Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности

0   0
Первый авторВатина Елена Викторовна
АвторыСоликамский гос. пед. ин-т
ИздательствоСГПИ
Страниц37
ID199709
АннотацияВ последние два десятилетия одним из приоритетных направлений специальной педагогики является определение путей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование направлено на совместное обучение (воспитание) детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Успех инклюзии в значительной мере зависит от педагога учреждения, принимающего ребенка с ОВЗ. В пособии рассматриваются вопросы формирования социальных умений и навыков учащихся с недоразвитием познавательной деятельности.
Кому рекомендованоДанное учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению 150100 «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Русский язык», «Математика»), по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»).
УДК376.4(075)
ББК74.59я7
Ватина, Е.В. Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности : учеб.-метод. пособие / Соликамский гос. пед. ин-т; Е.В. Ватина .— 2-е изд., доп., испр. — Соликамск : СГПИ, 2012 .— 37 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199709 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Cоликамский государственный педагогический институт» <...> Е. В. Ватина Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности Учебно-методическое пособие 2-е издание, дополненное, исправленное Соликамск СГПИ 2012 Оглавление УДК 376.4(075) ББК 74.59я7 В 21 Рецензенты: Алексеев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики Уральского государственного педагогического университета; Церковная Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики. <...> В 21 Ватина, Е. В. Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. В. Ватина; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Инклюзивное образование направлено на совместное обучение (воспитание) детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. <...> В пособии рассматриваются вопросы формирования социальных умений и навыков учащихся с недоразвитием познавательной деятельности. <...> Этапы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в социально-перцептивной сфере.......................58 <...> Социальное воспитание и обучение детей с недоразвитием познавательной деятельности являются первостепенными задачами коррекционно-воспитательной работы специального образовательного учреждения VIII вида, и их организация должна соответствовать потребностям как общества, так и самого умственно отсталого ребенка (О. К. Агавелян, Н. М. Назарова, В. В. Коркунов). <...> 4 Отсутствие необходимого минимума знаний, умений, навыков в социально-перцептивной сфере обусловливает трудности дифференциации умственно отсталыми детьми эмоционального состояния партнеров по коммуникативной ситуации <...>
Формирование__социальных__умений__и_навыков_у_учащихся__с_недоразвитием___познавательной___деятельности.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Cоликамский государственный педагогический институт» Е. В. Ватина Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности Учебно-методическое пособие 2-е издание, дополненное, исправленное Соликамск СГПИ 2012
Стр.1
УДК 376.4(075) ББК 74.59я7 В 21 Рецензенты: Алексеев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики Уральского государственного педагогического университета; Церковная Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики. В 21 Ватина, Е. В. Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. В. Ватина; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – 2-е издание, дополненное, исправленное. – Соликамск: СГПИ, 2012. – 72 с. – 100 экз. В последние два десятилетия одним из приоритетных направлений специальной педагогики является определение путей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование направлено на совместное обучение (воспитание) детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Успех инклюзии в значительной мере зависит от педагога учреждения, принимающего ребенка с ОВЗ. В пособии рассматриваются вопросы формирования социальных умений и навыков учащихся с недоразвитием познавательной деятельности. Данное учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению 150100 «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Русский язык», «Математика»), по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»). Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ. Протокол № 41 от 25.06.2012 г. © Е. В. Ватина, 2012 © ФГБОУ ВПО «Cоликамский государственный педагогический институт СГПИ», 2012 Оглавление Введение.................................................................................................4 Тема 1. Теоретические основы определения понятия «социальное познание»............................................................7 Задания для самостоятельной работы.............................................19 Литература...........................................................................................20 Тема 2. Особенности социального познания учащихся с недоразвитием познавательной деятельности................22 Задания для самостоятельной работы.............................................31 Литература...........................................................................................32 Тема 3. Организация работы по формированию способности к социальному познанию................................34 3.1. Предпосылки формирования способности к социальному познанию........................................................34 