МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
(ÑÃÏÈ)
Материалы Международной
научно-практической конференции
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ:
опыт, проблемы, перспективы
23 декабря 2011 года
В 2 частях
ЧАСТЬ 1
ПЕДАГОГИКА
Соликамск
СГПИ
2012
Стр.1
3
УДК 378
ББК 74.58
П 24
П 24 Педагогика и психология образования: опыт, проблемы,
перспективы [Текст]
: материалы Международной
научно-практической конференции 23 декабря 2011 года :
в 2 ч. Ч. 1 / ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт» ; Н. Н. Егорова, составление. –
Соликамск : ÑÃÏÈ, 2012. – 212 ñ.
В настоящем издании представлены материалы Международной
научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов,
занимающихся разработкой актуальных вопросов психолого-педагогического
сопровождения субъектов образования.
Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив
развития системы образования, методологические и теоретические
аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации
проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе.
Выражаем надежду, что настоящие материалы будут полезны
тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педагогическим
сопровождением личности в образовательном процессе,
а также преподавателям, студентам, представителям учреждений
культуры и образования.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за
подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических
данных, собственных имен, географических названий и прочих
сведений, а также за то, что в материалах не содержится данных,
не подлежащих открытой публикации.
УДК 378
ББК 74.58
Рекомендовано к изданию решением
редакционно-издательского совета СГПИ от 20.02.2012 ã.
Протокол ¹ 34.
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2012
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ
И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ
____________________________________
Цель психологического сопровождения личности в образовательном
процессе – содействие психическому здоровью,
образовательным интересам и раскрытию индивидуальности
участников образовательного процесса, личностному развитию
и развитию профессиональной успешности, а также коррекции
разного рода затруднений в личностном развитии и
саморазвитии участников образовательного процесса через
систему сопровождения.
Как отмечает М. Р. Битянова, сопровождение – это система
профессиональной деятельности психолога, направленной на
создание социально-психологических условий для успешного
обучения и психологического развития личности в ситуациях
взаимодействия.
Система психологического сопровождения личности в образовательном
процессе является необходимым компонентом
образования. В рамках системы психологического сопровождения
в вузе оказывается помощь следующим группам:
преподавателям, студентам и их родителям.
Кафедра психологии Соликамского государственного педагогического
института была создана в июле 1998 г. путем
реструктуризации кафедр педагогики и психологии и частных
методик дошкольного и начального образования. В декабре
2006 года данное структурное подразделение переименовано
в кафедру психологии и коррекционной педагогики.
Кадровый потенциал кафедры. В настоящее время на кафедре
работают 10 штатных сотрудников, из них 6 человек – кандидаты
наук, 3 человека – оканчивают аспирантуру, 1 человек
– отличник народного просвещения. Штатными совместителями
являются 2 доктора психологических наук.
На кафедре проводится одно фундаментальное исследование
и исследование по гранту в соответствии с тематическими
планами МОиН РФ.
Стр.2
4
Кафедра психологии и коррекционной педагогики ведет
активное сотрудничество с различными образовательными
учреждениями Верхнекамья, такими как: СКОШ V вида для детей
с тяжелыми нарушениями речи, г. Березники, Реабилитационный
центр, г. Березники, Пермский государственный педагогический
университет, кафедра логопедии, МДОУ «Детский сад №
17», г. Соликамск, ЦРТДЮ № 1, г. Соликамск, МКДЦ «Психологомедико-педагогическая
комиссия», г. Соликамск, НДОУ «ЦРР
«Соликамскбумпром» Детский сад №45», «ЦРР «Соликамскбумпром»
Детский сад № 22», МАДОУ «Детский сад №28», МДОУ
«Детский сад №32».
Инновационно-коммерческая деятельность кафедры.
За последние 4 года кафедрой проведено более 30 курсов
повышения квалификации, в которых приняли участие около
800 человек. Кроме того, каждый год осуществляется профессиональная
переподготовка на базе высшего образования по
специальности «Логопедия», а также ведется дополнительная
специализация «Психологическое консультирование» для студентов
специальности «Педагогика и психология».
Количество студентов, привлеченных за 5 лет к работе по
научной теме кафедры, – более 300 человек, которые принимают
участие в работе проблемных групп, имеют студенческие
публикации, являются участниками олимпиад и конкурсов
научных работ.
Количество привлеченных
Год
2006
2007
2008
2009
2010
ИТОГО
Средства
Минобрнауки
–
–
–
–
–
–
Средства
РГНФ
–
–
–
100
100
Средства
хоздоговоров
208
000
193 700
100 600
316 500
327 000
200 1 145 800
Средства
из др.
источников
Собственные
средства
6
000
8 000
29 000
31 000
32 000
Всего, тыс.
руб.
214 000
201 700
129 600
447 500
459 000
106 000 1 451 800
5
Результаты научной и учебно-методической деятельности
членов кафедры отражены в различного рода публикациях.
За пятилетний период профессорско-преподавательским
составом кафедры было опубликовано:
• Монографии, в том числе коллективные – 6.
• Статьи в научных (рекомендованных ВАК) и научно-методических
журналах – 11.
• Статьи, отправленные на международные конференции, – 45.
• Статьи, отправленные на Всероссийские и региональные
конференции, – 71.
• Учебно-методические пособия – 17.
Специалисты кафедры в рамках реализации научной темы
«Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного
процесса» руководствуются следующими положениями:
•
сопровождение – это следование за естественным развитием
личности на данном возрастном и социокультурном
этапе онтогенеза;
• сопровождение – это создание условий для самостоятельного
творческого освоения субъектом системы отношений с
миром;
• сопровождение – создание в рамках объективно данной
личности социально-педагогической среды условий для ее
максимального в данной ситуации личностного развития и обучения;
•
сопровождение – это сотрудничество педагога и психолога
по созданию стратегии сопровождения, при котором педагог
ее реализует, а психолог помогает педагогу «настроить»
процесс обучения и общение на конкретных учеников и воспитанников
(М. Р. Битянова).
