501Г
На правах рукописи
БЫЧКОВ ЮРИИ МИХАИЛОВИЧ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ТРЕНЕРА
(на примере фехтования)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва - 2006
2
Диссертация выполнена на кафедре теории и методики фехтования и совре
менного пятиборья Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Тышлер Давид Абрамович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Портнов Юрий Михайлович
11111 1 1 1 111! <...> В сложившихся новых условиях
необходим поиск наиболее эффективных путей совершенствования учебного
процесса в различных звеньях спортивной подготовки, что позволит сохра
нить ведущие позиции российского спорта и, в частности, отечественной
школы фехтования на мировой арене [Войтов В.Г., Тышлер Д.А., 1982; Вар
ганов Ю. <...> Профессионально-педагогическая деятельность тренера многогранна,
при различиях в уровне значимости ее отдельных компонентов, а его двига
тельные действия в различных видах единоборств, имеют характерные осо
бенности, одной из составляющей которых является непосредственное взаи
модействие в уроке с обучаемым. <...> В свою очередь, приемы, освоенные спорт
сменами в фехтовании и моделируемые тренером, отличаются весьма слож
ной координацией при манипулировании оружием в пространстве и времени,
требующего проявлений высокой точности и быстроты специализированных
движений участников учебных схваток. <...> В уроке фехтования и упражнениях между партнерами возможно кон
центрированное решение разносторонних педагогических задач обучения и
совершенствобання-спортсменов, ранжируемых по характеру усилий тренера
и обучаемого! включая • оптимизацию^ параметров противодействии между
1 <...>
Моделирование_двигательных_действий_в_педагогическом_мастерстве_тренира_(на_примере_фехтования)..pdf
501Г
На правах рукописи
БЫЧКОВ ЮРИИ МИХАИЛОВИЧ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ТРЕНЕРА
(на примере фехтования)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
2
Диссертация выполнена на кафедре теории и методики фехтования и современного
пятиборья Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Тышлер Давид Абрамович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Портнов Юрий Михайлович
11111 11 1 111! Ill 111 111 I! I III 111 III
Т000005075
ЦОБ по ФКиС
Р Г А Ф К
. ~ -
^. ~
доктор педагогических наук, профессор
„
Суслов Феликс Павлович
J
А
„
доктор педагогических наук, профессор
Сейранов Сергей Германович
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры; и спорта, .
Защита состоится « / 3 » СрСскСГЛУ 20($г. в /^часов на заседании
диссертационного совета Д.311.003.01. при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва,
Сиреневый бульвар, д.4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «^
Ученый секретарь
диссертационного совета:
доктор педагогических наук, профессор
/rf
yf
A.A. Шалманов
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований. Изменения социальной и экономической
жизни в России глубоко затронули деятельность высшей школы и, в том
числе, потребовали повышения эффективности и качества подготовки специалистов
в области физической культуры и спорта [Решетень И.Н., 1977;
Корецкий В.М., 1978; Игуменов В.М., 1984]. В сложившихся новых условиях
необходим поиск наиболее эффективных путей совершенствования учебного
процесса в различных звеньях спортивной подготовки, что позволит сохранить
ведущие позиции российского спорта и, в частности, отечественной
школы фехтования на мировой арене [Войтов В.Г., Тышлер Д.А., 1982; Варганов
Ю.К., 1983].
Профессионально-педагогическая деятельность тренера многогранна,
при различиях в уровне значимости ее отдельных компонентов, а его двигательные
действия в различных видах единоборств, имеют характерные особенности,
одной из составляющей которых является непосредственное взаимодействие
в уроке с обучаемым. В свою очередь, приемы, освоенные спортсменами
в фехтовании и моделируемые тренером, отличаются весьма сложной
координацией при манипулировании оружием в пространстве и времени,
требующего проявлений высокой точности и быстроты специализированных
движений участников учебных схваток. Кроме того, учет трудностей при переносе
осваиваемых приемов в условия поединков с различными противниками
определяет педагогическую значимость достигнутого уровня реализации
установок на имитационное моделирование тренером действий соперников,
содержания соревновательных ситуаций, направленных на ускорение
процесса овладения техникой и тактикой ведения боя.
В уроке фехтования и упражнениях между партнерами возможно концентрированное
решение разносторонних педагогических задач обучения и
совершенствобання-спортсменов, ранжируемых по характеру усилий тренера
и обучаемого! включая • оптимизацию^ параметров противодействии между
1
•
п !•.>•", >
|
Стр.3
4
ними, в соответствии с требуемыми дистанционными и моментными характеристиками
учебных схваток. Поэтому в тренировке фехтовальщиков, как и
во всех видах единоборств, актуальным и своевременным представляется
выявление основных компонентов специализированной двигательной деятельности
тренеров, систематизация объектов имитационного моделирования,
используемых в процессе технико-тактического совершенствования.
Необходимыми являются научные данные о соотношениях между используемыми
средствами и методами педагогического воздействия на обучаемых
в процессе их технико-тактического совершенствования, разработка методики
повышения уровня двигательных действий тренера, предупреждения и
исправления возможных ошибок, составляющих самостоятельное научное
направление в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.
Цель
исследований. Теоретически и экспериментально обосновать
систематизацию объектов и способов моделирования двигательных действий
в педагогическом мастерстве тренера, пути усовершенствования содержания
и методик овладения специализированными навыками и умениями, повышения
квалификации специалистов по спортивной педагогике (на примере фехтования).
Рабочая
гипотеза. Предполагалось, что для научных исследований
проблемы овладения моделированием двигательных действий потребуется
выделение типовых профессионально-педагогических навыков и умений
тренера, основных объектов моделирования и компонентов двигательной
деятельности, необходимых при проведении урока фехтования. В свою очередь,
определение специализированных характеристик типовых двигательных
действий тренера, количественных соотношений между моделируемыми
действиями и ситуациями в видах фехтования, а также ранжирование уровней
их значимости для тренеров различных категорий, позволит тренеру повысить
эффективность реализации установок на технико-тактическое совер
Стр.4
5
шенствование обучаемых и регулирование взаимодействий в упражнениях
между партнерами.
Научное обоснование выдвинутых проблем включает выявление возможных
ошибок в двигательных действиях тренеров, а также разработку методик
их предупреждения и исправления, что в совокупности позволит усовершенствовать
подготовку специалистов данного профиля в вузах физической
культуры и различных структурах повышения их квалификации.
Объект исследования - теоретические и методические составляющие
моделирования двигательных действий в педагогической подготовленности
тренеров по фехтованию различных категорий.
Предмет исследования — содержание специализированной двигательной
деятельности тренеров в видах фехтования по этапам многолетней тренировки.
Методология
исследований профессионально-педагогических навыков
и умений. Достижение целей настоящих исследований и реализация
положений рабочей гипотезы предполагали постановку следующих задач.
1. Систематизировать теоретические и методические составляющие
моделирования двигательных действий тренера в уроке фехтования.
2. Установить специализированные характеристики типовых двигательных
действий тренеров в видах фехтования.
3. Установить количественные соотношения между применяемыми методами
технико-тактического совершенствования в видах фехтования.
4. Установить количественные соотношения между упражнениями на
овладение умениями, направленными на специализирование реагирований у
обучаемых в видах фехтования.
5. Систематизировать основные объекты моделирования в составе двигательных
действий тренера и ранжировать их значимость в уроке фехтования
по этапам многолетней тренировки.
Стр.5