Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Н.Н. Мехтиханова
История отечественной психологии
конца XIX – начала XX века
(вклад врачей-физиологов и психиатров
в становление психологической науки)
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 159.9
ББК Ю 91(2)я73
М 55
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
доктор психологических наук Н.Л. Иванова;
кафедра педагогической психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца
М 55
XIX – начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в
становление психологической науки): текст лекций / Н.Н. Мехтиханова
; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 80 с.
ISBN 5-8397-0510-1 (978-5-8397-0510-4)
Данная книга посвящена описанию психологического наследия
врачей- психиатров и физиологов, сыгравших значительную роль в
становлении и оформлении как общих методологических, теоретических
вопросов, так и отдельных практических отраслей психологии.
Это первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших
достижений отечественной науки с момента обретения психологией
самостоятельности (конец ХIХ века). Для наилучшего
понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету
выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного
исторического периода. Его эффективность доказана в
ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии». Немалое
внимание уделяется биографиям великих ученых, что имеет
не только познавательное, но и огромное воспитательное значение.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «История психологии», блок ОПД),
очной формы обучения.
УДК 159.9
ББК Ю 91(2)я73
© Ярославский
государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0510-1 (978-5-8397-0510-4)
2
© Н.Н. Мехтиханова, 2006
Стр.2
Введение
История психологии, как никакая другая отрасль психологической
науки, была долгое время и чрезвычайно сильно идеологизирована.
В последнее десятилетие появилось много работ, в которых
по-новому, объективно и полно раскрываются проблемы, этапы
большого исторического пути российской психологии. Появляются
новые имена психологов, внесших важный вклад в развитие науки,
по-новому расставляются акценты. Все это, несомненно, важно для
понимания настоящего состояния науки и прогнозирования её будущего.
Курс
«История психологии» является одним из самых объемных
курсов при подготовке психологов-профессионалов, его изучают
практически во всех вузах, готовящих специалистов разных
отраслей психологии. Курс оказывается важным, систематизирующим
звеном в научной подготовке специалистов и выполняет
ряд функций: воспитательную, мотивирующую, систематизирующую
и другие. Главной целью преподавания курса является формирование
у студентов умения критически оценить изученное,
найти новые подходы к решению актуальных психологических
проблем.
Как правило, большая часть курса «Истории психологии» посвящена
истории зарубежной психологии. Отечественная история
представлена в небольшом объеме учебных часов, что, на наш
взгляд, является не самой лучшей традицией прошлого. В то же
время самостоятельное изучение российской психологии студентами
затруднено в силу отсутствия специальной литературы –
учебников, пособий, недоступности первоисточников и пр.
Данная работа представляет собой первый шаг в цикле работ,
посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки
с момента обретения психологией самостоятельности (конец ХIХ
века). Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического
материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического
описания в рамках определенного исторического периода.
Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания
курса «Истории психологии», хотя он, безусловно, является
3
Стр.3
простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов.
В предлагаемой работе немалое внимание уделяется биографиям
великих ученых, что, на наш взгляд, имеет не только познавательное,
но и огромное воспитательное значение.
Данная книга посвящена описанию психологического наследия
врачей- психиатров и физиологов, сыгравших значительную роль в
становлении и оформлении как общих методологических, теоретических
вопросов, так и отдельных практических отраслей психологии.
Некоторые имена знакомы студентам со школьных лет, при
этом, как показывает опыт преподавания истории психологии,
кроме самих имен и двух-трех поверхностных ассоциаций, студенты
плохо представляют истинную роль «якобы знакомых» ученых
в развитии современной науки. Поэтому мы предприняли попытку
подробно познакомить студентов с наследием великих отечественных
ученых.
4
Стр.4
Содержание
Введение ................................................................................................................................................................ 3
1. Социально-культурные и общенаучные предпосылки становления и
развития отечественной психологии конца ХIХ – начала ХХ века ......... 5
2. СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ: основание экспериментального подхода
в психологии ................................................................................................................................... 9
3. БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ: вклад в экспериментальную
психологию, психологию личности .............................................................................. 19
4. ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ: роль психофизиологических работ в развитии
психологии ..................................................................................................................................... 37
5. УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: изучение физиологических
основ поведения .......................................................................................................................... 52
6. КАЩЕНКО ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ: создание коррекционной
психологии и педагогики ..................................................................................................... 60
7. ГАННУШКИН ПЕТР БОРИСОВИЧ: разработка области «малой
психиатрии» .................................................................................................................................. 67
8. ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ: концепция об умственном и физическом
развитии личности ................................................................................................................... 73
Список литературы ..................................................................................................................................... 79
Учебное издание
Мехтиханова Наталья Николаевна
История отечественной психологии
конца XIX – начала XX века
(вклад врачей-физиологов и психиатров
в становление психологической науки)
Текст лекций
Редактор, корректор А.А. Аладьева
Компьютерная верстка Е.Л. Шелеховой
Подписано в печать 12.12.2006 г. Формат 60х84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 3,9. Тираж 100 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
Отпечатано
ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001.
г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф.37 тел.(4852) 73-35-03
80
Стр.80
Н.Н. Мехтиханова
История
отечественной психологии
конца XIX – начала XX века
(вклад врачей-физиологов и психиатров
в становление психологической науки)
82
Стр.82