Воя*
На правах рукописи
ХАУСТОВ Александр Валентинович
ТАКТИКА ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БРОСКОВ
ПРОГИБОМ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,.
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
МОСКВА - 2007
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств ФГОУ ВПО Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Чудаков Анатолий Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Цыганков Эрнест Сергеевич
кандидат педагогических наук, профессор
000005087
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Хусяйнов Зофер Мустафович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится ««&£»
tc<^uc
2007 г. в /feeчасов
на заседании дис
сертационного совета К. <...> Тактическое значение подготавли
вающих действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специали
стами сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было
связано с тем, что традиционно предпочтение отдавалось приемам борьбы,
а подготавливающие действия рассматривались как фон для проведения
бросков (А.Н. Ленц, 1967; В.М. Игуменов Б.А. <...> В спортивной
борьбе умение использовать подготавливающие действия формируется у
спортсменов стихийно, и они применяют его в схватке интуитивно. <...> Воз
никло противоречие между тем, что с одной стороны высококвалифициро
ванные борцы в условиях ответственных соревнований успешно проводят
большое количество подготавливающих действия, при этом интуитивно
решают множество тактических задач, а с другой стороны осознанно не
владеют тактикой применения подготавливающих действий и целена
правленно не совершенствуют их в учебно-тренировочном процессе. <...> Поэтому научной проблемой исследования является выделение <...>
Тактика_подготовливающих_действий_для_бросков_прогибом_в_греко-римской_борьбе..pdf
Воя*
На правах рукописи
ХАУСТОВ Александр Валентинович
ТАКТИКА ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БРОСКОВ
ПРОГИБОМ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,.
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
МОСКВА - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств ФГОУ ВПО Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
00000508 7
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
кандидат педагогических наук, доцент
Чудаков Анатолий Владимирович
доктор педагогических наук, профессор
Цыганков Эрнест Сергеевич
кандидат педагогических наук, профессор
Хусяйнов Зофер Мустафович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится ««&£» tc<^uc 2007 г. в /feeчасов
на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»: по адресу:
105122, Москва Сиреневый бульвар д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «_
Ученый секретарь
диссертационного совета
2007 г.
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Тактическое значение подготавливающих
действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специалистами
сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было
связано с тем, что традиционно предпочтение отдавалось приемам борьбы,
а подготавливающие действия рассматривались как фон для проведения
бросков (А.Н. Ленц, 1967; В.М. Игуменов Б.А. Подливаев, 1993). Взгляды
специалистов на значение подготавливающих действий изменялись от акцентированного
внимания, которое тренеры уделяли обучению и совершенствованию
приемов (А.А. Харлампиев, 1958; Н.М. Галковский, А.З.
Катулин, 1968; Е.М. Чумаков, 1976), к пониманию важности захвата и его
системообразующей роли в эффективном поведении борцов в схватке (Р.
Петров, 1976; И.И. Алиханов, 1977; Ю.Б. Шахмурадов, 1997) и к выделению
основных маневров борьбы и определению эффективных способов
маневрирования, свойственных ведущим борцам последнего десятилетия
(А.В. Чудаков, 2002; В.Г. Мамиашвили, 2003).
Подготавливающие действия занимают ведущее место в тактике ведения
поединка практически во всех видах спортивных единоборств (В.А.
Аркадьев, 1969; Г.О. Джероян, 1970; Ю.Б. Калашников, 1999; Б.В. Турецкий,
1985). Они наиболее широко представлены при осуществлении спортсменами
маневрирования. Исследования Д.А.Тышлера (1981) показали,
что более 90% всех боев проходят на фоне постоянного маневра по полю
боя. Менее 10% боев проходят позиционно, выжидательно. В спортивной
борьбе умение использовать подготавливающие действия формируется у
спортсменов стихийно, и они применяют его в схватке интуитивно. Возникло
противоречие между тем, что с одной стороны высококвалифицированные
борцы в условиях ответственных соревнований успешно проводят
большое количество подготавливающих действия, при этом интуитивно
решают множество тактических задач, а с другой стороны осознанно не
владеют тактикой применения подготавливающих действий и целенаправленно
не совершенствуют их в учебно-тренировочном процессе.
