5VXZJZ
На правах рукописи
Герасенков Андрей Васильевич
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОКОРРЕКТОРОВ НАПРАВЛЕННОГО
ДЕЙСТВИЯ
13.00.08. <...> Обеспечение высокого уровня работоспособности автомобилистов при
повышении водительского мастерства на протяжении водительской практики
диктуется высокими и специфическими требованиями вождения автомобиля к
их психофизиологическим функциям и нервно-мышечному аппарату. <...> Вождение автомобиля требует большого напряжения, приводит к зна
чительному снижению работоспособности на протяжении рабочего дня и раз
личным предпатологическим расстройствам. <...> В условиях дефицита времени на освоение программного материала по
вождению автотранспорта в Центре высшего водительского мастерства
(ЦВВМ) и других организациях, значения функционального состояния орга
низма для обеспечения безаварийной езды и активной безопасности водителя,
для защиты от неадекватного поведения в критических ситуациях, от выражен
ной усталости курсантов к концу учебного дня, при неблагоприятных условиях
и профессиональных вредностях вождения (бензиновые пары, шум и вибрация
и др.) на первый план выходит проблема стимуляции работоспособности кур
сантов - автомобилистов
с учётом её оздоровительной направленности
[Э.С.Цыганков, 1995,2004]. <...> В настоящее время этим требованиям соответствует применение пище
вых биологически-активных добавок (БАД) или биокорректоров, направленно
влияющих на профессионально-важные качества и ключевые физиологические
функции автомобилистов в процессе повышения водительского мастерства. <...> Гипотеза исследования
Предполагалось, что применение комплекса отечественных биокоррек
торов целевого назначения последнего поколения обеспечит повышение рабо
тоспособности и эффективности обучения водительскому мастерству, оздоров
ление и улучшение функцишталшо^о^^стояния организма курсантов, улучшит адаптацию к условиям:црофеосцрцальйякасовершенствования <...>
Эффективность_обучения_водительскому_мастерству_с_использованием_биокорректоров_направленного_действия..pdf
5VXZJZ
На правах рукописи
Герасенков Андрей Васильевич
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОКОРРЕКТОРОВ НАПРАВЛЕННОГО
ДЕЙСТВИЯ
13.00.08. —Теория и методика профессионального образования
14.00.51.- Восстановительная медицина, лечебная физическая культура
и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва- 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики прикладных видов
спорта Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор
Цыганков Эрнест Сергеевич
доктор медицинских наук, профессор
Полиевский Сергей Александрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав Владимирович
доктор медицинских наук, профессор
Жилов Юрий Дмитриевич
Ведущая организация:
Московский педагогический
государственный университет
Защита диссертации состоится «0S tu>aSjUL- » 2005 г. в -/4? ч. на заседании
диссертационного совета К.311.003.01. при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 Москва
Сиреневый бульвар, д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «<#&» ли-ели-^лЛАл.. 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
^t^*""
/
И.В.Чеботарёва
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Обеспечение высокого уровня работоспособности автомобилистов при
повышении водительского мастерства на протяжении водительской практики
диктуется высокими и специфическими требованиями вождения автомобиля к
их психофизиологическим функциям и нервно-мышечному аппарату.
Вождение автомобиля требует большого напряжения, приводит к значительному
снижению работоспособности на протяжении рабочего дня и различным
предпатологическим расстройствам.
В условиях дефицита времени на освоение программного материала по
вождению автотранспорта в Центре высшего водительского мастерства
(ЦВВМ) и других организациях, значения функционального состояния организма
для обеспечения безаварийной езды и активной безопасности водителя,
для защиты от неадекватного поведения в критических ситуациях, от выраженной
усталости курсантов к концу учебного дня, при неблагоприятных условиях
и профессиональных вредностях вождения (бензиновые пары, шум и вибрация
и др.) на первый план выходит проблема стимуляции работоспособности курсантов
- автомобилистов
с учётом её оздоровительной направленности
[Э.С.Цыганков, 1995,2004].
