СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Марков Ю.Г. Экологические основы бытия
Данилова В.С. <...> Влияние циркумполярных поясов Земли на формирование
нообиогеосферы и нообиогеосферной личности
PDF
PDF
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Донцов Г.А., Мельников Г.С., Серов И.Н. <...> Возможность обнаружения гравитационных волн
от одиночных пульсаров
PDF
ИЗ АРХИВОВ
Рассел Б. <...> 75 лет со дня рождения Л.М. Баркова
PDF
PDF
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
№ 3 (18)
2003
Общие проблемы философии науки
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ <...> Экологические основы бытия
5
Определяя среду, важно выделить не все, а только наиболее тесные,
существенные связи окружения с рассматриваемой вещью, те связи, которые определяют интересующие нас свойства вещи. <...> Юма, ставивший существование мира в зависимость от его отно-
Экологические основы бытия
7
шения к человеку, к нашим органам чувств. <...> В литературе, следуя традициям структурного подхода, действующего главным образом в физике, часто употребляют термины
“внешняя среда”, “внутренняя среда”. <...> При описании условий существования биологических объектов
(например, видов) часто используют понятие экологической ниши. <...> Понятие экологической ниши появилось в биологии, но оно, как
видно из только что приведенного определения, может быть распространено и на небиологические объекты, в частности на социальные, географи-
10 <...> Во всех случаях объект, вытесненный из своей экологической ниши, перестает
функционировать в своем прежнем качестве, после чего наступает его
качественная трансформация. <...> Объект способен к самосохранению, если при заданных параметрах
q Î Q результат их функционирования b Î B всякий раз таков, что значения а = Сq (b) остаются в границах экологической ниши. <...> При сжатии экологической ниши
Экологические основы бытия
11
существование вещи оказывается, если можно так выразиться, все менее
возможным. <...> № 3 (18)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2003
ВЛИЯНИЕ ЦИРКУМПОЛЯРНЫХ ПОЯСОВ ЗЕМЛИ
НА ФОРМИРОВАНИЕ НООБИОГЕОСФЕРЫ
И НООБИОГЕОСФЕРНОЙ ЛИЧНОСТИ <...>
Философия_науки_№3_2003.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Марков Ю.Г. Экологические основы бытия
Данилова В.С. Влияние циркумполярных поясов Земли на формирование
нообиогеосферы и нообиогеосферной личности
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Донцов Г.А., Мельников Г.С., Серов И.Н. Фрактальная концепция
детерминированного хаоса
Место релятивистского аргумента Витгенштейна – Крипке в
философии логики и математики
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
ПО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Бакланов Е.В., Корухов В.В. Возможность обнаружения гравитационных волн
от одиночных пульсаров
ИЗ АРХИВОВ
Рассел Б. Математическая логика, основанная на теории типов
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Монастерски Р. Физика, стремительная и яростная
Наш юбиляр. 75 лет со дня рождения Л.М. Баркова
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
Л
а
д
ов
В
.А
.
Стр.1
№ 3 (18)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2003
Общие проблемы философии науки
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ
Ю.Г. Марков
Среда как совокупность условий бытия вещей
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, всякая вещь
представляет собой отдельный предмет (или объект) материальной
действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью
существования. Определенность вещи задается ее структурными,
функциональными, качественными и количественными характеристиками.
Считается, что свойства вещей – это наиболее общее выражение
их собственных характеристик, а место и роль данной вещи в определенной
системе проявляются через ее отношения с другими вещами [1].
Логическая привязка свойств вещи непосредственно к самой вещи,
т.е. трактовка свойств как собственных характеристик вещей, кажется,
впрочем, весьма спорной. А положение о том, что через отношения
с другими вещами выявляются лишь место и роль вещи в определенной
системе, представляется чрезмерно ограниченным. Например, человек
может быть добрым или злым не иначе, как в отношении к другим людям.
Свойство быть учителем предполагает учеников, и наоборот: быть
учеником можно лишь тогда, когда есть учитель. Цену товара нельзя обнаружить
в самом товаре (об этом писал еще К.Маркс [2]), она существует
как свойство отношения данного товара к другим. Химические свойства
какого-либо вещества существуют лишь в отношении к другим веществам.
Подобных примеров можно было бы привести великое множество.
Во всех этих случаях мы имеем дело с так называемыми целостными
свойствами вещей, т.е. такими их свойствами, которыми не обладают эле©
Марков Ю.Г., 2003
Стр.2
4
Ю.Г. Марков
менты структуры этих вещей. Однако этим дело не ограничивается. Эффект
относительности мы обнаруживаем и в случае сквозных (структурных)
свойств вещей, т.е. таких свойств, которыми обладают и целое, и части.
Например, протяженность объекта фактически неопределима, если
нет так называемого эталонного объекта (метра, дюйма и т.д.). Аналогичным
образом ведут себя и другие структурные свойства, такие как
масса, плотность и т.д. Во всех этих случаях мы вынуждены прибегать
к услугам эталонных объектов, а соответствующие числовые величины
снабжать соответствующей размерностью. Как видим, наличие размерных
величин в физике есть прямое указание на относительный характер
структурных свойств вещей.
Менее фундаментальна, но тоже значима зависимость физических
величин от выбора системы отсчета, поскольку и в этом случае
мы вынуждены прибегать к услугам другой вещи, выполняющей функцию
тела отсчета.
Итак, мы вправе заключить: всякое свойство вещей относительно
в том смысле, что оно не существует вне отношения к другим вещам.
Кстати говоря, даже в математике мы не можем дать определения
какого-либо математического объекта, пока не укажем множество,
к которому этот объект принадлежит. Подобным образом мы поступаем,
давая определение какому-либо понятию, а именно, подводим его
под более широкое понятие. Поскольку же в логике имеет право на
существование только то, что определено, постольку мы вновь получаем
подтверждение (теперь уже логическое) сделанному выше заключению:
вещи со всеми их свойствами определены (существуют)
лишь в некотором окружении других вещей.
Теперь самое время перейти к понятию среды. В наиболее абстрактном
виде представление о среде какой-либо вещи (или объекта) можно
получить путем мысленного рассечения мира на две неравные части. Одна
часть – это интересующий нас объект, другая – остальной мир, который
и являет собой окружающую данный объект среду. Такое определение
понятия среды часто называют бессодержательным, поскольку оно плохо
вписывается (или даже совсем не вписывается) в контекст конкретнонаучного
описания явлений. Мы пока воздержимся от такой категоричной
оценки по причинам, о которых лучше всего говорить в отдельной
работе. Теперь же согласимся с тем, что во многих случаях действительно
нет необходимости включать в содержание понятия среды представление
обо всем материальном окружении вещи, несмотря на известный
в философии принцип всеобщей связи.
Стр.3