3.2. Определение пути и задач педагогической работы............36 3.3. Принципы формирования социальных знаний, умений и навыков..................................................................37 3.4. Практическая направленность педагогического процесса....................................................................................40 3.4.1. Направление первое. Изучениеи уточнение психологического значения эмоциональных состояний, доступных возрасту........................................................41 3.4.2. Направление второе. Формирование умения воспринимать, распознавать, дифференцировать и выражать эмоциональные состояния...........................................44 3.4.3. Направление третье. Формирование интонационной выразительности речи..................................................48 3.4.4. Направление четвертое. Формирование и актуализация эмоциональной лексики...........................................................................52 3.4.5. Направление пятое. Анализ ситуаций с заданным сюжетом.......................55 3.5. Этапы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в социально-перцептивной сфере.......................58 3.6. Технология и условия..............................................................62 Задания для самостоятельной работы.............................................68 Литература............................................................................................69 3
Стр.2
Введение На сегодняшний день в организации образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в большинстве случаев лидируют специальные коррекционные образовательные учреждения с I-го по VIII вид. В этом случае ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается изолированным от повседневной жизни своих здоровых сверстников и лишенным возможности для формирования навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Социальное воспитание и обучение детей с недоразвитием познавательной деятельности являются первостепенными задачами коррекционно-воспитательной работы специального образовательного учреждения VIII вида, и их организация должна соответствовать потребностям как общества, так и самого умственно отсталого ребенка (О. К. Агавелян, Н. М. Назарова, В. В. Коркунов). В последние два десятилетия одним из приоритетных направлений в области специальной педагогики является определение путей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование направлено на совместное обучение (воспитание) детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Данная форма предполагает совместную организацию учебных занятий, внеурочной деятельности, а также различных видов дополнительного образования. Независимо от вида учреждения в его образовательном пространстве должны быть созданы условия для формирования у детей с особыми образовательными потребностями необходимых способностей к социальному познанию, что будет содействовать их приобщению к социальному миру и обеспечению возможности построения отношений с другими людьми. 4 Отсутствие необходимого минимума знаний, умений, навыков в социально-перцептивной сфере обусловливает трудности дифференциации умственно отсталыми детьми эмоционального состояния партнеров по коммуникативной ситуации. Непонимание оттенков переживания, настроения других людей, поверхностность и неустойчивость эмоциональных реакций затрудняют приобретение ими опыта межличностного взаимодействия. Ограниченность социальных отношений, начиная с ранних этапов развития, приводит к отсутствию формирования социальной направленности личности, а снижение познавательной активности препятствует формированию способности к социальному познанию. Перечисленные выше факторы неблагоприятно отражаются на своевременном формировании у детей с недоразвитием познавательной деятельности адекватного отношения к окружающему миру, что затрудняет в дальнейшем процесс их социальной адаптации. Таким образом, умственно отсталый ребенок испытывает большую потребность в формировании способности к социальному познанию, являющемуся особой стороной психической деятельности, которая может не коррелировать со способностью к познанию явлений физического мира, то есть с уровнем общего интеллекта. В свою очередь социум испытывает потребность в адаптированной к жизни личности ребенка, отвечающей социальным требованиям общества. С целью предупреждения социальной дезадаптации учащихся с недоразвитием познавательной деятельности необходима организация работы, направленной на формирование у детей способности к социальному познанию. Предметом познавательной деятельности учащихся необходимо сделать явления внутренней жизни человека: настроение, эмоциональное отношение к людям, эмоциональную оценку поступка, отношение к своему и чужому поведению. Успех инклюзии в значительной мере зависит от педагога учреждения, принимающего ребенка с ОВЗ. Важно сформировать у самого педагога представление о том, что включает в себя понятие «социальное познание», каковы предпосылки 5
Стр.3
