Работа позволяет охарактеризовать взаимоотношения
колониальной власти и национальной буржуазии страны в период борьбы за независимость. <...> В условиях антиколониальной борьбы национальное предпринимательство сложилось как класс, а рост экономического влияния индийских
коммерсантов и промышленников сопровождался активизацией
их политической деятельности, способствовал изменению их статуса и роли в борьбе за независимость. <...> В результате к
середине 1940-х годов осознание собственных интересов вывело
деловой мир Индии на новый уровень общественно-политической активности. <...> В конце колониального периода национальная
буржуазия представляла собой организованную оппозицию правящему режиму. <...> Она действовала на общеиндийском и региональном уровнях, эффективно используя систему представительских организаций бизнеса. <...> В
задачи исследования входит характеристика социально-экономических позиций, сфер интересов и общественного потенциала отдельных групп индийского национального бизнеса на момент начала первой кампании гражданского неповиновения в 1920 году. <...> Также анализируются основные методы и приемы экономического и внеэкономического воздействия колониальных властей на
3
развитие индийского внутреннего рынка, определяются закономерности и особенности реагирования основных группировок
национального бизнеса на действия и законопроекты метрополии, касающиеся интересов индийских предпринимателей. <...> Важнейшей задачей исследования является определение и характеристика основных этапов
и особенностей политического диалога между колониальной администрацией и национальным бизнесом вплоть до завоевания
Индией независимости. <...> Проблемы взаимодействия колониальной власти и бизнеса в
Индии не были предметом специального рассмотрения в отечественной литературе. <...> В то же время многое было сделано для классовой характеристики индийской национальной буржуазии и лидеров национально-освободительного <...>
Власть_и_бизнес_в_Индии_стратегия_политического_взаимодействия_в_первой_половине_XX_века.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Лаборатория африканистики и востоковедения
Т.А. Федорова
Власть и бизнес в Индии:
стратегия политического
взаимодействия
в первой половине ХХ века
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности История
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 930:372.8
ББК Т3(5Ind)6–2
Ф 33
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор А.С. Ходнев;
кафедра гуманитарных дисциплин МУБИНТ
Федорова, Т.А. Власть и бизнес в Индии: стратегия политичеФ
33
ского взаимодействия в первой половине ХХ века: учеб. пособие
/ Т.А. Федорова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. –
108 с.
ISBN 5-8397-0505-5(978-5-8397-0505-0)
Учебное пособие представляет собой исследование истории
Индии первой половины ХХ века с точки зрения эволюции политических
интересов индийского национального предпринимательства.
Работа позволяет охарактеризовать взаимоотношения
колониальной власти и национальной буржуазии страны в период
борьбы за независимость.
Пособие предназначено для углубленного изучения новейшей
истории Индии студентами в рамках дисциплины История бизнеса
(часть вторая – Бизнес и политика в колониальной Индии),
блок ГСЭ, специальность 020700 История, очной и очно-заочной
форм обучения.
Пособие подготовлено и опубликовано при поддержке
Фонда Президента РФ. Грант МК-2215.2005.6
УДК 930:372.8
ББК Т3(5Ind)6–2
ISBN 5-8397-0505-5(978-5-8397-0505-0)
2
© Ярославский
государственный
университет
им. П.Г. Демидова, 2006
©Т.А. Федорова, 2006
Стр.2
Содержание
Введение ............................................................................................. 3
Глава 1. Взаимодействие индийского бизнеса
и колониальной власти в XIX – начале ХХ века ......... 6
1. Исторические условия деятельности делового
сообщества Индии и формирование диалога
«власть-бизнес» в колониальный период .......................... 6
2. Движение свадеши и политика британской
колониальной администрации
отношении индийского капитализма .............................. 15
3. Социально-экономическое и политическое развитие
индийского предпринимательства
в 1913 – 1918 годах ............................................................ 22
Контрольные вопросы ........................................................... 33
Глава 2. Тактика деловых кругов в отношении
национально-освободительного движения
и колониальной политики в 1918 – 1931 годах ........... 34
1. Формирование политических интересов
индийской национальной буржуазии
в 1920-е годы: пример Бомбея .......................................... 34
2. М.К. Ганди и роль деловых кругов
в борьбе за независимость ................................................ 42
3. Образование Федерации индийских
торгово-промышленных палат и обострение
противоречий между колониальной властью
и национальным бизнесом в 1927 – 1931 годах .............. 53
Контрольные вопросы ........................................................... 66
106
Стр.106
Глава 3. Формирование стратегии политического влияния
национальной буржуазии в 1930 – 1940-е годы ......... 67
1. Столкновение интересов власти и бизнеса
на конференции «круглого стола» в Лондоне................. 67
2. Путь к единству и корпоративному
влиянию индийского бизнеса ........................................... 84
Контрольные вопросы ........................................................... 99
Заключение .................................................................................... 100
Вопросы к зачету .......................................................................... 105
107
Стр.107