Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия науки

Философия науки №3 2007

0   0
Страниц164
ID202556
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2007 .— №3 .— 164 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202556 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические и операциональные ограничения в эпистемологии науки: метафизические и инструментальные ограничения – I Савельев А.В. <...> Эпистемология самопознания в нейрокомпьютерной парадигме ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Сторожук А.Ю. <...> Эволюция и современные проблемы общей теории относительности Самченко В.Н. <...> Сверхсветовой сигнал и мнимые кванты Цебржинский О.И. <...> Принципы теоретического конструирования в биологической таксономии ИЗ АРХИВОВ Меллор Д.Х. <...> Фрэнк Пламптон Рамсей НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Пахомов А.Г. Седьмая гамовская летняя астрономическая школа № 3 (34) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2007 Общие проблемы истории и философии науки ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАУКИ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ – I* <...> Н.В. Головко В заключительной части нашей предыдущей работы отмечалось, что построение адекватной современному уровню развития фундаментального научного знания интерпретации понятия «теоретические и операциональные ограничения» требует разработки в определенном смысле натурализованной версии внутреннего реализма [1]. <...> 4 Н.В. Головко создается впечатление, что внутреннего реализма, а следовательно, и «тотального» конструктивизма «избежать невозможно», тем более если мы говорим об обосновании знания в области фундаментальных исследований, когда сами понятия «теоретические и операциональные ограничения» или «эмпирический контекст теории» в определенном смысле являются «неясными». <...> Следовательно, «освященная веками» гипотетико-дедуктивная модель обоснования научного знания (У. <...> Ранее мы уже отмечали, что гипотетико-дедуктивная модель развития научного знания в определенном Теоретические и операциональные ограничения в эпистемологии науки 5 смысле является следствием предположения о недоопределенности теории данными, или предположения, что одному набору эмпирических данных соответствует много теоретических схем, его объясняющих [5]. <...> Означает <...>
Философия_науки_№3_2007.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№3_2007.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Головко Н.В. Теоретические и операциональные ограничения в эпистемологии науки: метафизические и инструментальные ограничения – I Савельев А.В. Эпистемология самопознания в нейрокомпьютерной парадигме ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Сторожук А.Ю. Эволюция и современные проблемы общей теории относительности Самченко В.Н. Сверхсветовой сигнал и мнимые кванты Цебржинский О.И. Философские и естественно-научные аспекты теоретической биологии Зуев В.В. Принципы теоретического конструирования в биологической таксономии ИЗ АРХИВОВ Меллор Д.Х. Фрэнк Пламптон Рамсей НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Пахомов А.Г. Седьмая гамовская летняя астрономическая школа
Стр.1
№ 3 (34) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2007 Общие про бле мы ис то рии и фи ло со фии на уки ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАУКИ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ – I* Н.В. Го лов ко В за клю чи тель ной час ти на шей пре д ы ду щей ра бо ты от ме ча лось, что по стро е ние аде к ват ной со вре мен но му уров ню раз ви тия фун да - мен таль но го на уч но го зна ния ин тер пре та ции по ня тия «те о ре ти че с кие и опе ра ци о наль ные ог ра ни че ния» тре бу ет раз ра бот ки в оп ре де лен ном смыс ле на ту ра ли зо ван ной вер сии внут рен не го ре а лиз ма [1]. На пом - ним, что ос но ва ни ем для вы дви же ния те о ре ти ко-мо дель но го ар гу мен - та про тив ме та фи зи че с ко го ре а лиз ма яв ля ет ся по ста нов ка про бле мы «ре фе рен ци аль ной про пас ти» (referential gap), ко то рая, на наш взгляд, в из вес т ном смыс ле ана ло гич на про бле ме «ве щи в се бе», по став лен - ной И. Кан том, и, как сле д ст вие, при во дит Х. Пат нэ ма к не об хо ди мо с - ти при ня тия ко н ст рук ти виз ма в от но ше нии при ро ды на уч но го зна ния в ча с т но с ти и зна ния в це лом. При чем клю че вая роль в кон тек сте об ос но ва ния не об хо ди мо с ти пе ре хо да к внут рен не му ре а лиз му от во - дит ся те о ре ти че с ким и опе ра ци о наль ным ог ра ни че ни ям, ко то рые, яв - ля ясь еди н ст вен ны ми ог ра ни че ни я ми на на ме рен ную ин тер пре та цию язы ка (те о рии), тем не ме нее, ее не фик си ру ют. Та ким об ра зом, * Ра бо та вы пол не на при фи нан со вой под дер ж ке Лав рен ть ев ско го кон кур са мо ло - деж ных про ек тов СО РАН – 2006 (про ект № 153). Ста тья яв ля ет ся рас ши рен ной вер си ей док ла да, пред став лен но го на XIII Ме ж ду на род ном кон грес се по ло ги ке, ме то до ло гии и фи ло со фии на у ки, про шед шем в г. Пе ки не (Ки тай) 9–15 ав гу с та 2007 г. © Го лов ко Н.В., 2007.
