жанр японской поэзии,
состоящий всего из трёх
нерифмованных строчек.
Трудно сказать,
почему он стал таким
популярным в России,
КЛАССИКИ И БЫТ
Свои не в доску
Ч
то может быть приятнее самолюбию
журналиста, чем устранение
«отдельных недостатков»,
выявленных в острой статье?
И что может разбить журналистское
сердце так, как полное наплевательство
на поданный сигнал?
29 ноября прошедшего года была
открыта мемориальная доска на
знаменитом Доме писателей в Москве
(Лаврушинский переулок, дом
17, строение 2). «Здесь в разные
годы жили выдающиеся писатели,
учёные, деятели культуры», гласит
надпись на мемориале. Казалось
бы, ура – и пробки в потолок! Ведь
16 ноября (№ 45) «ЛГ» опубликовала
довольно-таки язвительную заметку
«Что в имени тебе моём», где
речь шла как раз о том, что на легендарном
доме висит только одна
доска – в честь забытого
театрального критика
Ю. Юзовского, автора монографии
«Советские актёры в
горьковских ролях». Странно:
улица Горького стала
Тверской, памятник Буревестнику
убран с площади
Белорусского вокзала, а имя
Юзовского одиноко сияет
мемориальным золотом.
А между тем в доме, построенном
по личному указу
И. Сталина, в разное время
проживали Борис Пастернак,
Илья Эренбург, Агния Барто,
Илья Ильф и Евгений Петров, Фёдор
Гладков, Константин Федин,
Юрий Олеша, Михаил Пришвин,
Всеволод Иванов, Вениамин Каверин,
Эммануил Казакевич, Константин
Паустовский, Владимир Чивилихин,
Маргарита Алигер, Лев
Ошанин, Владимир Соколов и многие
другие.
Но победный крик отчего-то застрял
в горле. На памятной доске
не перечислен никто из именитых
жильцов дома в Замоскворечье. Не
оправдалось даже ироническое предположение
нашей газеты, что выдающихся
писателей переведут в «и др.»
и «многие», – в мемориальном тексте
отсутствуют и эти слова. Просто
«жил» невесть кто «в разные годы». А
Юзовский за всех представительствует.
Подробное перечисление, видимо,
напугало чиновников, охраняющих
московские памятники, возможными
последствиями: глядишь, учёные своих
потребуют увековечить, «деятели
культуры» за своих начнут хлопотать.
А тут вроде бы всем сестрам по серьгам,
пусть и камушки дешёвенькие.
Чиновники управы столичного
района Якиманка, говорят, обиделись
на «ЛГ» за предыдущую публикацию.
Дескать, мы за эту доску
бились-бились, а нас вон как!
Так не стоило, дорогие якиманцы,
молчком убиваться за такое убожество.
Надо было в колокола звонить.
Ведь дом в Лаврушинском
числится объектом культурного
значения, хотя и с невыявленной
категорией. Так её и надо было
выявить, прежде чем лепить безымянную
доску! Правда, против
фамилии А.В. Левановой – начальника
отдела культурного наследия
ЦАО в одноимённом департаменте
– нет ни номера телефона, ни адреса
электронной почты, но, полагаем,
добраться до неё посильно:
было бы желание.
Да и неслучайно, по всему выходит,
апеллировала «ЛГ» к районной
управе: в прессе сообщалось, что на
торжественном открытии глухонемой
мемориальной доски
к собравшимся «с приветственной
речью» обратился глава РУ
Якиманка Михаил Столбов. Но
почему же на сайте управы нет
ни слова о столь якобы знаменательном
событии? Не потому
ли, что М. Столбов и его
подчинённые прекрасно понимают,
что досочка-то того…
Пустоватая, прямо скажем.
Что ж! Значит, орган исполнительной
власти самого
маленького по территории и
самого крупного по объектам
культуры района не вполне
понимает задачу сохранения культурного
наследия лица государства
– его столицы. Пойдём выше! И надеемся,
что мэр Москвы услышит и
поймёт нас.
П. ХОХЛОВСКИЙ
но факт остаётся фактом: у нас не только широко
издают произведения японских классиков, но
и современные русские поэты активно работают
в данном жанре, публикуя хокку в своих сборниках,
журналах, газетах, альманахах. В настоящую
антологию вошли как признанные классики
японской литературы, так и малоизвестные авторы.
Отрадно, что книга вышла в серии «Классика
в школе», хотя она представляет несомненный
интерес и для старшего поколения. Переводы,
выполненные замечательным литературоведом
и востоковедом Верой Николаевной Марковой
(1907–1995), давно признаны эталонными.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
«Литературной газеты» традиционно объявляет
имена лауреатов нашей премии имени Антона
Дельвига – ближайшего сподвижника основателя
старейшего российского культурологического
издания А.С. Пушкина.
Премии за 2011 год присуждены:
В начале нового года редакционная коллегия
члену-корреспонденту, советнику
Российской академии наук
Николаю СКАТОВУ (СанктПетербург)
– за статьи по истории
отечественной литературы;
(Лондон) – за стихотворные публикации
последних лет и эссе;
поэту Лидии ГРИГОРЬЕВОЙ
актёру кино и театра Владимиру
КОНКИНУ – за публицистические
выступления на страницах
«ЛГ» на актуальные темы современности,
рассказы и эссе;
поэту Владимиру ШЕМШУЧЕНКО
(Санкт-Петербург) – за верность
традициям русской поэтической
школы, многочисленные публикации
о проблемах культуры, сохранения
русского языка.
ИТАР-ТАСС
Стр.1