Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 521158)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ

0   0
Первый авторИстомин Андрей Александрович
Страниц11
ID200903
АннотацияЦелью данной работы является рассмотрение категории свободы в творчестве М.К. Мамардашвили. В задачу исследователя здесь входит анализ философских текстов, в которых автором осуществляется попытка определения данного феномена. Известно, что Мамардашвили не был вполне оригинальным, опираясь на тексты предшественников (прежде всего – Декарта, Канта); в частности, это проявляется и в определении им свободы как необходимости. Но при этом философ дает собственную, уникальную трактовку понятию свободы, существующему в философской традиции. КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ // Антропологія права : філософський та юридичний виміри (стан,проблеми, перспективи) : Статті учасників Міжнародного «круглого столу» (м. Львів, 3-5 грудня 2010 року). − Львів : Галицький друкар,2010 - С. 244-254. -http://law.lnu.edu.ua/uploads/media/Antropologija_prava_zbirka_statei_VI.pdf
Истомин, А. А. КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ [Электронный ресурс] / А. А. Истомин .— 2010 .— 11 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/200903

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Свобода не существует на уровне содержания только лишь, главное − это свобода как форма мысли и образ жизни, в случае которого свобода и наполняется определенным содержанием. <...> Но свобода не сводится к любому содержанию. <...> Это не просто понятие, потому что «чудовищно трудно ухватить живую и естественную декартовскую свободу», а скорее − состояние, которое может пережить «естественно свободный человек, который свободен не потому, что так надо, не потому, что он борется за свою свободу». <...> Это не «свобода от…», а «свобода для…» − в позитивном смысле. <...> Например, «для Декарта не имела смысла борьба за свободу мысли против авторитета церкви». <...> Мамардашвили − противник фанатичного желания изменить мир: необходимо начинать с себя. <...> Свобода это не только право человека, но и его обязанность − перед собой («необходимость себя»), но также и перед всем миром. <...> Мир может совершиться лишь с моим участием: «Ибо ясно ведь – и законы философии, и законы здравого смысла диктуют нам, – что если каждый в 244 своей жизни сделает что-то с собой сам, то и вокруг что-то сделается». <...> И свобода есть нечто несомненное: если мы свободны, то мы это чувствуем. <...> Свободный человек управляет своим телом, оно ему подчиняется. <...> Существует, например, объективная необходимость занятия философией: с одной стороны, мы свободны в выборе занятий и «можем философствовать, когда захотим», с другой − мы философствуем «поневоле, вынужденные к этому». <...> В случае творчества мир всегда нов, и в нем находится место для человека, который, реализуя свою свободу, определяет состояние мира. <...> Ведь ему дана свобода и разум, и он самостоятельно проживает собственную жизнь, и единственный несет ответственность за содержание ее. <...> Владение собой, проистекающее из необходимости себя, требует свободы сознания, а с другой стороны − его очищения, редукции. <...> Самоопределение человека изначально происходит через отстранение от чувственно-воспринимаемого мира и уход в себя <...>
КАТЕГОРИЯ_СВОБОДЫ_В_ФИЛОСОФИИ_М.К._МАМАРДАШВИЛИ.pdf
КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ А. Истомин Поморский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова г. Архангельск, пр. Ломоносова, 4, e-mail: istomin-1976@yandex.ru Тезисно понимание свободы М. Мамардашили можно изложить так. Свобода не существует на уровне содержания только лишь, главное − это свобода как форма мысли и образ жизни, в случае которого свобода и наполняется определенным содержанием. Но свобода не сводится к любому содержанию. Свобода определяется как воля. Это не просто понятие, потому что «чудовищно трудно ухватить живую и естественную декартовскую свободу», а скорее − состояние, которое может пережить «естественно свободный человек, который свободен не потому, что так надо, не потому, что он борется за свою свободу». [1, с. 20]. Это не «свобода от…», а «свобода для…» − в позитивном смысле. Например, «для Декарта не имела смысла борьба за свободу мысли против авторитета церкви». [1, с. 17]. Это − внутренняя свобода личности, прежде всего, которая не зависит от внешних обстоятельств. Сам философ делает свой выбор: «можно с бандитами жить, меня не убудет, если я твердо знаю, что никогда не оказывался ниже своей способности и воли распоряжаться самим собой в целях того, что я считаю лучшим». [1, с. 20]. Мамардашвили − противник фанатичного желания изменить мир: необходимо начинать с себя. В этом смысле философ даже вправе отказаться публично от своих идей: не свободен Бруно, а свободен Галилей. Внутри себя можно придерживаться своих убеждений, а чтобы не нарушать нормы общественного приличия − носить маску. Свобода не объективируется, не сводится к каким-то вещам, − это идейноэкзистенциальное состояние души. «Воля и покой души» − «личностный пафос» Декарта − это «то, что владеет нашей личностью, связывает ее в нечто более или менее целое и задает нашу судьбу впереди нас». [1, с. 14]. Свобода − необходимость. Свобода и власть распоряжаться самим собой и своими намерениями, контролировать свои чувства, мысли, слова. Например, ощущение несчастья и нерешительность − несвобода, поэтому необходимо быть свободным от определяющего действия их. Это та работа внутреннего самоопределения, которую за нас никто не сделает. Свобода это не только право человека, но и его обязанность − перед собой («необходимость себя»), но также и перед всем миром. Мир может совершиться лишь с моим участием: «Ибо ясно ведь – и законы философии, и законы здравого смысла диктуют нам, – что если каждый в 244
Стр.1
CATEGORY OF FREEDOM IN THE PHILOSOPHY OF M.K. MAMARDASHVILI A. Istomin Pomor State University named after M.V. Lomonosov Arkhangelsk, Lomonosov av., 4, e-mail:istomin-1976@yandex.ru The purpose of this study is to consider the category of freedom in creativity of M.K. Mamardashvili. The task of the researcher consists in analysis of philosophical texts in which the author attempts to give a defi nition of this phenomenon. As we know, Mamardashvili was not completely original, based on texts by predecessors (above all − Descartes, Kant), in particular, this manifests itself in the defi nition of freedom as a necessity. But in this case the philosopher gives its own, unique interpretation of the concept of freedom existing in the philosophical tradition. Key-words: phenomenology; philosophical tradition; transcendentalism; freedom; will; necessity; right; law; character; action; soul and body; being; consciousness; technics. 254
Стр.11