Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Организация дистанционного образования детей-инвалидов (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШайденко Надежда Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц201
ID206401
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлена концепция организации подготовки педагогических работников и родителей к дистанционному образованию детей-инвалидов, разработанная коллективом преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого; систематизированы и обобщены материалы проведения курсов повышения квалификации; проанализированы результаты мониторинга готовности педагогических работников к внедрению технологии дистанционного образования и готовности родителей детей-инвалидов к участию в дистанционном образовании своих детей. Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям вузов, учителям и родителям детей-инвалидов, а также всем, кто заинтересован в продвижении идей дистанционного образования детей-инвалидов.
ISBN978-5-87954-664-4
ББК74.3я73
Шайденко, Н. А. Организация дистанционного образования детей-инвалидов / Н. А. Шайденко .— : [Б.и.], 2012 .— 201 с. — ISBN 978-5-87954-664-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206401 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Э. Баумана); доктор психологических наук, профессор Н. Ю. Синягина (ФГНУ ЦПВ и СППДМ, г. Москва); доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии информатизации образования, заведующий кафедрой информатизации технологий А. Н. Привалов (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-664-4 В учебно-методическом пособии представлена концепция организации подготовки педагогических работников и родителей к дистанционному образованию детейинвалидов, разработанная коллективом преподавателей ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого; систематизированы и обобщены материалы проведения курсов повышения квалификации; проанализированы результаты мониторинга готовности педагогических работников к внедрению технологии дистанционного образования и готовности родителей детейинвалидов к участию в дистанционном образовании своих детей. <...> Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям вузов, учителям и родителям детей-инвалидов, а также всем, кто заинтересован в продвижении идей дистанционного образования детей-инвалидов. <...> Л. Н. Толстого» – участник регионального мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», реализуемого в рамках национального проекта «Образование» на 2009–2012 гг. <...> Использование дистанционных образовательных технологий дает возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом его физических возможностей, состояния здоровья, склонностей и интересов. <...> Ребенок-инвалид испытывает сложности социализации, он имеет дефицит общения со сверстниками. <...> Для детейинвалидов это также возможность участия в различных выставках, конкурсах, олимпиадах, что позволяет расширить круг их общения, область применения полученных знаний. <...> В университете накоплен богатый опыт по реализации программ курсов повышения квалификации по вопросам технологий дистанционного обучения, в том числе и в дистанционной <...>
Организация_дистанционного_образования_детей-инвалидов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Организация_дистанционного_образования_детей-инвалидов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 74.3я73 О64 Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» Г. И. Семикин (МГТУ им. Н. Э. Баумана); доктор психологических наук, профессор Н. Ю. Синягина (ФГНУ ЦПВ и СППДМ, г. Москва); доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии информатизации образования, заведующий кафедрой информатизации технологий А. Н. Привалов (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого») Авторы-составители: кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе, руководитель Межрегионального центра развития кадрового потенциала молодежной политики по ЦФО З. Н. Калинина; кандидат биологических наук, доцент В. С. Якушина; кандидат биологических наук, доцент М. Е. Архипов; кандидат педагогических наук, доцент Ю. И. Богатырева; кандидат психологических наук, доцент Е. В. Декина; кандидат биологических наук, директор Центра дополнительного и профессионального образования Т. В. Кирилина; кандидат политических наук, доцент С. В. Краюшкина; старший преподаватель И. Л. Мусатова; кандидат психологических наук, доцент С. В. Пазухина; кандидат педагогических наук, доцент Л. Д. Ситникова; кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Шмелев Научный редактор – доктор педагогических наук, профессор, член-корресподент РАО Н. А. Шайденко Организация дистанционного образования детей-инвалидов: О64 Учеб.-метод. пособие / Науч. ред. Н. А. Шайденко.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 383 с. ISBN 978-5-87954-664-4 В учебно-методическом пособии представлена концепция организации подготовки педагогических работников и родителей к дистанционному образованию детейинвалидов, разработанная коллективом преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого; систематизированы и обобщены материалы проведения курсов повышения квалификации; проанализированы результаты мониторинга готовности педагогических работников к внедрению технологии дистанционного образования и готовности родителей детейинвалидов к участию в дистанционном образовании своих детей. Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям вузов, учителям и родителям детей-инвалидов, а также всем, кто заинтересован в продвижении идей дистанционного образования детей-инвалидов. ББК 74.3я73 ISBN 978-5-87954-664-4 2 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
Стр.2