его формирования у детей с интеллектуальным недоразвитием, каким образом может быть построена коррекционная работа. В процессе проведения педагогической работы у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности формируется система опорных элементов опознания невербального поведения; необходимые для вербальной интерпретации языковые средства; позитивный опыт социальных отношений. Все это способствует повышению уровня сформированности умения устанавливать отношения между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди, адекватной интерпретации, точности понимания и прогнозирования поведения партнера по коммуникативной ситуации, а также умения выбирать речевой или неречевой способ общения. Тема 1 Теоретические основы определения понятия «социальное познание» Потребность человека в социальном познании окружающего мира такая же древняя, как существование самого человека. Ее реализация связана с построением образа социального мира. Социальное познание – это научное познание совокупности социальных явлений, отношений, фактов, которое связано с двумя сторонами жизни: во-первых, со сферой осознания реальности, частью которой человек является; во-вторых, со сферой деятельности, немыслимой без этого осознания. Познание социального мира имеет ряд особенностей, отличающих его от познания вообще. Прежде всего, это процесс двусторонний, что исключено при восприятии предметов физического мира. Кроме того, человек, его действие, поведение носят изменчивый характер. При этом измениться может не только сам объект восприятия, но и воспринятый в прошлом характер отношений между людьми. И, наконец, социальное познание подразумевает не просто восприятие и фиксирование внешних связей и отношений, а их преобразование и в результате этого создание определенной внутренней картины мира. Поэтому на социальное познание накладывают отпечаток особенности самого воспринимающего. К. Спирмен в 1904 году выделил особую группу способностей к познанию социального мира и интерпретации социальных явлений. Он отмечал, что процесс познания социального мира носит более сложный характер по сравнению с познанием физического мира. Познание и интерпретация явлений социальной действительности становятся возможными благодаря особой стороне психической деятельности, которая может не коррелировать со способностью к позна6 7
Стр.4
нию явлений физического мира, то есть уровнем общего интеллекта. Существует большое многообразие понятий, связанных со сферой социальных способностей личности, но их объединяют общие моменты. Во-первых, социальные способности трактуются как способности, сопряженные с определенной деятельностью, и являются личностными образованиями. Во-вторых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди. В-третьих, основным показателем сформированности способности является адекватная интерпретация, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбранного речевого и неречевого способа общения. Отделение социальных способностей от общеинтеллектуальных и выделение их в отдельную группу привело в дальнейшем к необходимости их обозначения. Одной из социальных способностей личности является социальный интеллект. Различные исследователи вкладывают в понятие «социальный интеллект» далеко не одинаковый смысл. Появление данного термина обусловлено постановкой проблемы познания явлений именно социального мира и выделением социального познания в самостоятельную область исследования. Теоретическими предпосылками выделения социального познания как отдельной области исследования являются результаты исследований в области таких наук, как философия, социология, когнитивная психология, социальная психология, определенных разделов общей психологии. В истории философской мысли проблема человеческого познания являлась фундаментальной, а вот социальное познание не определялось в течение длительного времени. В период развития античной философии были выделены лишь отдельные фрагменты социального познания. Философы Нового времени также занимались теоретико-познавательной проблематикой, которая присутствовала практически у каждого, но постановка вопроса о социальном познании продолжала отсутствовать. 8 В философских концепциях XVII – XIX веков рассматривалась социальная обусловленность познавательного процесса, но все сводилось к идее о социальной детерминированности знания через признание роли коммуникации в познавательном процессе. Линия социальной обусловленности познания была в дальнейшем развита Д. Локком, исследования которого были направлены на социальные связи и отношения людей. К ХХ веку в философии наметился новый аспект: были выделены отличия способов социального познания и познания физических объектов. Идея разделения двух видов знания принадлежит неоктианской традиции (В. Виндельбанд, Г. Риккет). Вопрос о социальной обусловленности познания, о включении в процесс познания коммуникации в дальнейших исследованиях занял одно из центральных мест в философской концепции марксизма. Большой интерес к проблемам социального познания проявили представители социологической науки. Акцент был сделан на анализ социальных условий развития социального познания. Термин «социальное познание» впервые был введен К. Мангеймом. Первоначально данное понятие включало социальную обусловленность всякого познания. Постепенно его значение было сужено и в проблеме социального познания обозначились новые аспекты. Социальное познание было выделено в отдельную область, проанализированы социальные условия его развития. Например, П. А. Сорокин рассматривал социальную жизнь как систему разнообразных социальных взаимодействий. Но, как и в философии, для социологической науки было характерно отсутствие внимания к процессам социального познания отдельно взятого человека. Результаты исследования философской и социологической областей науки явились своего рода «подготовкой» для привлечения внимания ученых к проблеме социального познания и выделения его в отдельную область научного изучения. 9
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.