Российская академия наук
Сибирское отделение
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ
Серия: Культура народов Сибири
¹ 3, 2008 ã.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ
Журова Ë.È. Сочинения Максима Грека в книжной культуре России конца XVI начала XVII â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Титова Ë.Â. О судьбе литературно-публицистического наследия пустозерских писателей на Керженце и в Сибири . . . . . . . . . . . . 9
Журавель Î.Ä. О барочных тенденциях в старообрядческой книжности первой трети XVIII â.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Шафферт Å.À. О редактировании старообрядцами Большого Катехизиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Чернышова Í.Ê. Святой Иннокентий, первый епископ иркутский и чудотворец: этапы агиографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Зольникова Н.Д. Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья третья) . . . . . . 26
Баяндин Â.È. Военная история Сибири и Дальнего Востока второй половины XIX начала XX â. в мемуарах современников . . . . . . . 30
Карнаухов Ä.Â. Польскоязычная историческая книга в интеллектуальной культуре эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Эрлих Â.À. Западно-сибирские научные издания дореволюционного периода в области гуманитарных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Базылева Å.À. Научно-издательская деятельность сибирских отделов ИРГО (фрагменты èñòîðèè) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Шумилов À.È. Издания истпартов, истпрофов и истмолов Сибири в 19201930-å годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Гареева È.Â. Формирование постсоветской системы книжной торговли в Сибири (19922007 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Виноградов À.Â. Учебная книга на русском языке в современном Кыргызстане (19912003 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Шеметова Å.Ï. Коэволюция концептуальных оснований систем образования и книгоиздания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Шайдуров В.Н. История немецкой колонизации в России второй половины XVIII в. в отечественных публикациях
(1860-å ãã. 1917 ã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Смирнова Ò.Á. Этническая история немецкой диаспоры в трудах сибирских ученых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Сучандана Чаттерджи. Повторное присоединение Ñèáèðè. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ЭТНОГРАФИЯ. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
Ларичев В.Е. Скульптура Uterus, «место зарождения жизни» и время: календарно-астрономические знания
в раннем неолите Нижнего Приамурья (малышевская êóëüòóðà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Маточкин Å.Ï. Солнечное божество Комдош-Боома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Баранцева Н.А. О влиянии миграций на формирование полиэтничного населения юга Средней Сибири в конце ХIХ первой
четверти ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Бутанаева È.È. Традиции сказительного матерства хакасских хайджи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Шитова Í.È. Христианская символика в одежде уймонских старообрядцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Кириченко Î.Â. Сибирь в географии женских монастырей начала ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Антропов Е.В. Новосибирская область и город Новосибирск: основные тенденции трансформации этнодемографической
структуры ÕÕÕÕI ââ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Гончарова Г.С., Абрамова М.А. Традиции и новации в сфере семейно-брачных отношений у учащейся молодежи Якутии . . . . . . . 96
Мархинин Â.Â., Удалова È.Â. Адаптация мигрантов в Югре (ïî материалам социологического исследования) . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Ерохина Å.À. Историческая память и этническое самосознание учащейся молодежи Республики Алтай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Ушаков Ä.Â. Этнокультурные ценности подростков Республики Алтай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Пыльнева Ë. Национальные композиторские школы Cèáèðè: к постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Попков Þ.Â., Тюгашев Å.À. О предмете этносоциологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Нгуен Ëàíòóàò. Вьетнамский кукольный театр на воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
СООБЩЕНИЯ. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Макарова Í.È. Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Канн Ñ.Ê. Комитет Сибирской железной дороги (18921905 ãã.) как орган управления национальным проектом . . . . . . . . . . . . . . . 129
Бонвеч Б., Биннер Р., Юнге М., Аблажей Н.Н., Савин А.И. Международный проект «Сталинизм в советской провинции, 1937
1938 ãã. Массовая операция на основе приказа ¹ 00447» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Ананьев Ä.À., Водичев Å.Ã. Сибирь и Èíäèÿ: грани взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
СОДЕРЖАНИЕ
© Сибирское отделение ÐÀÍ, 2008
© Издательство СО ÐÀÍ, 2008
Стр.1
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ»
Издается с января 1994 ã.
