Его открывает статья Н. Л. Прокоповой
«Расслоение искусства сценического слова как фактор формирования
новой парадигмы речевой культуры», посвященная изучению такого
важного феномена в искусстве сценического слова начала XX <...> века, как
разделение его на два вида: слово в спектакле (театр) и художественное
чтение (эстрада). <...> Смирновой «Речевая характерность на эстраде» посвящена проблемам речевой
подготовки актеров эстрады. <...> Автор, обобщая имеющиеся сведения, систематизирует материал о видах
речевой характерности и конкретизирует особенности речевого искусства эстрады. <...> Т. А. Григорьянц
в статье «Семиотический анализ сценического текста (на материале
пластической партитуры спектакля «Три сестры» Кемеровского театра
драмы)», опираясь на труды по лингвистике и семиотике, уточняет некоторые представления о сущности и специфике театрального искусства. <...> Автор статьи «К эмпатическому восприятию в довербальном сценическом общении» С. Н. Басалаев настаивает на том, что главный смысл
актерского общения не в слове, а на уровне довербальных отношений. <...> Его интересует перцептивная сторона сценического общения, проявляющаяся в восприятии реальности партнера. <...> Ондрушек указывает такие критерии, как роль воображения, звуковую культуру
и характерность, технические аспекты игры. <...> В статье «О музыке и слове
Сергея Слонимского в юбилейный год Мастера» И. Г. Умнова соединяет
аналитическое изложение с интервью. <...> Две разнородные деятельности –
слово и музыка – создают цельность творческой личности композитора
Сергея Слонимского. <...> Жерновой «Изабелла и Анджело: из мистерии в анекдот («Мера за меру» Шекспира и «Анджело» Пушкина)» посвящена
проблеме «Пушкин и Шекспир», точнее, тому ее эпизоду, который в полуторавековой истории изучения не получил убедительного истолкования. <...> Центральным событием статьи О. В. Синельниковой «Прогулки
в прошлое: Родион Щедрин в диалоге с предшественниками» стал анализ симфонических <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт_[Текст]._Вып._6._Слово_в_системе_искусств_сб._науч._тр._отв._ред._Г.А._Жерновая.-_Кемерово_КемГУКИ,_2008.-_76_с..pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения
ИсКусство И ИсКусствоведенИе:
теорИя И опыт
сЛово в сИстеМе ИсКусств
сборник научных трудов
выпусК 6
Кемерово 2008
1
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
кандидат искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Г. А. Жерновая (отв. редактор);
кандидат искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова;
кандидат искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств И. Г. Умнова
отв. за выпуск А. И. Бураченко
И86 Искусство и искусствоведение: теория и опыт: слово в системе
искусств: сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. – Кемерово:
КемГуКИ, 2008. – вып. 6. – 276 с.
ISBN 5-8154-0038-6.
настоящее издание представляет собой шестой выпуск сборника научных трудов
«Искусство и искусствоведение: теория и опыт». подготовленный сборник составляют
разделы: «слово в системе искусств», «Жанр – стиль – направление», «Из
истории искусств советской эпохи: центр и периферия». Идея первого раздела послужила
основой для заглавия всего сборника: «слово в системе искусств».
ББК 85
ISBN 5-8154-0038-6
5-8154-0038-6
2
��Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2008
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
предлагаемый читательскому вниманию сборник состоит из трех
разделов и приложения. наиболее объемным является первый раздел –
«слово в системе искусств». его открывает статья Н. Л. Прокоповой
«расслоение искусства сценического слова как фактор формирования
новой парадигмы речевой культуры», посвященная изучению такого
важного феномена в искусстве сценического слова начала ��
�� века, как
разделение его на два вида: слово в спектакле (театр) и художественное
чтение (эстрада). Эстетические мотивировки процесса формирования новой
парадигмы речевой культуры представлены в статье на историческом
фоне первого послереволюционного десятилетия. статья М. В. Смирновой
«речевая характерность на эстраде» посвящена проблемам речевой
подготовки актеров эстрады. в ней указывается на существенные различия
актерского перевоплощения в драматическом театре и на эстраде.
Автор, обобщая имеющиеся сведения, систематизирует материал о видах
речевой характерности и конкретизирует особенности речевого искусства
эстрады.
статья Ю. А. Васильева «проблемы словесной акцентуации в сценической
речи. Заметки» посвящена размышлениям о произносительных
нормах в театре, что никогда не теряет и не потеряет актуальности.
обращает на себя внимание тот факт, что авторитетный теоретик и
практик сценической речи видит дальнейшие перспективы развития речевой
педагогики в содружестве специалистов по речи с лингвистами,
предлагая проект совместной работы над словарем. Т. А. Григорьянц
в статье «семиотический анализ сценического текста (на материале
пластической партитуры спектакля «три сестры» Кемеровского театра
драмы)», опираясь на труды по лингвистике и семиотике, уточняет некоторые
представления о сущности и специфике театрального искусства.
т. А. Григорьянц – практик реального театра, педагог по сценическому
движению. Актуальный смысл статьи состоит в том, что многолетний
театрально-педагогический опыт автор легко и естественно облекает
в термины семиотической школы. для нее спектакль – система высказываний
(синтаксических конструкций), а театрально-пластические фрагменты
в нем становятся «словом» в ряду других «слов».
Автор статьи «К эмпатическому восприятию в довербальном сценическом
общении» С. Н. Басалаев настаивает на том, что главный смысл
актерского общения не в слове, а на уровне довербальных отношений.
его интересует перцептивная сторона сценического общения, проявляющаяся
в восприятии реальности партнера. с. н. Басалаев анализирует
то, что до слова, но что с ним непосредственно связано. с работой
3
Стр.3