Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого»
Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии
Посвящается 75-летию ТГПУ им. <...> Е. Г. Шаин
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И
ДЕТЕЙ
Учебное пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого
2013
Пояснительная записка
Дисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» является частью
профессиональной подготовки бакалавра социальной работы. <...> «Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной части профессионального цикла дисциплин направления подготовки
040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе социальных служб». <...> Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла
дисциплин направления «Семьеведение». <...> Уметь:
- осуществлять инновационную деятельность в учреждении социального обслуживания семьи и детей (ПК-7);
- профессионально взаимодействовать со специалистами учреждения социального обслуживания семьи и детей (ПК-3). <...> 1 Социальное обслуживание семьи и детей в
системе социальной работы с семьёй
2 Социальное обслуживание семьи и детей в
России, регионе
3 Учреждения социального обслуживания
семьи и детей и научно-методическое
обеспечение их деятельности
4 Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания
5 Адресный социальный патронаж семьи и
детей
6 Инновационная деятельность учреждений
социального обслуживания семьи и детей
в России, регионе
Итого:
лаборат
занятия
Название темы
Лекции
№
п/п
Количество часов по
видам занятий
2
6
2
2
4
2
10
2
8
2
2
2
2
6
2
4
8
12
10
6
42
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ <...> Становление нормативно-правовой базы социального обслуживания
семьи и детей в России, регионе. <...> Социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми. <...> Осуществление радикальных экономических реформ в современной
России и реализация адекватной <...>
Социальное_обслуживание_семьи_и_детей._Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого»
Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии
Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Е. Г. Шаин
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И
ДЕТЕЙ
Учебное пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2013
Стр.1
Пояснительная записка
Дисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» является частью
профессиональной подготовки бакалавра социальной работы.
В современных условиях существуют различные подходы к пониманию
сущности и содержания социального обслуживания семьи и детей. В
курсе представлены все эти подходы, показана специфика социального обслуживания
семьи и детей в системе социальной работы.
«Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной
части профессионального цикла дисциплин направления подготовки
040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе
социальных служб». Изучение данной дисциплины базируется на освоении
студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла
дисциплин направления «Семьеведение».
Целями освоения дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей»
являются углубление и систематизация представлений студентов о социальной
работе с семьёй, формирование готовности к обеспечению социального
обслуживания семьи и детей.
К началу изучения дисциплины студенты должны знать содержание и основные
направления социальной работы с семьёй, уметь анализировать семейные
отношения, выбирать и использовать адекватные формы, методы и
средства социальной работы с семьёй.
Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения
дисциплины базовой части профессионального цикла «Технология социальной
работы», дисциплины по выбору обучающихся вариативной части профессионального
цикла «Технология социальной работы с неполными семьями»;
для качественного выполнения программ учебной и производственной
практик.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- сущность социального обслуживания семьи и детей (ПК-4);
- систему и основные типы учреждений социального обслуживания
семьи и детей (ПК-3);
- состояние научно-методического обеспечения социального обслуживания
семьи и детей (ПК-4).
2. Уметь:
- осуществлять инновационную деятельность в учреждении социального
обслуживания семьи и детей (ПК-7);
- профессионально взаимодействовать со специалистами учреждения
социального обслуживания семьи и детей (ПК-3).
3. Владеть:
- методами социального обслуживания семьи и детей (ПК-4).
Стр.2
В соответствии с учебным планом дисциплина «Социальное обслуживание
семьи и детей» реализуется посредством лекций, семинарских и практических
занятий; её изучение предусматривает самостоятельную работу
студентов.
Самостоятельная работа обучающегося по дисциплине включает в себя
внеаудиторную самостоятельную работу при подготовке к семинарским и
практическим занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы в
модульной объектно-ориентированной динамичной учебной среде Moodle,
подготовку к контрольной работе и зачёту.
Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр.
По итогам её изучения проводится зачёт.
Учебно-тематический план
дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей»
№
п/п
Количество часов по
видам занятий
Название темы
1 Социальное обслуживание семьи и детей в
системе социальной работы с семьёй
2 Социальное обслуживание семьи и детей в
России, регионе
3 Учреждения социального обслуживания
семьи и детей и научно-методическое
обеспечение их деятельности
4 Социальный патронат семьи в системе социального
обслуживания
5 Адресный социальный патронаж семьи и
детей
6 Инновационная деятельность учреждений
социального обслуживания семьи и детей
в России, регионе
Итого:
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
4
10
2
6
4
10
8
6
8
6
42
Лекции
лаборат
занятия
семин.
зан.
самост.
раб.
Стр.3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Социальное обслуживание семьи и детей в системе
социальной работы с семьёй.
План:
1. Понятия «социальное обслуживание», «социальное обслуживание
семьи и детей».
2. Становление нормативно-правовой базы социального обслуживания
семьи и детей в России, регионе.
3. Социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми.
Осуществление радикальных экономических реформ в современной
России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения
новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания
населения, обеспечивающей широкий спектр экономических, медицинских,
психолого-педагогических, правовых, бытовых и иных социальных
услуг населению, в том числе, семьям и детям.
В конце XX века социальное обслуживание населения в Российской
Федерации становится одним из важнейших направлений социальной защиты
населения, социальной организацией и социальным институтом, а затем и
относительно самостоятельным сектором социальной сферы российской общества.
Статья
1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
гласит, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
По мнению известного отечественного теоретика и практика социальной
работы Л. В. Топчего, социальное обслуживание – деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,
психо-логопедических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; организационная
форма осуществления социальной работы с различными категориями населения;
инструмент коррекционной работы социальных механизмов самоорганизации
и саморегуляции в обществе, стимулятор развития самого общества;
разновидность социальной организации; социальный институт; сектор
социальной сферы.
Обсуждаемый в настоящее время правительственный проект Феде
Стр.4