Выходит четыре раза в год
У ч р е д и т е л è: Сибирское отделение ÐÀÍ;
Институт истории СО РАН
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
×ë.-êîð. РАН Â.À. Ламин (председатель ñîâåòà, Íîâîñèáèðñê), ÷ë.-êîð. РАН Á.Â. Базаров (Óëàí-Óäý), ÷ë.-êîð.
РАН Â.È. Бойко (Íîâîñèáèðñê), êàíä. èñò. наук Í.Ì. Екеева (Ãîðíî-Àëòàéñê), ä-ð òåõí. наук Á.Ñ. Елепов
(Новосибирск), канд. ист. наук В.Д. Март-оол (Кызыл), д-р филол. наук Л.Г. Панин (Новосибирск), академик
РАН Н.Н. Покровский (Новосибирск), д-р филол. наук В.А. Роббек (Якутск), чл.-кор. РАН Е.К. Ромодановская
(Íîâîñèáèðñê), ä-ð èñò. наук Í.À. Томилов (Îìñê), ä-ð èñò. наук Â.Í. Тугужекова (Àáàêàí), ä-ð ôèëîñ. наук
В.В. Целищев (Новосибирск)
РЕДКОЛЛЕГИЯ
Главный редактор д-р ист. наук В.А. Ильиных
Ответственный секретарь канд. ист. наук Н.Н. Аблажей
Ä-ð èñò. наук Í.À. Àëåêñååâ, ÷ë.-êîð. РАН À.Å. Àíèêèí, êàíä. ôèëîë. наук Ý.À. Бальбуров, ä-ð èñò. наук À.Â. Бауло
(çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð ôèëîë. наук Á.Â. Áîëäûðåâ, ä-ð èñò. наук Ô.Ô. Áîëîíåâ, ä-ð èñò. наук Ñ.Ñ. Áóêèí, ä-ð
èñò. наук Â.Ï. Горан (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð ôèëîñ. наук À.À. Гордиенко, ä-ð èñò. наук Í.Ñ. Гурьянова, ä-ð
ôèëîñ. наук Â.Í. Êàðïîâè÷, ä-ð èñò. наук Ñ.À. Красильников, ä-ð ôèëîë. наук Å.Í. Êóçüìèíà, ä-ð èñò. наук
Â.Å. Ëàðè÷åâ, êàíä. ôèëîë. наук À.À. Ìàëüöåâà, ä-ð ôèëîñ. наук Þ.Â. Ïîïêîâ, ä-ð èñò. наук À.Ë. Посадсков,
êàíä. ôèëîë. наук Å.Í. Проскурина, ä-ð èñò. наук Ä.ß. Ðåçóí, ä-ð ôèëîñ. наук À.Ë. Ñèìàíîâ, ä-ð þð. наук
À.Â. Öèõîöêèé, ä-ð èñò. наук Ì.Â. Шиловский, ä-ð ôèëîë. наук Í.Í. Широбокова (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), ä-ð èñò.
наук В.И. Шишкин (зам. гл. редактора)
А д р е с р е д а к ц и è: 630090 Новосибирск, óë. Николаева, 8,
Институт истории СО ÐÀÍ, ê. 301, òåë. 3332437.
http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru
ablazhey@history.nsc.ru
З а в. ре дакцией Смирнова Вера Ивановна
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ 17.06.93 ã. ¹ 0110807
Редактор В.И. Смирнова
Компьютерная верстка и макет Е.Н. Зимина
Подписано к печати 23.09.08. Формат 60×84 1/8. Офсетная ïå÷àòü.
Óñë. ïå÷. ë. 18,25.
Ó÷.-èçä. ë. 18,0.
Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2
Тираж 300 ýêç. Заказ 331.
Стр.2
Гуманитарные науки в Ñèáèðè, ¹ 3. 2008 ã.
