Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Гуманитарные науки в Сибири

Гуманитарные науки в Сибири №3 2008

0   0
Страниц146
ID202504
АннотацияВ журнале печатаются результаты оригинальных научных исследований и обзорные статья по наиболее актуальным проблемам отечественной истории, археологии, этнографии, источниковедения, историографии, публикуются материалы этнографических, археографических экспедиций, социологических обследований и опросов, осуществляется публикация ранее не введенных в научный оборот архивных документов, дается информация о новых изданиях, научных конгрессах, конференциях, семинарах. Периодичность выпуска – 4 раза в год. Базовые рубрики журнала: «Отечественная история», «Археография и источниковедение», «Книжная культура», «Этнография», «Археология и первобытное искусство», «Документальные страницы». Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК). Соучредители издания – Сибирское отделение РАН и Институт истории СО РАН.
Гуманитарные науки в Сибири : Всероссийский научный журнал .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 1959 .— 2008 .— №3 .— 146 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202504 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Святой Иннокентий, первый епископ иркутский и чудотворец: этапы агиографии . <...> Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья третья) . <...> Научно-издательская деятельность сибирских отделов ИРГО (фрагменты истории) . <...> Издания истпартов, истпрофов и истмолов Сибири в 1920–1930-е годы . <...> История немецкой колонизации в России второй половины XVIII в. в отечественных публикациях (1860-е гг. <...> Этническая история немецкой диаспоры в трудах сибирских ученых . <...> Скульптура Uterus, «место зарождения жизни» и время: календарно-астрономические знания в раннем неолите Нижнего Приамурья (малышевская культура) . <...> Христианская символика в одежде уймонских старообрядцев . <...> Традиция Иоасафовского кодекса продолжена в собрании архиепископа Ионы Думина и Синодальном собрании. <...> Хлудовское собрание положено в основу ряда поздних собраний – Соловецкого, Рогожского, Троицкого, собрания 1587 г. Анализ сочинений писателя в Сибирском сборнике (ГПНТБ, F.IV. <...> Именно в это время произошло формирование новых комплексов сочинений Максима Грека: русскими книжниками были составлены собрания его трудов на основе прижизненных кодексов автора: Иоасафовского, 47 глав (РГБ. <...> № 42, середина XVI в., основной список, далее И) и Хлудовского, 73 главы (ГИМ. <...> История поздних собраний представлена в общем виде и вызывает полемику среди исследователей [5, с. <...> Тринадцать сочинений писателя сохранились в составе Иоасафовского, Румянцевского и Хлудовского собраний и могут быть рассмотрены как комплекс источников по истории авторского текста. <...> Отношения между тремя прижизненными кодексами установлены: тексты Румянцевского сборника и Иоасафовского собрания сочинений Максима Грека генетически связаны общим архетипом, при том что протографы у них самостоятельные; Хлудовский вариант восходит к архетипу, не зависимому от Румянцевского сборника, и протографу, <...> Текстологическое исследование этой группы в составе поздних собраний <...>
Гуманитарные_науки_в_Сибири_№3_2008.pdf
Российская академия наук Сибирское отделение ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ Серия: Культура народов Сибири ¹ 3, 2008 ã. КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ Журова Ë.È. Сочинения Максима Грека в книжной культуре России конца XVI – начала XVII â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Титова Ë.Â. О судьбе литературно-публицистического наследия пустозерских писателей на Керженце и в Сибири . . . . . . . . . . . . 9 Журавель Î.Ä. О барочных тенденциях в старообрядческой книжности первой трети XVIII â.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Шафферт Å.À. О редактировании старообрядцами Большого Катехизиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Чернышова Í.Ê. Святой Иннокентий, первый епископ иркутский и чудотворец: этапы агиографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Зольникова Н.Д. Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья третья) . . . . . . 26 Баяндин Â.È. Военная история Сибири и Дальнего Востока второй половины XIX – начала XX â. в мемуарах современников . . . . . . . 30 Карнаухов Ä.Â. Польскоязычная историческая книга в интеллектуальной культуре эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Эрлих Â.À. Западно-сибирские научные издания дореволюционного периода в области гуманитарных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Базылева Å.À. Научно-издательская деятельность сибирских отделов ИРГО (фрагменты èñòîðèè) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Шумилов À.È. Издания истпартов, истпрофов и истмолов Сибири в 1920–1930-å годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Гареева È.Â. Формирование постсоветской системы книжной торговли в Сибири (1992–2007 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Виноградов À.Â. Учебная книга на русском языке в современном Кыргызстане (1991–2003 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Шеметова Å.Ï. Коэволюция концептуальных оснований систем образования и книгоиздания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Шайдуров В.