А.Н. Халтурин, г. Архангельск
e-mail: aonhalturin@gmail.com
Ценности обычного права 1
Социально-философское исследование правовой культуры на Русском
Севере позволяет высказать предположение о том, что в любом обществе
одновременно функционирует три системы права – право государственное,
право обычное и право идеальное. <...> В праве государственном, писаном
собственно правовое начало
доминирует
над началом нравственным,
поскольку государство рассматривает право в качестве орудия своей воли. <...> Обычное право построено
правового
на паритете, равенстве нравственного и
начал, на соответствии внутреннего нравственного императива
внешней правовой обязанности. <...> Многие народные правовые воззрения,
объективированные в пословицах и поговорках, былинах и сказках, старинах и
песнях, содержат диалектическую идею единства и борьбы добра и зла, Правды
и Кривды. <...> Примером может послужить Устьянский правильник [1], служивший
дополнением к «Морскому уставу новоземельских промышленников». <...> «Аще кто, радея о нищих, а
самому подать нечем, и он украдет у богатого и даст убогому, то несть грех. <...> Как мы видим, обычное поморское право допускало
1
Халтурин А.Н. <...> 121-123
1
справедливым и богоугодным делом кражу собственности у богатого земляка
для нищих и убогих людей. <...> Здесь Кривда вора превращается в Правду, но, что
примечательно, не в абсолюте, а только лишь наполовину – «полдобра»
преступника соединяются с «полдобром» богатого потерпевшего в единое
абсолютное «добро». <...> Единство добра и зла в социальной практике
крестьянства отчетливо прослеживается в пословицах и поговорках. <...> Приведем
лишь несколько поговорок о «Правде – Справедливости», содержащихся в
электронной версии книги В.И. Даля «Пословицы русского народа» «неправдою жить - не хочется, а правдою - не можется»; «с кривдою жить
больно, с правдою – тошно». <...> Нередко в народном правосознании «правда»
противопоставлялась «неправде», «обману», «лжи» - «говорить правду - терять
дружбу <...>
Ценности_обычного_права.pdf
А.Н. Халтурин, г. Архангельск
e-mail: aonhalturin@gmail.com
Ценности обычного права1
Социально-философское исследование правовой культуры на Русском
Севере позволяет высказать предположение о том, что в любом обществе
одновременно функционирует три системы права – право государственное,
право обычное и право идеальное.
Право государственное традиционно рассматривается как совокупность
законов, установленных государством. В праве государственном, писаном
собственно правовое начало доминирует над началом нравственным,
поскольку государство рассматривает право в качестве орудия своей воли.
Наиболее наглядно и отчетливо сущность государственного права
просматривается в периоды смены общественно-экономических формаций.
Обычное право построено на паритете, равенстве нравственного и
правового начал, на соответствии внутреннего нравственного императива
внешней правовой обязанности. Многие народные правовые воззрения,
объективированные в пословицах и поговорках, былинах и сказках, старинах и
песнях, содержат диалектическую идею единства и борьбы добра и зла, Правды
и Кривды. Примером может послужить Устьянский правильник [1], служивший
дополнением к «Морскому уставу новоземельских промышленников». Для нас
принципиально интересны два положения. 1. «Аще кто, радея о нищих, а
самому подать нечем, и он украдет у богатого и даст убогому, то несть грех. Но
с полдобра вменит бог и богатому». 2. «Которого богатого человека обокрадут.
И утеря явится велика. Но он не потужит и не поклевещет, то утерю вменит ему
Христос в милостыню». Как мы видим, обычное поморское право допускало
1 Халтурин А.Н. Ценности обычного права // Социальные ценности и выбор времени: Материалы V
Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора
С.М. Шалютина (г. Курган, 14-15 апреля 2011 г.) – Курган: Изд-во Курганского университета, 2011. С. 121-123
1
Стр.1