3
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ
Л.И. ЖУРОВА
СОЧИНЕНИЯ МАКСИМА ГРЕКА В КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
КОНЦА XVI НАЧАЛА XVII â.*
Институт истории СО РАН, Новосибирск
e-mail: istochnik@history.nsc.ru
В статье изложены результаты исследования комплекса сочинений Максима Грека (13 глав авторских прижизненных собраний
писателя) по спискам собраний и сборников, сформированных русскими книжниками в конце XVI начале XVII в. Традиция Иоасафовского
кодекса продолжена в собрании архиепископа Ионы Думина и Синодальном собрании. Хлудовское собрание положено в основу
ряда поздних собраний Соловецкого, Рогожского, Троицкого, собрания 1587 г. Анализ сочинений писателя в Сибирском сборнике
(ГПНТБ, F.IV.3, конец XVI в.) позволяет охарактеризовать некоторые особенности книжной культуры Сибири начиная со второй
половины XVIII в., когда этот сборник мог попасть на Алтай.
Ключевые слова: рукописное наследие, книжная культура, текстология.
Рукописное наследие Максима Грека, русского писателя греческого происхождения, переводчика, богослова,
дает богатейший материал для исследования истории книжной культуры России от ее западных до восточных
земель с XVI до XIX в. Освоение авторского текста древнерусской словесностью необходимо рассматривать
как неотъемлемую часть процесса адаптации авторского текста в книжной культуре конца XVI начала
XVII в., сложившейся на анонимной средневековой традиции и пережившей этап перехода к литературе Нового
времени. Именно в это время произошло формирование новых комплексов сочинений Максима Грека: русскими
книжниками были составлены собрания его трудов на основе прижизненных кодексов автора: Иоасафовского,
47 глав (ÐÃÁ. Ô. 173, ñîáð. МДА Ôóíä. ¹ 42, середина XVI â., основной ñïèñîê, далее È) и Хлудовского,
73 главы (ÃÈÌ. Хлудовское ñîáð. ¹ 73, середина XVI â. и ÐÃÁ. Ô. 37. Ñîáð. Большакова, ¹ 285, середина
XVI â. две части основного ñïèñêà, текст цитируется по второй ÷àñòè, далее Õ) [1, ñ. 223247]. Уникальный
по составу прижизненный Румянцевский сборник (130 статей) сочинений Максима Грека (РГБ. Ф. 256. Собр.
Румянцева. ¹ 264, середина XVI в., далее Р) практически распространения не имел.
В общей сложности в течение третьей четверти XVI и первой трети XVII в. было предпринято около десятка
проектов создания новых сводов сочинений афонского монаха [1, ñ. 248279; 2, ñ. 220251], интерес к
личности и творчеству которого возрос в связи с принятием патриаршества в России [3, ñ. 115125; 4, ñ. 126
151]. Их типы выделены исследователями на основе изучения состава рукописей. История поздних собраний
представлена в общем виде и вызывает полемику среди исследователей [5, ñ. 174180; 6, ñ. 7179; 7, ñ. 399
406; 8, ñ. 115144; 9, ñ. 4374]. Они пока точно не соотнесены с прижизненными авторскими кодексами.
Изучение глав прижизненных собраний Максима Грека в составе сводов, сформированных русскими книжниками
в конце XVI начале XVII в., представляет самостоятельную проблему. В настоящей статье сделана
попытка проследить «движение материала» в поздней рукописной традиции и наметить основные направления
в складывании собраний сочинений Максима Грека после его смерти. Отношение составителей новых
собраний писателя к источникам во многом определялось авторитетом его личности. К анализу поздней рукописной
традиции сочинений Максима Грека привлечены собрания, история которых позволяет представить
основные этапы формирования рецепции авторского текста.
Тринадцать сочинений писателя сохранились в составе Иоасафовского, Румянцевского и Хлудовского собраний
и могут быть рассмотрены как комплекс источников по истории авторского текста. Отношения между
тремя прижизненными кодексами установлены: тексты Румянцевского сборника и Иоасафовского собрания
сочинений Максима Грека генетически связаны общим архетипом, при том что протографы у них самостоятельные;
Хлудовский вариант восходит к архетипу, не зависимому от Румянцевского сборника, и протографу,
* Статья подготовлена при финансовой поддержке ÐÃÍÔ, проект ¹ 08-01-00274à.
© Журова Ë.È., 2008
Стр.3