Стр.2
4 Н.В. Го лов ко со з да ет ся впе чат ле ние, что внут рен не го ре а лиз ма, а сле до ва тель но, и «то таль но го» ко н ст рук ти виз ма «из бе жать не воз мож но», тем бо лее ес ли мы го во рим об об ос но ва нии зна ния в об лас ти фун да мен таль ных ис сле до ва ний, ко г да са ми по ня тия «те о ре ти че с кие и опе ра ци о наль - ные ог ра ни че ния» или «эм пи ри че с кий кон текст те о рии» в оп ре де лен - ном смыс ле яв ля ют ся «не яс ны ми». Ис ход ным пун к том на шей стра те гии «по зи тив но го» (из бе га ю ще го ко н ст рук ти виз ма) ре ше ния про бле мы те о ре ти че с ких и опе ра ци о наль - ных ог ра ни че ний яв ля ет ся пред став ле ние о не об хо ди мо с ти «на ту ра ли - за ции дис кур са». Пред по ла га ет ся, что сам факт на ту ра ли за ции да ет воз - мож ность «за кре пить» зна ние до про ве де ния реф лек сив ной про це ду ры по его об ос но ва нию. В ча с т но с ти, пред по ла га ет ся, что вы бор те о ре ти - че с ких и опе ра ци о наль ных ог ра ни че ний, ко то рые фик си ру ют на ме рен - ную ин тер пре та цию язы ка или ка но ни че с кую (на ме рен ную) мо дель тео рии, яв ля ет ся пред ме том ана ли за «треть е го ус ло вия» – ус ло вия об ос но ва ния ис тин но с ти, по сколь ку на ту ра ли за ция «уже за кре пи ла» ус ло вия ис тин но с ти зна ния («вто рое ус ло вие») [2]. От ме тим, что ис ход - ная по сыл ка пе ре хо да к внут рен не му ре а лиз му, ко то рая, как от ме ча ет Л.Б. Ма ке е ва, со сто ит в осоз на нии не об хо ди мо с ти но вой ин тер пре та - ции ис ти ны как ра ци о наль ной при ем ле мо с ти [3] и, как сле д ст вие, не об - хо ди мо с ти при ня тия кар на пов ских, по су ти, пред став ле ний от но си - тель но он то ло ги че с ких до пу ще ний (внут рен ний и внеш ний во п ро сы су ще с т во ва ния), со хра ня ет ся. Ос нов ная цель этой час ти ра бо ты – экс пли ка ция ис ход ной про - бле мы те о ре ти че с ких и опе ра ци о наль ных ог ра ни че ний в рам ках фи - ло со фии на у ки и ана лиз ее ре ше ния, с тем что бы сфор ми ро вать аде к - ват ную эпи с те мо ло ги че с кую плат фор му для оцен ки раз ви тия фун да - мен таль но го на уч но го зна ния с уче том пред став ле ния о воз мож но с ти по стро е ния струк тур но од но знач ной те о рии. Суть фе но ме на те о ре ти - че с кой, или струк тур ной, од но знач но с ти (theoretical or structural uniqueness) за клю ча ет ся в том, что удов ле т во ря ю щая это му фе но ме ну те о - рия име ет толь ко од ну мо дель и еди н ст вен ным об ра зом «пред ска зы ва - ет» все име ю щи е ся эм пи ри че с кие дан ные [4]. Сле до ва тель но, «ос вя - щен ная ве ка ми» ги по те ти ко-де дук тив ная мо дель об ос но ва ния на уч - но го зна ния (У. Уэ велл), ут вер жда ю щая, что те о рия дол ж на де ду ци ро - вать сле д ст вия, ко то рые дол ж ны про ве рять ся или оп ро вер гать ся эм - пи ри че с ки, в дан ном слу чае не ра бо та ет. Ра нее мы уже от ме ча ли, что ги по те ти ко-де дук тив ная мо дель раз ви тия на уч но го зна ния в оп ре де лен ном
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