В настоящее время этим требованиям соответствует применение пищевых
биологически-активных добавок (БАД) или биокорректоров, направленно
влияющих на профессионально-важные качества и ключевые физиологические
функции автомобилистов в процессе повышения водительского мастерства.
Гипотеза исследования
Предполагалось, что применение комплекса отечественных биокорректоров
целевого назначения последнего поколения обеспечит повышение работоспособности
и эффективности обучения водительскому мастерству, оздоровление
и улучшение функцишталшо^о^^стояния организма курсантов, улучшит
адаптацию к условиям:црофеосцрцальйякасовершенствования.
Стр.3
4
Целью настоящего исследования явилось научное обоснование и экспериментальная
проверка эффективности применения комплекса биокорректоров
направленного действия в динамике обучепия автомобилистов - курсантов
ЦВВМ.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1.Изучить особенности процесса обучения водительскому мастерству в
условиях ЦВВМ, определить ведущие направления стимуляционных воздействий
и тактику применения отдельных БАД.
2.Выявить влияние комплекса пищевых БАД направленного действия
на критерии освоения водительского мастерства, работоспособность и функциональное
состояние, оздоровление организма курсантов в процессе стимуляционного
цикла.
3.Исследовать динамику показателей функционального состояния и работоспособности
курсантов в процессе водительской практики при использовании
комплекса БАД.
4.На основании экспериментальных данных разработать практические
рекомендации по комплексному использованию БАД направленного действия
при обучении водительскому мастерству.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования определяется:
разработкой нового подхода к диагностике требований к психомоторному
статусу курсантов ЦВВМ на основе анализа критериальных требований;
обоснованием ранее неизвестного комплекса критериальных показателей, определяющих
высокий уровень функциональной подготовленности и успешность
освоения водительского мастерства; экспериментальной реализацией
принципа
соответствия
необходимых
курсантам
стимуляционнооздоровительных
воздействий характеру их профессиональной деятельности и
психомоторных кондиций.
В работе впервые изучены функциональные сдвиги при профессиональных
обучающих водительскому мастерству нагрузках курсантов ЦВВМ
Стр.4
5
как без стимуляции работоспособности, так и в условиях использования стимуляционно-оздоровительного
комплекса БАД.
Определены особенности динамики самочувствия и утомляемости при
профессиональных физических нагрузках.
На основании экспериментальных данных разработан и апробирован
комплекс пищевых БАД для стимуляции работоспособности курсантов ЦВВМ
и методика его использования в течение цикла обучения и водительской практики.
Практическая
значимость.
Повышение эффективности обучения и труда автомобилистов в процессе
повышения водительского мастерства за счёт улучшения работоспособности
и функционального состояния под воздействием разработанного стимуляционно-оздоровительного
комплекса БАД.
Данные настоящего исследования могут быть использованы в практической
работе преподавателей автовождения, автомобилистами при повышении
водительского мастерства, для дальнейших педагогических разработок и
научных изысканий, а также в процессе обучения студентов по кафедре теории
и методики прикладных видов спорта и специалистов по физической культуре
и спорту в системе последипломного образования.
Практическая значимость полученных научных результатов обусловлена
возможностями их использования для совершенствования процесса функциональной
и физической подготовки авто курсантов; перспективами рационализации
* системы контроля их подготовки; повышением оперативности уточнения
специализировашюсти тренирующих и стимулирующих воздействий и
возможностями индивидуализации программ подготовки курсантов ЦВВМ.
Достоверность результатов исследований и степень обоснованности
научных положений. и выводов, содержащихся в диссертации, обеспечиваются
применением современных методов и средств стимуляции работоспособности;
использованием комплекса достоверных и валидных методик, адекватных
поставленным научным задачам и отвечающим метрологическим тре
Стр.5