Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. Ч. 1

0   0
АвторыЕгорова Наталья Николаевна
ИздательствоРИО ФГБОУ ВПО «СГПИ»
Страниц107
ID199834
АннотацияВ настоящем издании представлены материалы Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов, занимающихся разработкой актуальных вопросов психо-логопедагогического сопровождения субъектов образования. Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив развития системы образования, методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе.
Кому рекомендованоматериалы будут полезны тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педа- гогическим сопровождением личности в образовательном процес- се, а также преподавателям, студентам, представителям учреждений культуры и образования.
УДК378
ББК74.58
Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Егорова .— : РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012 .— 107 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199834 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) Материалы Международной научно-практической конференции И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт, проблемы, перспективы 23 декабря 2011 года В 2 частях ЧАСТЬ 1 ПЕДАГОГИКА Соликамск СГПИ 2012 3 УДК 378 ББК 74.58 П 24 П 24 Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. <...> УДК 378 ББК 74.58 Рекомендовано к изданию решением редакционно-издательского совета СГПИ от 20.02.2012 г. Протокол ¹ 34. <...> © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2012 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ ____________________________________ Цель психологического сопровождения личности в образовательном процессе – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности участников образовательного процесса, личностному развитию и развитию профессиональной успешности, а также коррекции разного рода затруднений в личностном развитии и саморазвитии участников образовательного процесса через систему сопровождения. <...> В декабре 2006 года данное структурное подразделение переименовано в кафедру психологии и коррекционной педагогики. <...> 4 Кафедра психологии и коррекционной педагогики ведет активное сотрудничество с различными образовательными учреждениями Верхнекамья, такими как: СКОШ V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, г. Березники, Реабилитационный центр, г. Березники, Пермский государственный педагогический университет, кафедра логопедии, МДОУ «Детский сад № 17», г. Соликамск, ЦРТДЮ № 1, г. Соликамск, МКДЦ «Психологомедико-педагогическая комиссия», г. Соликамск, НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский <...>
Педагогика____и__психология____образования_____опыт,___проблемы,____перспективы____материалы_____Международной_научно-практической__конференции____23__декабря___2011__года___в__2__ч.__Ч._1_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (ÑÃÏÈ) Материалы Международной научно-практической конференции И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт, проблемы, перспективы 23 декабря 2011 года В 2 частях ЧАСТЬ 1 ПЕДАГОГИКА Соликамск СГПИ 2012
Стр.1
3 УДК 378 ББК 74.58 П 24 П 24 Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. Ч. 1 / ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» ; Н. Н. Егорова, составление. – Соликамск : ÑÃÏÈ, 2012. – 212 ñ. В настоящем издании представлены материалы Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов, занимающихся разработкой актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения субъектов образования. Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив развития системы образования, методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе. Выражаем надежду, что настоящие материалы будут полезны тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педагогическим сопровождением личности в образовательном процессе, а также преподавателям, студентам, представителям учреждений культуры и образования. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений, а также за то, что в материалах не содержится данных, не подлежащих открытой публикации. УДК 378 ББК 74.58 Рекомендовано к изданию решением редакционно-издательского совета СГПИ от 20.02.2012 ã. Протокол ¹ 34. © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2012 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ ____________________________________ Цель психологического сопровождения личности в образовательном процессе – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности участников образовательного процесса, личностному развитию и развитию профессиональной успешности, а также коррекции разного рода затруднений в личностном развитии и саморазвитии участников образовательного процесса через систему сопровождения. Как отмечает М. Р. Битянова, сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности в ситуациях взаимодействия. Система психологического сопровождения личности в образовательном процессе является необходимым компонентом образования. В рамках системы психологического сопровождения в вузе оказывается помощь следующим группам: преподавателям, студентам и их родителям. Кафедра психологии Соликамского государственного педагогического института была создана в июле 1998 г. путем реструктуризации кафедр педагогики и психологии и частных методик дошкольного и начального образования. В декабре 2006 года данное структурное подразделение переименовано в кафедру психологии и коррекционной педагогики. Кадровый потенциал кафедры. В настоящее время на кафедре работают 10 штатных сотрудников, из них 6 человек – кандидаты наук, 3 человека – оканчивают аспирантуру, 1 человек – отличник народного просвещения. Штатными совместителями являются 2 доктора психологических наук. На кафедре проводится одно фундаментальное исследование и исследование по гранту в соответствии с тематическими планами МОиН РФ.