Н. История немецкой колонизации в России второй половины XVIII в. в отечественных публикациях (1860-å ãã. – 1917 ã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Смирнова Ò.Á. Этническая история немецкой диаспоры в трудах сибирских ученых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Сучандана Чаттерджи. Повторное присоединение Ñèáèðè. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ЭТНОГРАФИЯ. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ Ларичев В.Е. Скульптура Uterus, «место зарождения жизни» и время: календарно-астрономические знания в раннем неолите Нижнего Приамурья (малышевская êóëüòóðà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Маточкин Å.Ï. Солнечное божество Комдош-Боома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Баранцева Н.А. О влиянии миграций на формирование полиэтничного населения юга Средней Сибири в конце ХIХ – первой четверти ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Бутанаева È.È. Традиции сказительного матерства хакасских хайджи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Шитова Í.È. Христианская символика в одежде уймонских старообрядцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Кириченко Î.Â. Сибирь в географии женских монастырей начала ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Антропов Е.В. Новосибирская область и город Новосибирск: основные тенденции трансформации этнодемографической структуры ÕՖÕÕI ââ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Гончарова Г.С., Абрамова М.А. Традиции и новации в сфере семейно-брачных отношений у учащейся молодежи Якутии . . . . . . . 96 Мархинин Â.Â., Удалова È.Â. Адаптация мигрантов в Югре (ïî материалам социологического исследования) . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Ерохина Å.À. Историческая память и этническое самосознание учащейся молодежи Республики Алтай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Ушаков Ä.Â. Этнокультурные ценности подростков Республики Алтай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Пыльнева Ë. Национальные композиторские школы Cèáèðè: к постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Попков Þ.Â., Тюгашев Å.À. О предмете этносоциологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Нгуен Ëàíòóàò. Вьетнамский кукольный театр на воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 СООБЩЕНИЯ. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Макарова Í.È. Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Канн Ñ.Ê. Комитет Сибирской железной дороги (1892–1905 ãã.) как орган управления национальным проектом . . . . . . . . . . . . . . . 129 Бонвеч Б., Биннер Р., Юнге М., Аблажей Н.Н., Савин А.И. Международный проект «Сталинизм в советской провинции, 1937– 1938 ãã. Массовая операция на основе приказа ¹ 00447» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Ананьев Ä.À., Водичев Å.Ã. Сибирь и Èíäèÿ: грани взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 СОДЕРЖАНИЕ © Сибирское отделение ÐÀÍ, 2008 © Издательство СО ÐÀÍ, 2008
Стр.1
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ» Издается с января 1994 ã. Выходит четыре раза в год У ч р е д и т е л è: Сибирское отделение ÐÀÍ; Институт истории СО РАН РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ×ë.-êîð. РАН Â.À. Ламин (председатель ñîâåòà, Íîâîñèáèðñê), ÷ë.-êîð. РАН Á.Â. Базаров (Óëàí-Óäý), ÷ë.-êîð. РАН Â.È. Бойко (Íîâîñèáèðñê), êàíä. èñò. наук Í.Ì. Екеева (Ãîðíî-Àëòàéñê), ä-ð òåõí. наук Á.Ñ. Елепов (Новосибирск), канд. ист. наук В.Д. Март-оол (Кызыл), д-р филол. наук Л.Г. Панин (Новосибирск), академик РАН Н.Н. Покровский (Новосибирск), д-р филол. наук В.А. Роббек (Якутск), чл.-кор. РАН Е.К. Ромодановская (Íîâîñèáèðñê), ä-ð èñò. наук Í.À. Томилов (Îìñê), ä-ð èñò. наук Â.Í. Тугужекова (Àáàêàí), ä-ð ôèëîñ. наук В.В. Целищев (Новосибирск) РЕДКОЛЛЕГИЯ Главный редактор д-р ист. наук В.А. Ильиных Ответственный секретарь канд. ист. наук Н.Н. Аблажей Ä-ð èñò. наук Í.À. Àëåêñååâ, ÷ë.-êîð. РАН À.Å. Àíèêèí, êàíä. ôèëîë. наук Ý.À. Бальбуров, ä-ð èñò. наук À.Â. Бауло (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð ôèëîë. наук Á.Â. Áîëäûðåâ, ä-ð èñò. наук Ô.Ô. Áîëîíåâ, ä-ð èñò. наук Ñ.Ñ. Áóêèí, ä-ð èñò. наук Â.Ï. Горан (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð ôèëîñ. наук À.À. Гордиенко, ä-ð èñò. наук Í.Ñ. Гурьянова, ä-ð ôèëîñ. наук Â.Í. Êàðïîâè÷, ä-ð èñò. наук Ñ.À. Красильников, ä-ð ôèëîë. наук Å.Í. Êóçüìèíà, ä-ð èñò. наук Â.Å. Ëàðè÷åâ, êàíä. ôèëîë. наук À.À. Ìàëüöåâà, ä-ð ôèëîñ. наук Þ.Â. Ïîïêîâ, ä-ð èñò. наук À.Ë. Посадсков, êàíä. ôèëîë. наук Å.Í. Проскурина, ä-ð èñò. наук Ä.ß. Ðåçóí, ä-ð ôèëîñ. наук À.Ë. Ñèìàíîâ, ä-ð þð. наук À.Â. Öèõîöêèé, ä-ð èñò. наук Ì.Â. Шиловский, ä-ð ôèëîë. наук Í.Í. Широбокова (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð èñò. наук В.И. Шишкин (зам. гл. редактора) А д р е с р е д а к ц и è: 630090 Новосибирск, óë. Николаева, 8, Институт истории СО ÐÀÍ, ê. 301, òåë. 333–24–37. http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru ablazhey@history.nsc.ru З а в. ре дакцией Смирнова Вера Ивановна Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ 17.06.93 ã. ¹ 0110807 Редактор В.И. Смирнова Компьютерная верстка и макет Е.Н. Зимина Подписано к печати 23.09.08. Формат 60×84 1/8. Офсетная ïå÷àòü. Óñë. ïå÷. ë. 18,25. Ó÷.-èçä. ë. 18,0. Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 Тираж 300 ýêç. Заказ 331.