Содержание Введение .................................................................................................................. 4 1. Правовые аспекты организации дистанционного образования детей-инвалидов .................................................. 8 2. Учебно-методические материалы.................................................................... 15 2.1. Учебный план курсов повышения квалификации педагогических работников «Организация дистанционного образования детей-инвалидов» ......................................... 15 2.2. Учебный план программы обучения родителей детей-инвалидов «Поддержка дистанционного образования детей-инвалидов» ................... 17 3. Интерактивные электронные технологии в обучении. Особенности представления информации в электронных курсах. Ознакомление с основными возможностями использования MOODLE на примере электронного курса.......................................................................... 18 4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательной программы курсов............................................. 163 Приложения ......................................................................................................... 199 Приложение 1. Нормативно-правовые акты ................................................... 199 Приложение 2. Анкета-заявление для педагогических работников ............. 373 Приложение 3. Заявление родителя .................................................................. 374 Приложение 4. Входная анкета для педагогических работников.................. 375 Приложение 5. Входная анкета для родителей................................................ 378 Приложение 6. Анкета обратной связи ............................................................ 380 3
Стр.3
Введение В течение последних двух лет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» – участник регионального мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», реализуемого в рамках национального проекта «Образование» на 2009–2012 гг. Цели этого мероприятия в полной мере отвечают положениям Послания Президента РФ Федеральному собранию 2010 г.: «забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции». «Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда». Современная организация Интернета позволяет пользователю не только извлекать информацию, но и осуществлять информационное взаимодействие образовательного назначения. Использование интернет-технологий открывает новые возможности для обучения, делает его более доступным. Одновременно это предполагает соответствующую организацию учебного процесса с целью обеспечения эффективного обучения. Использование дистанционных образовательных технологий дает возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом его физических возможностей, состояния здоровья, склонностей и интересов. Ребенок-инвалид испытывает сложности социализации, он имеет дефицит общения со сверстниками. Использование Интернета, в том числе и в образовательных целях, открывает для него возможности для общения, для дополнительного образования. Для детейинвалидов это также возможность участия в различных выставках, конкурсах, олимпиадах, что позволяет расширить круг их общения, область применения полученных знаний. Обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным информационным ресурсам, возможность посещать школу, не покидая своей комнаты, – шанс получить качественное образование, а в будущем – профессию. В университете накоплен богатый опыт по реализации программ курсов повышения квалификации по вопросам технологий дистанционного обучения, в том числе и в дистанционной форме для разных категорий слушателей. На XII Всероссийском форуме «Образовательная среда» в творческом конкурсе научных разработок и инновационных решений программ в области высшего профессионального образования проект ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Интеграция отечественных образовательных учреждений в мировые информационные пространства на основе развития интерактивных электронных технологий» получил высокую оценку и был отмечен дипломом. Накопленный позитивный опыт был использован при разработке программы курсов повышения квалификации педагогических работников «Ор4
Стр.4
ганизация дистанционного образования детей-инвалидов». Одной из главных задач программы обучения стала подготовка кадров образовательных учреждений для поддержки внедрения и использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Целью данного пособия является изложение концепции, разработанной коллективом преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, по организации подготовки педагогических работников и родителей к дистанционному образованию детей-инвалидов; систематизация и обобщение материалов проведения курсов повышения квалификации; анализ результатов мониторинга готовности педагогических работников к внедрению технологии дистанционного образования и готовности родителей детей-инвалидов к участию в дистанционном образовании своих детей. Представленное учебно-методическое пособие содержит: – описание правовых аспектов организации дистанционного образования детей-инвалидов; – учебно-методические материалы, включающие учебный план курсов повышения квалификации педагогических работников «Организация дистанционного образования детей-инвалидов», учебный план программы обучения родителей детей-инвалидов «Поддержка дистанционного образования детейинвалидов»; – описание интерактивных электронных технологий в обучении; – описание специфики организации психолого-педагогического сопровождения образовательной программы курсов; – результаты мониторинга педагогических работников и родителей детей-инвалидов. Инновационная образовательная программа курсов повышения квалификации реализуется через систему взаимосвязи таких мероприятий, как: – внедрение в лекционные курсы материалов научных исследований; – обеспечение слушателей опорными конспектами лекционных материалов; – разработка базы кейс-технологий; – включение в систему преподавания приема разбора корреспонденции (построение лекции в форме ответов на вопросы слушателей); – внедрение в систему преподавания различных типов проектных заданий (исследовательских, творческих, информационных, проектно-ориентированных). Внедрение дистанционных образовательных технологий требует разработки особого педагогического и методического подхода к их использованию. При обучении педагоги осваивали навыки ведения учебного процесса с использованием возможностей системы управления образованием Moodle, которая в вузе функционирует с 2006 года. Программа обучения включала в себя знакомство с методическими особенностями организации обучения детей с использованием дистанционных технологий, носила практико5
Стр.5