Стр.2
4 Кафедра психологии и коррекционной педагогики ведет активное сотрудничество с различными образовательными учреждениями Верхнекамья, такими как: СКОШ V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, г. Березники, Реабилитационный центр, г. Березники, Пермский государственный педагогический университет, кафедра логопедии, МДОУ «Детский сад № 17», г. Соликамск, ЦРТДЮ № 1, г. Соликамск, МКДЦ «Психологомедико-педагогическая комиссия», г. Соликамск, НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад №45», «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад № 22», МАДОУ «Детский сад №28», МДОУ «Детский сад №32». Инновационно-коммерческая деятельность кафедры. За последние 4 года кафедрой проведено более 30 курсов повышения квалификации, в которых приняли участие около 800 человек. Кроме того, каждый год осуществляется профессиональная переподготовка на базе высшего образования по специальности «Логопедия», а также ведется дополнительная специализация «Психологическое консультирование» для студентов специальности «Педагогика и психология». Количество студентов, привлеченных за 5 лет к работе по научной теме кафедры, – более 300 человек, которые принимают участие в работе проблемных групп, имеют студенческие публикации, являются участниками олимпиад и конкурсов научных работ. Количество привлеченных Год 2006 2007 2008 2009 2010 ИТОГО Средства Минобрнауки – – – – – – Средства РГНФ – – – 100 100 Средства хоздоговоров 208 000 193 700 100 600 316 500 327 000 200 1 145 800 Средства из др. источников Собственные средства 6 000 8 000 29 000 31 000 32 000 Всего, тыс. руб. 214 000 201 700 129 600 447 500 459 000 106 000 1 451 800 5 Результаты научной и учебно-методической деятельности членов кафедры отражены в различного рода публикациях. За пятилетний период профессорско-преподавательским составом кафедры было опубликовано: • Монографии, в том числе коллективные – 6. • Статьи в научных (рекомендованных ВАК) и научно-методических журналах – 11. • Статьи, отправленные на международные конференции, – 45. • Статьи, отправленные на Всероссийские и региональные конференции, – 71. • Учебно-методические пособия – 17. Специалисты кафедры в рамках реализации научной темы «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» руководствуются следующими положениями: • сопровождение – это следование за естественным развитием личности на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза; • сопровождение – это создание условий для самостоятельного творческого освоения субъектом системы отношений с миром; • сопровождение – создание в рамках объективно данной личности социально-педагогической среды условий для ее максимального в данной ситуации личностного развития и обучения; • сопровождение – это сотрудничество педагога и психолога по созданию стратегии сопровождения, при котором педагог ее реализует, а психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников и воспитанников (М. Р. Битянова). Перспективы работы кафедры психологии и коррекционной педагогики на 5 лет. I. Учебно-методическая работа: • завершить корректировку учебных программ и УМК по всем направлениям бакалавриата; • активизировать подготовку преподавателями кафедры учебнометодических материалов и пособий по дисциплинам кафедры; • начать тематическое оформление аудиторий психологического факультета с привлечением к этой деятельности студентов.
Стр.3
6 II. Кадровая политика кафедры: • обеспечить успешное завершение диссертационных исследований преподавателями кафедры; • продолжить работу по повышению квалификации преподавателей кафедры по направлениям практической психологии и коррекционной педагогики. III. Научная работа: • активизировать работу преподавателей по участию в грантах, фундаментальных исследованиях и научных конкурсах; • активизировать работу по написанию монографий по индивидуальным научным темам преподавателей. IV. Воспитательная, внеаудиторная работа со студентами по следующим направлениям: • разработка программы по социально-психологической адаптации и программу повышению мотивации учения первокурсников; • систематическое проведение мастер-классов для студентов по различным специальностям и направлениям; • активное привлечение студентов к участию в различных конференциях, конкурсах студенческих работ, Всероссийских студенческих олимпиадах; • продолжение проведения ежегодной олимпиады для студентов СГПИ по психологии и коррекционной педагогике. V. Работа с образовательными учреждениями: • расширить количество направлений работы с образовательными учреждениями с заключением договоров о сотрудничестве; • активизировать сотрудничество и расширить его формы с профильными кафедрами различных вузов. VI. Хоздоговорная деятельность кафедры Расширить внебюджетную деятельность кафедры: • подготовить необходимую базу и начать работу «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; • расширить тематику курсов повышения квалификации с учетом потребностей и запросов образовательных учреждений и населения Верхнекамья; 7 • начать работу по разработке и внедрению платных специализаций «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях», «Логопедическая ритмика», «Методика развития и коррекции речи», «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии», «Практическая психология», «Психологическое консультирование», «Социально-психологическое консультирование населения»; • продолжать проведение по запросам студентов различных семинаров-тренингов и тренингов личностного и профессионального роста.
Стр.4
8 С. Н. Артемьева Формирование социально-психологической компетентности детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования ____________________ В последнее время предлагаются инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Инклюзивное (ôðàíö. inclusif – включающий в ñåáÿ, от ëàò. include – çàêëþ÷àþ, âêëþ÷àþ) образование – òåðìèí, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения [1, с. 254]. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. был объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне [2, с. 17]. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия для обучения и воспитания на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на по9 требности этих детей. То есть инклюзию можно определить как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению» [5]. Реализация такого подхода в образовательном пространстве дошкольного и школьного учреждения требует новых педагогических приемов, новых обучающих технологий, способствующих, с одной стороны, преодолению недостатков в развитии, а, с другой – позволяющих учесть ее индивидуальные особенности и тем самым способствующих ее успешной социально-психологической адаптации. Несмотря на то, что в настоящее время в психолого-педагогической науке и практике уделяется достаточное внимание процессу вхождения ребенка в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, проблема социально-психологической компетентности детей с ограниченными возможностями в дошкольном возрасте остается недостаточно изученной. Это обусловлено неспособностью данной категории детей без последствий для их психического здоровья войти в общество, неумением ребенка ориентироваться в социальных ситуациях, а также отсутствием навыков выбирать адекватные способы общения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Поэтому проблема создания условий для развития социально-психологической компетентности детей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем как педагогической науки, так и современной системы образования. Вопросом формирования социально-психологической компетентности в дошкольном возрасте занимались многие теоретики и практики психолого-педагогической науки: Д. Б. Ýëüêîíèí, È. À. Çèìíÿÿ, Ë. È. Äîëãîâà, Ë. È. Ôèøìàí, Ñ. À. Козлова, С. С. Бычкова, В. Н. Плотникова и др. Суммируя и обобщая сущность их исследований, можно заключить, что понятие «социально-психологическая компетентность» трактуется, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия [1, ñ. 331]. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения
Стр.5