Стр.2
Гуманитарные науки в Ñèáèðè, ¹ 3. 2008 ã. 3 КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ Л.И. ЖУРОВА СОЧИНЕНИЯ МАКСИМА ГРЕКА В КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ КОНЦА XVI – НАЧАЛА XVII â.* Институт истории СО РАН, Новосибирск e-mail: istochnik@history.nsc.ru В статье изложены результаты исследования комплекса сочинений Максима Грека (13 глав авторских прижизненных собраний писателя) по спискам собраний и сборников, сформированных русскими книжниками в конце XVI – начале XVII в. Традиция Иоасафовского кодекса продолжена в собрании архиепископа Ионы Думина и Синодальном собрании. Хлудовское собрание положено в основу ряда поздних собраний – Соловецкого, Рогожского, Троицкого, собрания 1587 г. Анализ сочинений писателя в Сибирском сборнике (ГПНТБ, F.IV.3, конец XVI в.) позволяет охарактеризовать некоторые особенности книжной культуры Сибири начиная со второй половины XVIII в., когда этот сборник мог попасть на Алтай. Ключевые слова: рукописное наследие, книжная культура, текстология. Рукописное наследие Максима Грека, русского писателя греческого происхождения, переводчика, богослова, дает богатейший материал для исследования истории книжной культуры России от ее западных до восточных земель с XVI до XIX в. Освоение авторского текста древнерусской словесностью необходимо рассматривать как неотъемлемую часть процесса адаптации авторского текста в книжной культуре конца XVI – начала XVII в., сложившейся на анонимной средневековой традиции и пережившей этап перехода к литературе Нового времени. Именно в это время произошло формирование новых комплексов сочинений Максима Грека: русскими книжниками были составлены собрания его трудов на основе прижизненных кодексов автора: Иоасафовского, 47 глав (ÐÃÁ. Ô. 173, ñîáð. МДА Ôóíä. ¹ 42, середина XVI â., основной ñïèñîê, далее È) и Хлудовского, 73 главы (ÃÈÌ. Хлудовское ñîáð. ¹ 73, середина XVI â. и ÐÃÁ. Ô. 37. Ñîáð. Большакова, ¹ 285, середина XVI â. – две части основного ñïèñêà, текст цитируется по второй ÷àñòè, далее Õ) [1, ñ. 223–247]. Уникальный по составу прижизненный Румянцевский сборник (130 статей) сочинений Максима Грека (РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. ¹ 264, середина XVI в., далее Р) практически распространения не имел. В общей сложности в течение третьей четверти XVI и первой трети XVII в. было предпринято около десятка проектов создания новых сводов сочинений афонского монаха [1, ñ. 248–279; 2, ñ. 220–251], интерес к личности и творчеству которого возрос в связи с принятием патриаршества в России [3, ñ. 115–125; 4, ñ. 126– 151]. Их типы выделены исследователями на основе изучения состава рукописей. История поздних собраний представлена в общем виде и вызывает полемику среди исследователей [5, ñ. 174–180; 6, ñ. 71–79; 7, ñ. 399– 406; 8, ñ. 115–144; 9, ñ. 43–74]. Они пока точно не соотнесены с прижизненными авторскими кодексами. Изучение глав прижизненных собраний Максима Грека в составе сводов, сформированных русскими книжниками в конце XVI – начале XVII в., представляет самостоятельную проблему. В настоящей статье сделана попытка проследить «движение материала» в поздней рукописной традиции и наметить основные направления в складывании собраний сочинений Максима Грека после его смерти. Отношение составителей новых собраний писателя к источникам во многом определялось авторитетом его личности. К анализу поздней рукописной традиции сочинений Максима Грека привлечены собрания, история которых позволяет представить основные этапы формирования рецепции авторского текста. Тринадцать сочинений писателя сохранились в составе Иоасафовского, Румянцевского и Хлудовского собраний и могут быть рассмотрены как комплекс источников по истории авторского текста. Отношения между тремя прижизненными кодексами установлены: тексты Румянцевского сборника и Иоасафовского собрания сочинений Максима Грека генетически связаны общим архетипом, при том что протографы у них самостоятельные; Хлудовский вариант восходит к архетипу, не зависимому от Румянцевского сборника, и протографу, * Статья подготовлена при финансовой поддержке ÐÃÍÔ, проект ¹ 08-01-00274à. © Журова Ë.È., 2008
Стр.3