МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
Материалы Всероссийской
научно-практической конференции
Современные проблемы
экологии, безопасности
жизнедеятельности
и здоровья человека:
теоретические и практические
аспекты
6 – 7 декабря 2011 г.
Соликамск
СГПИ
2012
УДК 378
ББК 74.58
С 56
С 56 Современные проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья человека: теоретические и
практические аспекты [Òåêñò] : ìàòåðèàëû Всероссийской
íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè 6 – 7 декабря 2011 года
/ ФГБОУ ÂÏÎ «Ñîëèêàìñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé
èíñòèòóò; Н. Ю. Сугробова, составление. – Ñîëèêàìñê : ÑÃÏÈ,
2012. <...> , öèòàò, ñòàòèñòè÷åñêèõ äàííûõ, ñîáñòâåííûõ èìåí, ãåîãðàôè÷åñêèõ íàçâàíèé è
ïðî÷èõ ñâåäåíèé, à òàêæå çà òî, ÷òî â ìàòåðèàëàõ íå ñîäåðæèòñÿ
äàííûõ, íå ïîäëåæàùèõ îòêðûòîé ïóáëèêàöèè.
УДК 378
ББК 74.58
Рекомендовано к изданию решением
редакционно-издательского совета СГПИ от 20.02.2012 г.
Протокол № 34. <...> © Н. Ю. Сугробова, составление
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт, 2012
Проблемы экологии
и безопасности
жизнедеятельности. <...> Экологическая безопасность
Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности
4 <...> С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров
Методика развития познавательного интереса
школьников на уроках основ безопасности
жизнедеятельности
Р
еализация принципов гуманизации, экологизации, интеграции, валеологизации в современном образовании
способствует изменению содержания предметного обучения
курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) [2]. <...> Данное обстоятельство послужило условием для создания
интегрированного содержания в курсе «ОБЖ» 8 класса двух
разделов: «Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи» и «Основы здорового образа
жизни» – целью которых является формирование потребности
здоровья <...>
Современные_______проблемы______экологии,______безопасности___жизнедеятельности__и__здоровья__человека_____теоретические__и_практические_____аспекты____.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
Материалы Всероссийской
научно-практической конференции
Современные проблемы
экологии, безопасности
жизнедеятельности
и здоровья человека:
теоретические и практические
аспекты
6 – 7 декабря 2011 г.
Соликамск
СГПИ
2012
Стр.1
УДК 378
ББК 74.58
С 56
С 56
Современные проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности
и здоровья человека: теоретические и
практические аспекты [Текст] : материалы Всероссийской
научно-практической конференции 6 – 7 декабря 2011 года
/ ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический
институт; Н. Ю. Сугробова, составление. – Соликамск : СГПИ,
2012. – 132 ñ.
В сборнике представлены выступления участников научно-практической
конференции «Современные проблемы экологии, безопасности
жизнедеятельности и здоровья человека: теоретические и практические
àñïåêòû», прошедшей в ã. Соликамске 6 – 7 декабря 2011 ã.
В рамках конференции обсуждались актуальные вопросы современных
проблем экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья
человека, характерные для различных регионов РФ, в теоретическом
и практическом аспектах.
Материалы сборника будут интересны преподавателям высшей
школы, педагогам образовательных учреждений и всем интересующимся
рассматриваемой тематикой.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность
за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических
данных, собственных имен, географических названий и
прочих сведений, а также за то, что в материалах не содержится
данных, не подлежащих открытой публикации.
УДК 378
ББК 74.58
Рекомендовано к изданию решением
редакционно-издательского совета СГПИ от 20.02.2012 ã.
Протокол ¹ 34.
© Н. Ю. Сугробова, составление
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт, 2012
Проблемы экологии
и безопасности
жизнедеятельности.
Методика обучения ОБЖ.
Экологическая безопасность
Стр.2
4
Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности
Ñ. Â. Àáðàìîâà, Å. Í. Бояров
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
способствует изменению содержания предметного обучения
курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) [2].
Данное обстоятельство послужило условием для создания
Р
интегрированного содержания в курсе «ОБЖ» 8 класса двух
разделов: «Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи» и «Основы здорового образа
жизни» – целью которых является формирование потребности
здоровья у подрастающего поколения. Основополагающими
данного раздела являются знания по основам безопасности
жизнедеятельности, химии, экологии, валеологии, биологии,
основам медицины, анатомии, физиологии, психологии и гигиене
человека.
Содержание курса «ОБЖ» 8 класса мы построили в соответствии
с базовым уровнем знаний по основам безопасности
жизнедеятельности и ориентировали учащихся на глубокое
понимание человека как живого организма во взаимосвязи с
окружающей его природно-социальной средой.
Благодаря внедрению знаний по экологии, биологии и валеологии
в курс «ОБЖ» 8 класса мы имели возможность рассмотреть
более подробно влияние факторов окружающей
природно-социальной среды на организм человека и его функциональные
особенности, сформировать и развить понятия
«здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы, формирующие
здоровье», «факторы, разрушающие здоровье», «болезнь»
и др.; воздействие опасных факторов в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера и оказания первой медицинской
помощи при них.
Анализ школьного учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»
(авторы учебника С. Н. Вангородский и др.)
еализация принципов гуманизации, экологизации, интеграции,
валеологизации в современном образовании
Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности
показывает, что на изучение разделов «Основы медицинских
знаний и правила оказания первой медицинской помощи»,
«Основы здорового образа жизни» отводится всего 39 страниц.
Кроме того, вопросы и задания для закрепления полученных
предметных знаний на уроках учащимися носят репродуктивный
характер, их крайне мало и при ответе от школьников
требуется только воспроизведение текста учебника [3].
Мы считаем, что высокая практическая значимость учебного
материала по курсу «ОБЖ», а также разнообразные методы
обучения будут способствовать развитию познавательного
интереса учащихся к учебному предмету в целом и особенно
к учебному материалу о здоровом образе жизни, правилах
оказания первой медицинской помощи, в частности. При этом
познавательный интерес школьников будет оказывать влияние
на уровень формирования и развития межпредметных (интегрированных)
понятий.
В связи с этим, интеграция знаний по биологии, химии, экологии
и валеологии дает возможность представить в содержании
раздела «Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи» и раздела «Основы здорового
образа жизни» межпредметные понятия.
Так, например, глава 1. «Первая медицинская помощь при
поражении аварийно химически опасными веществами» включает
такие межпредметные понятия, как: воздействие химических
веществ на организм человека; пути проникновения
веществ в организм человека; общие признаки химического
отравления; первая помощь при поражениях опасными химическими
веществами; токсическое вещество; признаки удушающего
действия АХОВ на организм человека; концентрация
химических веществ; приемы искусственного дыхания; первая
медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и
общеядовитого действия; ядовитое вещество; энергетический
обмен в организме человека; признаки отравления АХОВ общеядовитого
действия; химическое вещество (кислота, оксид
и др.); нервный импульс; механизм нервной регуляции; первая
медицинская помощь при отравлении; признаки отравления
организма человека аммиаком; первая медицинская помощь
при поражении нейротропными АХОВ; тяжелые металлы и их
соединения; деятельность человека, отрасли промышленности
и производство веществ; пути поступления тяжелых металлов
5
Стр.3