ориентированный характер. Построение курса, предусматривающее обучение в очной и дистанционной формах, способствовало повышению эффективности и результативности занятий. Педагоги в ходе теоретического обучения актуализировали знания в области нормативно-правового регулирования обучения детей-инвалидов, психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями, в области методик и технологий организации образовательного процесса в дистанционной форме. На практических занятиях учителя получали навыки самостоятельной разработки авторских учебно-методических материалов, обучались технологиям адаптации готовых учебно-методических материалов к образовательному процессу с учетом индивидуальных особенностей ученика. Теоретические знания и практические навыки и умения, полученные на очных занятиях, педагоги применяли на практике в процессе общения с преподавателями – тьюторами в ходе продолжения обучения в дистанционной форме. Построение учебного процесса, предусматривающее очную и дистанционную формы обучения, обеспечивало возможность обучения с учетом специфики преподаваемых дисциплин. Сами педагоги имели возможность побывать в роли «учеников». Важное значение для достижения положительного результата при дистанционном обучении имеет организация образовательной среды на дому у ребенка. В этом случае помощником ребенка могут стать его родители, что обеспечит более быструю адаптацию к предлагаемым новшествам. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого родители детей с особыми образовательными потребностями получили возможность ознакомиться с достоинствами дистанционного обучения. В ходе учебных семинаров преподаватели вуза ознакомили родителей с психологическими, педагогическими, нормативно-правовыми аспектами использования электронных образовательных технологий. Для родителей детей, имеющих проблемы со здоровьем, крайне важно, чтобы учащийся сам мог выбирать последовательность изучения материала, получать доступ к необходимым учебным ресурсам (учебным пособиям, тестам и др.), не выходя из дома. Для реализации этой цели родители на занятиях знакомились с возможностями электронной почты, поисковых систем Интернета, интерактивных форумов, интернет-телефонии, а также объектно-ориентированной системы управления образованием Moodle. Следует отметить, что виртуальное общение при использовании дистанционного обучения не может заменить реальное. Желательно, на наш взгляд, сохранение сочетания дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Нельзя полностью исключить непосредственное взаимодействие ученика с учителем, предлагая дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями как единственную форму. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации, «новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психоло6
Стр.6
гию и особенности развития школьников. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать творческими и уверенными в себе людьми». Совместная деятельность родителей и ребенка при дистанционном обучении дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах. 7
Стр.7
1. Правовые аспекты организации дистанционного образования детей-инвалидов Приоритетными направлениями деятельности Российской Федерации по обеспечению прав и законных интересов ребенка в настоящее время являются укрепление детского и материнского здоровья, укрепление и защита семьи, выявление и поддержка одаренных детей, снижение количества детейинвалидов, подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодежи к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют прежде всего Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Конституцией Российской Федерации, помимо прочего, предусмотрены такие права и законные интересы ребенка как право на пользование условиями, обеспечивающими достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции); право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства и детства, право на воспитание и заботу со стороны родителей, а также на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях (ч. 2 ст. 7, ст. 38, ст. 39 Конституции); право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43 Конституции). На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Во исполнение указанных нормативных правовых актов, федеральными органами государственной власти были изданы следующие подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию обучения детей-инвалидов: – Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861) (с изменениями от 1 февраля 2005 г.); 8
Стр.8
– Порядок использования дистанционных образовательных технологий (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137); – Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 г. N 341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525»; – Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 г. N 06-1254). Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. К этим подзаконным нормативным правовым актам, изданным в Тульской области, следует отнести: – Постановление Администрации Тульской области от 6 июля 2009 г. N 482 «О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы» (с изменениями от 5 июля 2010 г.); – Об утверждении порядка обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дому и определения размеров компенсации затрат родителей на эти цели (в ред. Постановления администрации Тульской области от 26.05.2010 N 423). Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы" подчеркивает, что необходимым условием формирования современной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, одним из решающих факторов социальной стабильности. Основной целью Программы «Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы" является повышение в Тульской области доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели, помимо прочего, предполагает решение следующих приоритетных задач: укрепление материально-технической базы зданий и сооружений учреждений образования; создание безопасных условий для обучения и проживания детей в образовательных учреждениях; а также создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. В программе заложена идея, что при формировании современной модели образования на региональном уровне особое внимание должно быть сосредото9
Стр.9
чено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается, что основные цели и задачи Программы должны найти дальнейшее развитие в соответствующих муниципальных программах и программах развития образовательных учреждений. Правовые аспекты дистанционного обучения детей-инвалидов регламентируются в документе, которые называется так: Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861)(с изменениями от 1 февраля 2005 г.) (далее – Порядок). Порядок устанавливает, что для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей или законных представителей обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения. В соответствии с нормативными правовыми актами образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители имеют право при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.