А.Н. Халтурин, САФУ имени М.В. Ломоносова
Субъекты этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере
России
Этнокультурное взаимодействие выступает сегодня одним из
важнейших условий воспроизводства этнического многообразия в
современной России. <...> Становится все более очевидным, что в
этнокультурных
и
этносоциальных
трансформациях
процессы
взаимодействия становятся сегодня факторами, определяющими
возможности и способности этносов, в том числе малочисленных и
«многочисленных» народов Севера, к дальнейшему самостоятельному
развитию в условиях глобализма,
гражданского плюрализма и
мультикультурализма. <...> Представленная работа является скромной попыткой социальнофилософского осмысления сущности этнокультурного взаимодействия в
целом, и проблемы определения субъектов этнокультурного
взаимодействия в частности. <...> Социально-философский подход предлагает понимать взаимодействие
как «философскую категорию,
отражающую процессы воздействия
различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность,
изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом
другого». <...> При этом «взаимодействие» выступает как интегрирующий
фактор, посредством которого происходит объединение частей в
определенный тип целостности[1]. <...> Поэтому вполне оправданным автор полагал, что «субъектами
взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном
взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом
1
взаимодействии)». <...> В свою очередь, «межгрупповое взаимодействие может
происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя и более;
между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих
групп»[2]. <...> в большей степени интересовало социальное
поведение индивида в рамках межличностного взаимодействия, то наша
задача заключается в исследовании субъектов межгруппового
взаимодействия, а точнее, межэтнического взаимодействия, а еще точнее –
этнокультурного <...>
Субъекты_этнокультурного_взаимодействия_на_Европейском_Севере_России.pdf
А.Н. Халтурин, САФУ имени М.В. Ломоносова
Субъекты этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере
России
Этнокультурное взаимодействие выступает сегодня одним из
важнейших условий воспроизводства этнического многообразия в
современной России. Становится все более очевидным, что в
этнокультурных и этносоциальных трансформациях процессы
взаимодействия становятся сегодня факторами, определяющими
возможности и способности этносов, в том числе малочисленных и
«многочисленных» народов Севера, к дальнейшему самостоятельному
развитию в условиях глобализма, гражданского плюрализма и
мультикультурализма.
Представленная работа является скромной попыткой социальнофилософского
осмысления сущности этнокультурного взаимодействия в
целом, и проблемы определения субъектов этнокультурного
взаимодействия в частности.
Социально-философский подход предлагает понимать взаимодействие
как «философскую категорию,
отражающую процессы воздействия
различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность,
изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом
другого». При этом «взаимодействие» выступает как интегрирующий
фактор, посредством которого происходит объединение частей в
определенный тип целостности[1].
Для наших исследований базовыми будут являться такие
характеристики взаимодействия как 1) воздействие одного объекта на
другой, 2) взаимная детерминация и 3) объединение взаимодействующих
объектов в определенную общность, целостность, единство.
В социокультурной концепции П.А. Сорокина под взаимодействием
понимается «любое событие, с помощью которого один человек
полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума
другого». Поэтому вполне оправданным автор полагал, что «субъектами
взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном
взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом
1
Стр.1