СЕЙИД ХОССЕЙН НАСР
МОЛОДОЙ
МУСУЛЬМАНИН
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Москва
2010
УДК 28
ББК 86.38
Н 31
«Молодой мусульманин в современном мире»; автор
Сейид Хоссейн Наср; пер. с перс. <...> ISBN 978-5-91847-008-4
В книге «Молодой мусульманин в современном мире» известный современный мыслитель иранского происхождения
Сейид Хоссейн Наср (р. <...> 1933) излагает основы исламской
веры и аспекты образа жизни, построенного на фундаменте
коранического Откровения. <...> ИСЛАМ, СВЯЩЕННЫЙ КОРАН
И ХАДИСЫ — ОТКРОВЕНИЕ
И СМЫСЛ РЕЛИГИИ . <...> БОГ, ЧЕЛОВЕК И МИР —
ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ ЗАГРОБНОГО МИРА. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
6
П Р ЕД И СЛ О В И Е
С
реди массы литературы по мусульманской проблематике, спрос на которую растет в настоящее
время, наблюдается явный дефицит книг, грамотно
и доступно излагающих публике основы исламской
веры и аспекты образа жизни, построенного на фундаменте коранического Откровения. <...> Избранный им порядок изложения
очень последователен: от основ веры (Единобожие,
Коран, пророчество, Судный день) до экономических, политических и эстетических аспектов Ислама. <...> При этом автор затрагивает такие темы, как «человек», «мир», «мужское и женское», «мораль и право»,
«семья», «философия», «литература и искусство» – и
все это в ракурсе исламского мировоззрения. <...> Естественно, в центре его внимания оказывается сердцевина коранического Откровения – Единобожие, монотеизм, Таухид. <...> Таким образом, дана была пророческая миссия ряду
людей, которые принесли религии с разными названиями, но в самом глубоком понимании этого слова
были мусульманами. <...> Именно поэтому Коран говорит
об Ибрахиме1: «Он был единобожником, мусульманином
и не был из числа многобожников»2, хотя он жил за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада (С*) и ниспослания коранического Откровения. <...> Это
возвращение к вечному завету между человеком и
Богом, согласно которому человек обязан не только
быть рабом Божьим, но и осуществлять Божественное правление на земле, то есть быть «наместником <...>
Молодой_мусульманин_.pdf
СЕЙИД ХОССЕЙН НАСР
МОЛОДОЙ
МУСУЛЬМАНИН
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Москва
2010
Стр.3
УДК 28
ББК 86.38
Н 31
«Молодой мусульманин в современном мире»; автор
Сейид Хоссейн Наср; пер. с перс. Д. Бибаева. – М. : Издательство
«Исток»; 2010. – 184 с.
ISBN 978-5-91847-008-4
В книге «Молодой мусульманин в современном мире» известный
современный мыслитель иранского происхождения
Сейид Хоссейн Наср (р. 1933) излагает основы исламской
веры и аспекты образа жизни, построенного на фундаменте
коранического Откровения. Автор затрагивает такие темы,
как «Господь», «человек», «мир», «мужское и женское», «мораль
и право», «семья», «философия», «литература и искусство».
Работа может рассматриваться как грамотное и подробное
введение в мусульманскую религию, интересное для
всех, кто желает ознакомиться с ее истинами.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
УДК 28
ББК 86.38
ISBN 978-5-91847-008-4
© Издательство «Исток», 2010
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГЛАВА 1. ИСЛАМ, СВЯЩЕННЫЙ КОРАН
И ХАДИСЫ — ОТКРОВЕНИЕ
И СМЫСЛ РЕЛИГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Ислам, вера, благочестие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Священный Коран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Сунна и хадисы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Выводы из этой главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ГЛАВА 2. БОГ, ЧЕЛОВЕК И МИР —
ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ ЗАГРОБНОГО МИРА . . . . . . . .37
Господь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Мужское и женское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Познание загробного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
ГЛАВА 3. ШАРИАТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Содержание шариата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Мораль и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Торговые сделки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
5
Стр.5
ГЛАВА 4. ДУХОВНОСТЬ И ИСЛАМСКАЯ МЫСЛЬ. . . . . . 98
Исламская духовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Калам (Теология) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Мутазилиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
Шиитская теология (калам) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Первые перипатетики(последователи Аристотеля) . . . .115
Нападки на перипатетиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Философия в исламском Магрибе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Возрождение философии на исламском Востоке . . . . . . .122
Исфаханская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
ГЛАВА 5. ИСЛАМСКИЕ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Переводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Астрономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Геология и география . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Физика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Естественная история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Алхимия и химия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Влияние исламских наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Выводы. Значение исламских наук для мусульман . . . . . .152
ГЛАВА 6. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО . . . . . . . . . . . . . . .155
Ислам и искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Изобразительные искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Влияние исламского искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Разъяснения о музыке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
6
Стр.6