Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт» <...> Н.Ю. Сугробова
Тетрадь для практических работ
по курсу
«Анатомия и физиология
человека»
Учебно-методические пособие
Соликамск
ГОУ ВПО «СГПИ»
2008
Практическая работа №1. <...> Л.В. Чугайнова
С 89 Сугробова, Н.Ю.
Тетрадь для практических работ по курсу «Анатомия и физиология человека» [Текст] : учебно-методическое пособие / Наталья
Юрьевна Сугробова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». <...> Сравнительная характеристика типов тканей
ЦЕЛЬ: изучить особенности строения хрящевой ткани. <...> МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика типов тканей»
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов тканей
Работа №3. <...> Сделайте реферативное сообщение на тему: «Ретикуло-эндотелиальная система организма. <...> Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и
подростков / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. <...> 6
Практическая работа №2
Оценка физического развития учащихся
ЦЕЛИ: 1. <...> Таблица 2
Индивидуальные показатели физического развития
студента (Фи) возраст
Сравните индивидуальные показатели ЖЕЛ с «должными» величинами (ДЖЕЛ) для лиц данного возраста, роста и пола. <...> Задание для самостоятельной работы
9
Подготовьте реферативное сообщение по предложенной теме:
«Здоровье человека и определяющие его факторы»
«Группы здоровья детей и подростков»
Список литературы <...> Обремова, Н.И. Петрухин, А.С. Основы анатомии, физиологии
и гигиены детей и подростков / Н.И. Обремова, А.С. Петрухин. <...> Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. <...> Изучить особенности строения и функции нейронов и
нейроглии. <...> Найдите пирамидные нейроны (а), которые характерны для
коры больших полушарий. <...> Альфамотонейрон спинного
мозга (в) - мультиполярный с радиальными дендритами. <...> Разнообразная форма нейронов: а - пирамидная;
б - клетки Пуркинье; в - альфа-мотонейрон спинного мозга. <...> 4 представлена схема <...>
Тетрадь_для_практических_работ_по_курсу_«Анатомия_и_физиология_человека»_.pdf
ББК 28.7я7
С 89
Рецензент: кандидат биологических наук, доцент
Л.В. Чугайнова
С 89 Сугробова, Н.Ю.
Тетрадь для практических работ по курсу «Анатомия и физиология
человека» [Текст] : учебно-методическое пособие / Наталья
Юрьевна Сугробова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». – Соликамск : РИО СГПИ, 2008. – 81
с. – 100 экз.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I курса,
обучающихся по направлению «Педагогика» и является средством
формирования у студентов основ знаний по анатомии и физиологии
человека с возрастными особенностями.
Содержание пособия полностью соответствует ГОС ВПО.
Практическая работа №1. Ткани
Работа №1. Эпителиальные ткани
ЦЕЛЬ: изучить особенности строения и функций эпителиальных
тканей.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты, препаровальные
иглы, шпатель, предметные и покровные стекла, физиологический
раствор, спирт.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Изготовить микропрепарат клеток слизистой оболочки ротовой
полости человека:
а) протереть марлевой салфеткой предметное и покровное стекла;
б) нанести на предметное стекло каплю физиологического раствора,
предварительно подкрашенного чернилами;
в) протереть шпатель спиртом и провести им несколько раз по
внутренней поверхности щеки;
г) перенести слизь в каплю физиологического раствора на предметное
стекло, закрыть покровным стеклом;
д) рассмотреть препарат при большом и малом увеличении
микроскопа.
2. Зарисовать в тетради эпителий слизистой оболочки полости
рта, отметить органоиды клетки: ядро, цитоплазму, плазматическую
мембрану.
ББК 28.7я7
Н.Ю. Сугробова, 2008
ГОУ ВПО «Соликамский государственный
2
3
Стр.2
– 12-перстная кишка
– брыжейка
– ободочная кишка
– поджелудочная железа
– печень
Список литературы
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития
ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия,
2002. – С.126-135.
2. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей
и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия,
2000. – С.109-119.
3. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р.
Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2000. – С.190-201.
Общий список литературы
1.
2.
3.
Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития
ребенка): учеб пособие для студ. пед. вузов / М.М. Безруких.
– М.: Академия, 2002.
Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития
ребенка): учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов / М.М. Безруков.
– М.: Академия, 2002.
Билич, Г.Л. Биология. Полный курс: В 3т. Т.1.: Анатомия /
Билич, Г.Л., Крыжановский В.А. – М.: Издательский дом Оникс 21
век, 2002.
4.
5.
Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника.
1–4 класс: пособие для учителя начальной школы / В.И. Кирпичев.–
М.: ВЛАДОС, 2002.
Козинец, Г.И. Физиологические системы организма человека,
основные показатели. – М: Триада, 2000
6.
М.М. Курепина. – М.: ВЛАДОС, 2003.
78
Курепина, М.М. Анатомия человека: учеб. для студ. ВУЗов /
ФСодержание
Практическая работа №1. Ткани................................................. ........... 3
Работа №1. Эпителиальные ткани ............................................................. 3
Работа №2. Хрящевая ткань ....................................................................... 4
Работа №3. Виды мышечной ткани ........................................................... 4
Работа №4. Сравнительная характеристика типов тканей ...................... 5
Практическая работа №2. Оценка физического развития учащих
ся........................................................................................................7
Практическая работа №3. Структурно-функциональная организация
нейронов. Функции нейроглии. Рефлекс и рефлекторная дуга.............10
Практическая работа №4. Анатомия и физиология
спинного мозга...........................................................................................15
Практическая работа №5. Анатомия и физиология
головного мозга.............................................................................. ........... 17
Практическая работа №6. Вегетативная нервная система .................23
Практическая работа №7. Характеристика типа высшей
нервной деятельности по анамнестической схеме .................................28
Практическая работа №4. Зрительный анализатор.............................32
Работа №1. Рефлекторные реакции зрачка ............................................. 32
Работа №2. Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта) .................. 33
Работа №3. Определение остроты зрения .............................................. 33
Практическая работа №9. Слуховой анализатор.................................35
Работа №1. Орган слуха ........................................................................... 35
Работа №2. Сравнение костной и воздушной
проводимости звука (опыты Вебера и Ринне) ........................................ 36
Практическая работа № 10. Скелет человека ......................................39
Практическая работа №11. Мышечная система человека..................43
Практическая работа №12. Сердечно-сосудистая система ................49
Работа №1. Строение сердца ................................................................... 49
Работа№2. Кровообращение плода ......................................................... 49
Работа №3. Определение длительности сердечного цикла у человека
по пульсу .................................................................................................... 50
Работа №4. Исследование артериального давления по способу
Короткова в покое, после нагрузки ......................................................... 52
Работа №5. Определение косвенным методом показателей
максимального потребления кислорода .................................................. 53
Работа №6. Определение функционального состояния
сердечно-сосудистой системы ................................................................. 54
79
Стр.40
Практическая работа №13. Система крови ............ .............................56
Работа 1. Рассматривание под микроскопом окрашенных .................. 56
препаратов крови лягушки и человека .................................................... 56
Работа №2. Изучение различных видов гемолиза ................................. 57
Практическая работа №14. Физиология процессов дыхания ............60
Работа №1. Спирометрия ......................................................................... 60
Работа №2. Тип дыхания .......................................................................... 61
Работа №3. Изменение дыхания при различных
физиологических состояниях .................................................................. 62
Практическая работа №15. Физиолого-гигиенические основы
питания .......................... .............................................................................65
Практическая работа №16. Физиология пищеварения......... ............. 72
Работа №1. Действие слюны на крахмал ................................................ 72
Работа №2. Действие желудочного сока на белок ................................. 73
Работа №3. Влияние желудочного сока на белки молока ..................... 74
Работа №4. Роль желчи в процессе пищеварения .................................. 74
Общий список литературы ....................................................................77
80
Стр.41