На правах рукописи
КОРОЛЕВ Игорь Викторович
ЕВРОПЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ФЭЙР ПЛЭЙ
И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
ЦЕННОСТИ СПОРТА
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории
олимпийского воспитания Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Столяров Владислав Иванович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Родиченко Владимир Сергеевич
доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
и спорта
Защита диссертации состоится УлУ
2005 г. в / / ""час.
на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
105122 г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан "^/) "
"/7
2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В силу ряда причин вопрос о Европейском
движении Фэйр Плэй и его роли в повышении духовно-нравственной
ценности спорта имеет важное значение и требует научного анализа.
Первая из них — ситуация в современном спорте. В настоящее время выявлен
широкий круг негативных явлений, свидетельствующих о девальвации
духовно-нравственных ценностей в современном спорте, особенно в спорте
высших достижений. Предпринимаются многочисленные попытки противодействия
и преодоления этих негативных явлений. К числу таких попыток следует
отнести социально-педагогическую деятельность Европейского движения
Фэйр Плэй как определенного общественного социального движения. Оно
сформировалось в 1994 г. и с каждым годом становится все более широким и
активным. Возникает необходимость научного осмысления - прежде всего в
социально—педагогическом аспекте — всей деятельности этого движения.
Вторая причина актуальности темы исследования — общая социокультурная
ситуация в современном мире. Одна из ее важных особенностей — кризис
нравственных начал и потребность в поиске путей, форм, средств и методов
преодоления этого кризиса (Н.А.Бердяев, 1931; Н.К.Рерих, 1990; Н.А.Моисеев,
1992; В.П.Казначеев, 1994 и др.). И в этом плане деятельность Европейского
движения Фэйр Плэй с целью повышения ориентации субъектов современного
спорта на духовно-нравственное поведение представляет значительный научный
интерес.
Степень разработанности проблемы. Первые работы, посвященные
Фэйр Плэй, появились еще в 20-30-х годах XX в. (Kircher, 1927; Kennedy, 1931;
Indorf, 1938). К числу важных современных работ относятся монографии таких
ученых, как Б. Вишман (1963), К. Хейнила (1974), П. Макинтош (1979), К.
Топеску и В. Луду (1980), Э. Майнберг ( 1991), Р. Симон (1991), Г. Ленк (1995),
Э. Нидерман (1996) и др. Понятие и принципы Фэйр Плэй, их роль и значение в
концепции олимпизма в течение многих лет постоянно обсуждаются на сессиях
МОА. В отечественной научной литературе проблемам Фэйр Плэй посвящен
ряд работ (Баринова, 1994; Столяров, Самусенков и др., 1996; Баринов, 1998;
Евсеев, 1998; Столяров, Баринов, 1998; Чесноков, 1998 и др.). Особо следует
отметить публикации по данной теме B.C. Родиченко (1996, 1998, 2003, 2004) и
его Исследовательским центром Фэйр Плэй (1993, 2003).
Характеристика роли и значения принципов Фэйр плэй в современном
спорте дается во многих официальных документах международных организаций,
например, в таких,-как: «Манифест о спорте» (1971), «Манифест СИЕПС о
Честной игре» (1977), Декларация «Фэйр Плэй для всех» (1992), Олимпийская
Стр.3
4
хартия (1996), Декларация «Фэйр Плэй и спорт высших достижений» (1997),
Кодекс спортивной этики (1997), «Декларация о поведении зрителей и идеалы
Фэйр Плэй» (1998), Декларация «Спорт, терпимость и честная игра» (1998).
Что касается Европейского движения Фэйр Плэй, то отдельные его аспекты
(хронология возникновения, характеристика отдельных акций и т.д.) обсуждаются
в докладах и выступлениях на конгрессах и семинарах этого движения.
Однако в доступных нам источниках мы не нашли ни одной работы (в том числе
ни одной диссертации), в которых предпринималась бы попытка целостного
анализа тех проблем, которым посвящено данное исследование.
Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между назревшей
теоретической и практической потребностью в изучении, обобщении и определении
значения социально-педагогической деятельности Европейского
движения Фэйр Плэй и недостаточной научной разработкой этих проблем.