Перспективы работы кафедры психологии и коррекционной
педагогики на 5 лет.
I. Учебно-методическая работа:
• завершить корректировку учебных программ и УМК по всем направлениям
бакалавриата;
• активизировать подготовку преподавателями кафедры учебнометодических
материалов и пособий по дисциплинам кафедры;
• начать тематическое оформление аудиторий психологического
факультета с привлечением к этой деятельности студентов.
Стр.3
6
II. Кадровая политика кафедры:
• обеспечить успешное завершение диссертационных исследований
преподавателями кафедры;
• продолжить работу по повышению квалификации преподавателей
кафедры по направлениям практической психологии
и коррекционной педагогики.
III. Научная работа:
• активизировать работу преподавателей по участию в грантах,
фундаментальных исследованиях и научных конкурсах;
• активизировать работу по написанию монографий по индивидуальным
научным темам преподавателей.
IV. Воспитательная, внеаудиторная работа со студентами по
следующим направлениям:
• разработка программы по социально-психологической адаптации
и программу повышению мотивации учения первокурсников;
•
систематическое проведение мастер-классов для студентов
по различным специальностям и направлениям;
• активное привлечение студентов к участию в различных конференциях,
конкурсах студенческих работ, Всероссийских
студенческих олимпиадах;
• продолжение проведения ежегодной олимпиады для студентов
СГПИ по психологии и коррекционной педагогике.
V. Работа с образовательными учреждениями:
• расширить количество направлений работы с образовательными
учреждениями с заключением договоров о сотрудничестве;
•
активизировать сотрудничество и расширить его формы с
профильными кафедрами различных вузов.
VI. Хоздоговорная деятельность кафедры
Расширить внебюджетную деятельность кафедры:
• подготовить необходимую базу и начать работу «Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции»;
• расширить тематику курсов повышения квалификации с учетом
потребностей и запросов образовательных учреждений
и населения Верхнекамья;
7
• начать работу по разработке и внедрению платных специализаций
«Логопедическая работа в дошкольных образовательных
учреждениях», «Логопедическая ритмика», «Методика развития
и коррекции речи», «Коррекционно-педагогическая
работа с детьми с проблемами в развитии», «Практическая
психология», «Психологическое консультирование», «Социально-психологическое
консультирование населения»;
• продолжать проведение по запросам студентов различных семинаров-тренингов
и тренингов личностного и профессионального
роста.
Стр.4
8
С. Н. Артемьева
Формирование социально-психологической
компетентности детей старшего
дошкольного возраста в условиях
инклюзивного образования
____________________
В последнее время предлагаются инновационные подходы
к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.
Независимо от социального положения, расовой или
конфессиональной принадлежности, физических и умственных
способностей инклюзивное образование предоставляет
возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность
в развитии и равные права в получении адекватного
уровню его развития образования.
Инклюзивное (ôðàíö. inclusif – включающий в ñåáÿ, от ëàò.
include – çàêëþ÷àþ, âêëþ÷àþ) образование – òåðìèí, используемый
для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных учреждениях. В его
основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию
учеников, но в то же время создает особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а
их отличительные особенности достойны уважения [1, с. 254].
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного
образования в России находится под пристальным вниманием
не только родителей и педагогических сообществ, но
и всей общественности. Не случайно 2009 г. был объявлен
Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы
осуществляется на государственном уровне [2, с. 17].
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем:
администрация и педагоги обычных детских садов
и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями
независимо от их социального положения, физического,
эмоционального и интеллектуального развития и
создают им условия для обучения и воспитания на основе
психолого-педагогических приемов, ориентированных на по9
требности
этих детей. То есть инклюзию можно определить
как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению»
[5].
Реализация такого подхода в образовательном пространстве
дошкольного и школьного учреждения требует новых
педагогических приемов, новых обучающих технологий, способствующих,
с одной стороны, преодолению недостатков в
развитии, а, с другой – позволяющих учесть ее индивидуальные
особенности и тем самым способствующих ее успешной
социально-психологической адаптации.
Несмотря на то, что в настоящее время в психолого-педагогической
науке и практике уделяется достаточное внимание
процессу вхождения ребенка в социальную среду и его
приспособления к культурным, психологическим и социологическим
факторам, проблема социально-психологической
компетентности детей с ограниченными возможностями в
дошкольном возрасте остается недостаточно изученной. Это
обусловлено неспособностью данной категории детей без последствий
для их психического здоровья войти в общество,
неумением ребенка ориентироваться в социальных ситуациях,
а также отсутствием навыков выбирать адекватные способы
общения с окружающими и реализовывать эти способы в
процессе взаимодействия. Поэтому проблема создания условий
для развития социально-психологической компетентности
детей с ограниченными возможностями является одной
из актуальных проблем как педагогической науки, так и
современной системы образования.
Вопросом формирования социально-психологической компетентности
в дошкольном возрасте занимались многие теоретики
и практики психолого-педагогической науки: Д. Б.
Ýëüêîíèí, È. À. Çèìíÿÿ, Ë. È. Äîëãîâà, Ë. È. Ôèøìàí, Ñ. À.
Козлова, С. С. Бычкова, В. Н. Плотникова и др. Суммируя и
обобщая сущность их исследований, можно заключить, что понятие
«социально-психологическая компетентность» трактуется,
как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно
определять эмоциональные состояния других людей,
выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать
эти способы в процессе взаимодействия [1, ñ. 331].
Социально-психологическая компетентность формируется
в ходе освоения индивидом систем общения и включения
Стр.5