Ю.С. Осаченко
Рассматривается проблема соотношения мифа и логоса как элементов научной теории. <...> Или сама
научная деятельность, само теоретическое мышление как таковое, для
собственной реальной осуществляемости, исторической динамики и соã Осаченко Ю.С., 2012
4 <...> Ю.С. Осаченко
держательной поступательности требует наличия мифического элемента
как аспекта или момента этой деятельности? <...> С другой стороны, такой подход позволяет уловить мифические
содержания в позитивности любого онтологического полагания. <...> Соглашаясь с неокантианцами в том отношении, что «чистая наука»
индифферентна к онтологическому статусу своих построений, Лосев
Миф и логос науки
7
утверждает, что существует разрыв между этой «чистой игрой разума»
и «бессознательными верованиями», в которых реализуются изначальные интуиции, содержательные новации теоретиков, создателей научных
парадигм. <...> Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно-ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не
в красочном описании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой
8 <...> Миф переживается и раскрывается в экзистенциальном опыте,
приоткрывающем нуминозное – мистерию бытия. <...> Здесь мы повсюду сталкиваемся с мистерией бытия, и вряд ли научное просвещение сможет что-либо изменить. <...> Мифическое не связано непосредственно ни с какими-то исторически конкретными содержаниями, ни со спецификой способа «контакта с мистерией бытия»: для ученого-творца
в фундаментальной науке эта мистерия столь же, а может быть, даже
более реальна, сколько и для художника, так как «чудо познания» объективного мира ярче демонстрирует удивительное соответствие воображаемого и реального. <...> Хюбнер считает миф и науку различными онтологиями <...>