Классические методологические программы эмпиризма (сенсуализма)
и рационализма, несмотря на разные приоритеты в источниках познания
(опыт и разум), базируются на представлении об абсолютной объективности научного знания и, соответственно, декларируют объективность
как гносеологический идеал и реальное неукоснительное требование. <...> Неклассическая научная культура развивается в эпоху достижения
зрелости индустриальной цивилизации, ее вступления в состояние кризиса. <...> Подобно классической
неклассическая научная культура включает в свое пространство утилитарные смыслы и ценности, однако их удельный вес в неклассике значительно снижается. <...> Становление неклассической научной культуры происходит на фоне критики ценностно-смысловых оснований культуры классической. <...> Становление и развитие неклассической научной культуры связано с кризисом модернизационных процессов и формированием культуры постмодерна. <...> Важнейшей
особенностью понимания объекта познания в неклассической науке является видение его как субъективированного объекта. <...> Новая концепция объекта исследования как субъективированного
объекта во многом формируется в результате создания А. Эйнштейном <...> Серьезный
вклад в новое понимание объекта исследования как субъективированного объекта внесла атомная физика, зафиксировавшая такой важный момент, как зависимость поведения атомных объектов от их взаимодействия с измерительными приборами. <...> Как нам представляется, Полани предвосхищает некоторые
идеалы постнеклассической научной культуры. <...> Постнеклассическая научная культура формируется в контексте
глобализации – сложного, охватывающего различные сферы человеческой жизнедеятельности процесса нарастания взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимообусловленности бытия локальных, региональных сообществ в планетарном масштабе. <...> Становление постнеклассической научной
культуры связано с достижением следующей за индустриальным <...>