Объект исследования — Европейское движение Фэйр Плэй.
Предмет исследования — становление, содержание и значение социально-педагогической
деятельности этого Движения. В связи с этим, мы отвлекаемся
от экономических, организационных, правовых и др. аспектов этого Движения.
Основная
гипотеза исследования - предположение о том, что за длительный
период функционирования и развития Европейского движения Фэйр Плэй
страны-участницы накопили требующий изучения, обобщения и внедрения в
практику богатый социально—педагогический опыт разъяснения и пропаганды
принципов Фэйр Плэй, повышения ориентации на них всех субъектов современного
спорта, а также о том, что требует значительного повышения уровня
информированности будущих и действующих специалистов в области физической
культуры и спорта относительно этого опыта. Это предположение основано
на предварительном изучении литературы, посвященной принципам Фэйр
Плэй и связанному с ними Европейскому движению, а также иа предварительном
опросе специалистов в области физической культуры и спорта.
Цель исследования — на основе анализа содержания и значения Европейского
движения Фэйр Плэй содействовать внедрению в спортивную практику
накопленного в рамках Движения опыта, инновационных форм и методов усиления
ориентации спортсменов, тренеров, спортивных руководителей и других
субъектов современного спорта на их духовно-нравственное поведение.
Основные задачи исследования:
1. уточнить содержание понятия Фэйр Плэй, которое следует использовать
при анализе и оценке деятельности социального движения Фэйр Плэй;
Стр.4
5
2. дать анализ Европейского движения Фэйр Плэй: определить его место в
структуре международного движения Фэйр Плэй; изучить основные направления
деятельности, выявить и систематизировать социально-педагогические акции
в различных странах; оценить социально-педагогическое значение;
3. изучить опыт развития Российского движения Фэйр Плэй как элемента
Европейского движения;
4. разработать авторскую программу Фэйр Плэй, которая имеет своей целью
диагностику и повышение уровня информированности субъектов спортивной
деятельности о принципах и движении Фэйр Плэй, а также их ориентации
на поведение в спорте, адекватное принципам Фэйр Плэй;
5. в ходе педэксперимента оценить эффективность программы.
Теоретические и методологические основания исследования:
• научно обоснованное представление о современном этапе социальнокультурного
развития человеческой цивилизации, о кризисных ситуациях данного
этапа, связанных с проблемой нравственности и путях их преодоления в
ходе дальнейшего развития, содержащееся в работах Н.А. Бердяева (1931), В.П.
Казначеева (1997), Н.Н. Моисеева (1994), А. Печчеи (1980), Н.Ф. Раймерса
(1992), Н.К. Рериха (1990), А. Швейцера (1973) и др.;
• общая концепция педагогики и педагогической деятельности, изложенная
в работах В.П. Беспалько (1989), Н.В. Бордовской и А.А. Реан (2000), Б.С. Гершунского
(1998), В.В. Давыдова (1996), С.Д. Неверковича (2004), Н.Д. Никандрова
(1996), Г.К. Селевко (1998), В.В. Серикова (1999);
• основные положения теории нравственности и нравственного воспитания
- работы А.А. Гусейнова (2002), О. Г. Дробницкого (1974, 1997), Е.В. Золотухиной-Аболиной
Е.В. (1998), Канке В.А. (2003) и др.
• основные положения теории социальной сущности и социальных функций
спорта и олимпийского движения, путей повышения их гуманистического
значения, изложенные в работах В.К. Бальсевича (2002), СИ. Гуськова (1996),
А.А. Исаева (1998, 2002), Л.П. Матвеева (1997), B.C. Родиченко (1998, 2004),
В.И. Столярова (1998, 2002) и др.;
• официальные документы СИЕПС, МОК и ЮНЕСКО, а также материалы
Европейского движения Фэйр Плэй, в которых характеризуются принципы
Фэйр Плэй и их значение в современном спорте и олимпийском движении.
Основные методы исследования: изучение и анализ литературных источников;
теоретический анализ; сравнительный метод; педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент; социологические методы; методы математической
статистики.
Стр.5