Поэтому научной проблемой исследования является выделение
типовых маневренных взаимодействий и основных приемов маневрирования
для выполнения бросков прогибом, применяемых высококвалифи|
Г
' I
* "' '••'
'•• "х
Стр.3
4
цированными борцами в греко-римской борьбе, и присущих им тактических
механизмов достижения успеха. Решение данной проблемы позволит
усовершенствовать учебно-тренировочный процесс формирования у
спортсменов тактических умений и навыков эффективного применения
подготавливающих действий в борьбе.
Настоящая работа посвящена тактико-техническому анализу тактики
подготавливающих действий при выполнении бросков прогибом и направлена
на совершенствование учебно-тренировочного процесса формирования
у спортсменов тактических умений и навыков эффективного применения
подготавливающих действий в борьбе.
Объектом исследования является соревновательная деятельность
борцов греко-римского стиля высшей квалификации.
Предметом исследования является тактика проведения подготавливающих
действий для проведения бросков прогибом в греко-римской
борьбе и ее освоение спортсменами.
Гипотеза исследования. Предполагается что, проведение тактического
видеоанализа и имитационного моделирования конфликтного
взаимодействия позволит определить тактику применения подготавливающих
действий при выполнении бросков прогибом ведущими борцами
греко-римского стиля в спортивных поединках и выделить тактические
механизмы достижения успеха, обеспечивающие эффективное выполнения
основных приемов маневрирования и бросков прогибом. Полученные
данные позволят перейти к целенаправленному процессу освоения спортсменами
тактики применения подготавливающих действий и дадут возможность
разработать содержание процесса спортивного совершенствования
выполнения бросков прогибом.
Цель работы. Определить тактику применения подготавливающих
действий и разработать содержание процесса совершенствования выполнения
бросков прогибом спортсменами высшей квалификации.
Стр.4
5
Задачи исследования.
1. Выявить тактическое значение применение подготавливающих
действий для проведения бросков в спортивной борьбе.
2. Определить основные тактико-технические структуры применения
бросков прогибом в греко-римской борьбе.
3. Выявить тактику применения подготавливающих действий для
проведения бросков прогибом при их применении в соревновательных
схватках.
4. Разработать содержание обучения тактике применения подготавливающих
действий и экспериментально ее апробировать на высококвалифицированных
борцах.
Методологической основой исследования является тактический
анализ поведения спортсменов в поединке, который успешно применялся в
спортивных единоборствах B.C. Келлером (1977), ДА. Тышлером (1986),
О.Б. Малковым (1990, 1999) и А.В. Чудаковым (2002).
Методы исследования: анализ литературных источников; педагогические
наблюдения; тактико-технический видеоанализ конфликтного поведения
единоборцев в соревновательных поединках; метод моделирования;
педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования.
Наше исследование состояло из трех этапов.
Первый из них продолжался с сентября 2000 г. по июнь 2002 г. и
представлял собой предварительное изучение подготавливающих действий
в греко-римской борьбе. Проводимые на этом этапе педагогические наблюдения
и обобщение опыта специалистов позволили нам выявить основное
противоречие, решаемое в работе, а также определить гипотезу, цель и
задачи исследования.
Второй этап проводился с сентября 2002 г. по июнь 2003 г. В ходе
него автору данной работы удалось сформулировать теоретическую и методологическую
позицию своего исследования и разработать программу
анализа тактики подготавливающих действий в греко-римской борьбе для
проведения бросков прогибом. Проанализировав конфликтное поведение
борцов в схватках, мы описали характерные приемы маневрирования в
Стр.5