Образовательные проекты
«Совёнок»
для младших школьников
2
Издаётся с сентября 2009 года
Учредитель и издатель –
Автономная некоммерческая
образовательная организация
«Межрегиональный центр
инновационных технологий
в образовании»
610035, Российская Федерация, <...> П. М. Горев
Серия 3
Путешествие
в Страну творчества
Выпуск 7
Комментарии,
ответы, решения
№ 13 (36), 2011 год
УДК 37.026.9
ББК 74.200.5
Авторы выпуска:
Горев Павел Михайлович,
кандидат педагогических наук,
доцент ВятГГУ
Утёмов Вячеслав Викторович,
преподаватель КФ МГИУ,
специалист ТРИЗ
Рисунок на обложке <...> А. В. Веретенникова
СОВЁНОК
Образовательные проекты
для младших школьников
Серия 3. <...> По следам непоседы
Методы генерирования решений
ситуаций математического характера
Комментарии для взрослых
Первое занятие знакомит участника
курса с идеями, которые невозможно
«перепрыгнуть» при освоении методов
научного творчества. <...> При решении ситуаций ребятам предлагается высказывать любые суждения, даже самые невообразимые и фантастические. <...> Если при этом направлять воображение участника, постоянно обозначать проблемы, чтобы он не ушел от них, – метод может оказаться сильным толчком развития мышления ребенка. <...> И, тем не менее, до середины ХХ века изобретательские
задачи решались перебором вариантов, который привел к
укоренению убеждения в том, что стремление раскрыть секреты творчества бесперспективно. <...> Начиная с середины 40-х годов XX века в Америке и Европе появляются публикации сразу о нескольких методах
решения творческих задач: синектике, мозговом штурме,
методе фокальных объектов, морфологическом анализе. <...> Они основаны на принципе активизации выдвижения и перебора вариантов. <...> Системный анализ – это еще один инструмент научного творчества, рассматриваемый в занятии, дает понимание системности любого объекта, что является неотъемлемой частью научного творчества. <...> . В свою
очередь автомобиль тоже часть всего автотранспорта. <...> Этот прием должен помочь <...>
Комментарии,_ответы,_решения_(методические_материалы)._Образовательные_проекты_«Совёнок»_для_младших_школьников._Серия_3._Путешествие_в_Страну_творчества._Вып._7._.pdf
Образовательные проекты
«Совёнок»
для младших школьников
Издаётся с сентября 2009 года
2
Учредитель и издатель –
Автономная некоммерческая
образовательная организация
«Межрегиональный центр
инновационных технологий
в образовании»
610035, Российская Федерация,
г. Киров, ул. Калинина, 38, к. 318
Телефоны:
8 (8332) 75-15-65
8 (8332) 57-15-09
E-mail: 1@covenok.ru
Главный редактор –
П. М. Горев
Серия 3
Путешествие
в Страну творчества
Выпуск 7
Комментарии,
ответы, решения
№ 13 (36), 2011 год
УДК 37.026.9
ББК 74.200.5
Авторы выпуска:
Горев Павел Михайлович,
кандидат педагогических наук,
доцент ВятГГУ
Утёмов Вячеслав Викторович,
преподаватель КФ МГИУ,
специалист ТРИЗ
Рисунок на обложке
А. В. Веретенникова
ISSN 2305-0780
© АНОО «Межрегиональный центр инновационных
технологий в образовании», 2011
© П. М. Горев, В. В. Утёмов, 2011
Комментарии к занятиям
СОВЁНОК
Образовательные проекты
для младших школьников
Серия 3. Путешествие
в Страну творчества
К Выпуск 7 (№ 13 (36), 2011 год)
омментарии, ответы, решения
Содержание выпуска
Комментарии к занятиям ........................ 3
Часть 1
По следам непоседы..................................... 3
Часть 2
Убегая от страшного ромба.................... 8
Часть 3
Улица загадочных частей ..................... 13
Часть 4
Словесные прыжки Буквоежки ........ 16
Часть 5
Зловещий замок Капитошки.............. 20
Часть 6
Возвращение
по апельсиновым часам ......................... 25
www.covenok.ru
Стр.2
Часть 1. По следам непоседы
Методы генерирования решений
ситуаций математического характера
Комментарии для взрослых
Первое занятие знакомит участника
курса с идеями, которые невозможно
«перепрыгнуть» при освоении методов
научного творчества.
Метод проб и ошибок по праву можно
считать древнейшим методом изобретательства.
С изобретения первых орудий труда как раз и начинается
история цивилизации. За многие тысячи лет, прошедшие
с тех пор, изменилось многое, неизменной осталась лишь
технология создания новых изобретений – метод проб и ошибок
(«А что если сделать так?.. Ах, не получается?.. Ну, тогда
можно попробовать сделать вот так…»). При решении ситуаций
ребятам предлагается высказывать любые суждения, даже
самые невообразимые и фантастические. Дайте им возможность
предположения озвучить. Если при этом направлять
воображение участника, постоянно обозначать проблемы,
чтобы он не ушел от них, – метод может оказаться сильным
толчком развития мышления ребенка.
Но по самой своей сути метод
крайне неэффективен: при решении
сколько-нибудь трудных задач приходится
совершать тысячи и десятки
тысяч «пустых проб». Мысль о необходимости
разработки эффективных
методов решения творческих задач
высказывалась давно. Ее корни уходят
за пределы нашей эры в Древнюю Грецию, где в сочинениях
математика Паппа впервые встречается слово «эвристика».
И, тем не менее, до середины ХХ века изобретательские
задачи решались перебором вариантов, который привел к
укоренению убеждения в том, что стремление раскрыть секреты
творчества бесперспективно.
Начиная с середины 40-х годов XX века в Америке и Европе
появляются публикации сразу о нескольких методах
решения творческих задач: синектике, мозговом штурме,
методе фокальных объектов, морфологическом анализе.
Они основаны на принципе активизации выдвижения и перебора
вариантов. Осборн, Цвикки, Гордон впервые доказа3
Стр.3