Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия науки

Философия науки №3 2004

0   0
Страниц155
ID202544
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2004 .— №3 .— 155 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202544 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наука и общество: история взаимоотношений и их современное PDF состояние ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Хон Г. Идолы эксперимента: трансцендирование «списка “Etc. <...> Подходы к более развитой философии научного экспериментирования Сторожук А.Ю. <...> Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма Комлева Е.В. <...> Социально–философские проблемы развития ядерной техносферы России PDF PDF PDF PDF НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Галисон П., Бернет Д. Эйнштейн <...> , Пуанкаре и современность: беседа PDF ФИЛОСОФИЯ НАУКИ № 3 (22) 2004 Общие проблемы философии и истории науки НАУКА И ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ <...> Бэкон, принадлежит главным образом Наука и общество: история взаимоотношений 7 к опытной науке, «хотя и другие науки дают много удивительного, как, например, практическая геометрия создает зеркала, способные сжечь все сопротивляющееся огню, и тому подобное. <...> Бэкон видит в увеличении власти человека над природой [7]. <...> Бэкон (1561–1626) явился родоначальником английского эмпиризма и методологии опытной науки. <...> Основоположник конвенционализма Ж.А.Пуанкаре (1854–1912) в III части своей книги «Ценность науки» задается вопросом, какова объективная ценность науки, и показывает высокую значимость «фактов, которая определяется не практической применимостью, а их величайшей поучительностью» [9]. <...> Поскольку всякое действие должно иметь цель, постольку, считает Пуанкаре, знание есть цель, а уровень цивилизации зависит от науки. <...> Свой пацифизм Эйнштейн расценивал скорее как инстинкт, а не как плод теоретических рассуждений. <...> Действительно, президент распорядился о создании консультативного комитета по урану в составе трех человек в тот день, когда ответил на первое письмо Эйнштейна, но решение о развертывании крупномасштабной программы создания атомного оружия было принято только в 1941 г. Позднее Эйнштейн неоднократно сожалел о том, что подписывал эти письма: «Знай я, что немцы не смогут сделать атомную бомбу <...>
Философия_науки_№3_2004.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№3_2004.pdf
С О Д Е Р Ж А Н И Е ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ Шабурова Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние PDF ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Хон Г. Идолы эксперимента: трансцендирование «списка “Etc.”» Комлева Е.В. Социально–философские проблемы развития ядерной техносферы России Раддер Х. Подходы к более развитой философии научного экспериментирования PDF Сторожук А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма PDF PDF PDF НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Галисон П., Бернет Д. Эйнштейн, Пуанкаре и современность: беседа PDF
Стр.1
№ 3 (22) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2004 Общие про бле мы фи ло со фии и истории на уки И ИХ СО ВРЕ МЕН НОЕ СО СТО ЯНИЕ Н.Н. Ша бу ро ва ИС ТО РИЯ ВЗА И МО ОТ НО ШЕ НИЙ Вве де ние Вза и мо от но ше ния на у ки и об ще с т ва раз ви ва ют ся, в об щем, по спи - ра ли: от прак ти ки к те о рии, за тем от те о рии к прак ти ке. На ка ж дом но вом вит ке спи ра ли по яв ля ют ся но вые, бо лее глу бо кие на уч ные раз ра бот ки и бо лее со вер шен ные про из во д ст вен ные тех но ло гии, при чем пе ре ход от вит ка к вит ку мо жет быть как эво лю ци он ным, так и ре во лю ци он ным. В XIX сто ле тии на уч ные ре зуль та ты ста ли на хо дить при ме не ние в про - мыш лен но с ти. ХХ век при влек на у ку к по ли ти ке, а в по след ние де ся ти - ле тия и в на ча ле XXI в. но вей шие на уч ные дос ти же ния бу к валь но пре об - ра зи ли по все д нев ную жизнь, и сей час ни по ли ти ки, ни эко но ми с ты не от - ри ца ют, что для раз ви тия об ще с т ва и эко но ми че с ко го рос та не так важ ны при род ные ре сур сы, де ше вый труд и ка пи таль ные вло же ния, как но вые тех но ло гии, по стро ен ные на но вых иде ях и но вых зна ни ях. На уч ные дос - ти же ния вно сят ог ром ный вклад в со ци аль но-эко но ми че с кое раз ви тие и бла го сос то я ние че ло ве че с т ва, они вли я ют на от но ше ния с ок ру жа ю щей сре дой и ка че с т во жиз ни. По э то му не слу чай но, что в Си бир ском от де ле - нии Рос сий ской ака де мии на ук ре ги о наль ная на уч ная про грам ма «Си - бирь» не дав но пре об ра зо ва на в Со вет по ин но ва ци он ной де я тель но с ти (т.е. по вне д ре нию дос ти же ний на у ки в про из во д ст во) [1]. У Ша бу ро ва Н.Н., 2004. НА У КА И ОБ ЩЕ С Т ВО:
Стр.2
4 Н.Н. Ша бу ро ва Дис кус сия на те му зна чи мо с ти на у ки идет уже дав но, так как зна чи - мость эту мож но оце ни вать (и оце ни ва ют) по-раз но му и с раз ных то чек зре ния. Во-пер вых, на у ка име ет внут рен нее зна че ние как «усо вер ше н ст - во ва ние по все д нев но го мыш ле ния» [2] (или со з да ние но вых зна ний в ре - зуль та те «све то нос ных опы тов» [3]), ко то рое вы хо дит за рам ки эко но ми - че с кой цен но с ти и прак ти че с кой при ме ни мо с ти. Ис сле до ва ния в об лас ти как ес те с т вен ных, так и дру гих на ук по вы ша ют уро вень ци ви ли за ции, со - з да ют зна ния. По э то му внут рен няя цен ность на у ки свя за на и с об ра зо ва - тель ной функ ци ей, с пе ре да чей на ко п лен ных зна ний, их по пол не ни ем и пе ре оцен кой. Обу че ние и про све ще ние ши ро ких масс – важ ный ин ст - ру мент раз ви тия и ук ре п ле ния де мо к ра ти че с ких ос нов об ще с т ва. Сей час на у ка – это глав ное и, быть мо жет, до ми ни ру ю щее сре д ст во раз ви тия сис те ма ти че с ко го зна ния. Но так бы ло не все г да. В ан тич ные вре ме на су - ще с т во ва ла де я тель ность, ко то рую мож но на звать на у кой: ге о мет рия в Древ нем Егип те, ас тро но мия в Ва ви ло не, на блю де ния за при ро дой, ко - то рые про во ди ли очень мно гие. Но все же на у ки в со вре мен ном смыс ле сло ва бы ло ма ло, по край ней ме ре до XI в. Зна ние бы ло не фор маль ным, час то ми фо ло ги че с ким и, за ред ким ис клю че ни ем, не ис поль зо ва лось для по стро е ния об ще с т ва и управ ле ния им. В пе ри од ме ж ду Х и XVII сто ле - ти я ми на у ка и про из во ди мое ею зна ние бы ли чис то опи са тель ны ми. Опи са тель ный под ход, ко то рый прак ти ку ет ся и се го дня, при вел к за ро ж - де нию ос нов на уч ных ис сле до ва ний. Об ще с т во на ча ло раз ви вать зна ния, не об хо ди мые для прак ти че с ких це лей, на при мер для на ви га ции. Соз дав - ши е ся на уч ные струк ту ры ста ли вли ять на об ще с т во. На чи ная с XVII в. по я ви лась эм пи ри че с кая на у ка, ос но ван ная не толь ко на на блю де ни ях, но и на спе ци аль ных опы тах. Те о рии, под твер жден ные на блю де ни я ми и экс пе ри мен том, ста ли ос но вой для пред ска за ний и об об ще ний. В этот пе ри од зна ние ста ло чрез вы чай но важ ным для об ще с т ва. В XIX в. ка ж - дые 30 лет зна ния уве ли чи ва лись вдвое. Во-вто рых, с точ ки зре ния прак ти ки на у ка име ет цен ность как ин - стру мент для пря мо го или кос вен но го пре вра ще ния на уч ных зна ний в по лез ные пред ме ты (или как ре зуль тат «пло до нос ных опы тов» [4]). Да - же ис сле до ва ния, дви жи мые чис тым лю бо пы т ст вом, мо гут со вре ме нем, ино г да мно го лет спус тя на й ти уди ви тель ные при ме не ния. На п ри мер, ра дио по я ви лось че рез чет верть ве ка по сле ос но во по ла га ю щих ра бот Дж. Мак свел ла по рас про с тра не нию элек тро маг нит ных волн. И в-треть их, важ ная со вре мен ная функ ция на у ки – со де й ст во вать при ня тию об ос но ван ных ре ше ний в по ли ти ке. По про гно зам ООН,
Стр.3