Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

0   0
Первый авторВатина Елена Викторовна
ИздательствоРИО ФГБОУ ВПО «СГПИ»
Страниц35
ID199708
АннотацияРассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития: роль деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в системе психолого-педагогического сопровожде- ния; определение образовательного маршрута для данного контингента учащихся; организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения; индивидуально-коррекционные занятия в системе психолого-педагогического сопровождения.
Кому рекомендованоМожет быть рекомендовано к использованию педагогами и специалистами образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития, а также студентами психолого-педагогического направления.
УДК376
ББК74.3
Ватина, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е.В. Ватина .— : РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012 .— 35 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199708 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Cоликамский государственный педагогический институт» <...> Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Методическое пособие Соликамск СГПИ 2012 Содержание УДК 376 ББК 74.3 В 21 Введение………………………………………………………………………....................... 4 Рецензенты: Репина Зоя Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии и психопатологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; Церковная Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» В 21 Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст]: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития: роль деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в системе психолого-педагогического сопровождения; определение образовательного маршрута для данного контингента учащихся; организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения; индивидуально-коррекционные занятия в системе психолого-педагогического сопровождения Может быть рекомендовано к использованию педагогами и специалистами образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития, а также студентами психолого-педагогического направления. <...> Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на первой <...>
Психолого-педагогическое_сопровождение_детей_младшего_школьного_возраста_с_задержкой_психического_развития_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Cоликамский государственный педагогический институт» Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Методическое пособие Соликамск СГПИ 2012
Стр.1
УДК 376 ББК 74.3 В 21 Рецензенты: Репина Зоя Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии и психопатологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; Церковная Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» В 21 Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст]: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: СГПИ, 2012. – 68 с. – 100 экз. Рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития: роль деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в системе психолого-педагогического сопровождения; определение образовательного маршрута для данного контингента учащихся; организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения; индивидуально-коррекционные занятия в системе психолого-педагогического сопровождения Может быть рекомендовано к использованию педагогами и специалистами образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития, а также студентами психолого-педагогического направления. Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ. Протокол № 35 от 28.02.2012 г. © Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева, 2012. © ФГБОУ ВПО «Cîëèêàìñêèé государственный педагогический институт», 2012. 3 Заключение Часть 2. Содержание Введение………………………………………………………………………....................... 4 Часть 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на первой ступени общего образования……………………………………............................ 6 1.1. Роль деятельности психолого-медикопедагогической комиссии в системе психологопедагогического сопровождения………………………….... 1.2. Определение образовательного маршрута для детей с задержкой психического развития……… 1.3. Организация работы психолого-медикопедагогического консилиума образовательного учреждения..................................................................... 1.4. Индивидуально-коррекционные занятия в системе психолого-педагогического сопровождения……………................................................. Организация и содержание индивидуальнокоррекционных занятий (на примере работы по профилактике возникновения либо коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития)............................................... 2.1. Психофизиологические аспекты письменной речи…............................................................................... 2.2. Особенности высших психических функций у детей с задержкой психического развития............. 2.3. Несформированность операций анализа и синтеза как причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.. 2.4. Несформированность оптикопространственного гнозиса как причина возникновения оптико-пространственной дисграфии....................................................................... .......................................................................................... 6 11 17 21 25 25 30 35 52 63 Литература .......................................................................................... 64
Стр.2
Введение В последнее десятилетие в системе образования Российской Федерации, благодаря усилиям ученых-практиков, складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. В соответствии с Законом об образовании РФ от 10.02.1992 г. за № 3266-1 под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов различных служб (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов), направленной на создание условий для успешного обучения и развития ребенка. О необходимости комплексного сопровождения как особой помощи и поддержки ребенку в учебно-воспитательном процессе заявлено в следующих документах Министерства образования РФ: – Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 г.; – Об итогах Всероссийского съезда практических психологов образования: Приказ Министерства образования РФ от 22.07.2003 г. за №27/ 2480-6; – Концепция модернизации образования до 2010 года. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс. Предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими взрослыми и самим собой. Интенсивное развитие теории и практики образования связано с расширением представлений о целях образовательного процесса, в число которых включено обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального благополучия детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый компонент системы образования. 4 В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников с задержкой психического развития необходимо создать благоприятные психолого-педагогические условия для получения образования, социализации и личностного развития данного контингента детей. Используя глубокую диагностику и динамическое наблюдение, личностно ориентированный подход, специфические методы, приемы и средства обучения, детям с задержкой психического развития можно обеспечить полноценное развитие и образование при условии своевременной и организованной с учетом структуры дефекта коррекционно-развивающей работы. Это позволит максимально скорректировать временное отставание в развитии и предотвратить возникновение вторичных нарушений у детей. Задачами психолого-педагогического сопровождения в этом случае являются: – своевременное выявление трудностей в обучении; – выбор образовательного маршрута, адекватного возможностям ребенка; – содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; – предупреждение возникновения вторичных нарушений; – развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению будут следующие: – диагностика и отслеживание динамики развития; – психологическое просвещение и образование родителей и педагогического персонала; – коррекционно-развивающая работа. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение не просто является суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе. Главной целью сопровождения в этом случае будет создание таких психолого-педагогических условий, при которых ребенок с особыми образовательными потребностями сможет стать субъектом своего развития и своей жизни. 5
Стр.3
Часть 1. Теоретические основы психологопедагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на первой ступени общего образования 1.1. Роль деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в системе психолого-педагогического сопровождения Одним из основополагающих направлений сопровождения является диагностическое. В рамках данного направления осуществляется выявление проблем в развитии ребенка, а также выбор адекватного его возможностям образовательного маршрута. Деятельность в рамках данного направления сопровождения осуществляется специалистами МКДУ «Психолого-медикопедагогическая комиссия» (ПМПК). ПМПК – это структурное подразделение системы образования, которое принимает активное участие в организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, что становится возможным при координировании деятельности различных служб, принимающих совместное участие в изучении ребенка. ПМПК является головной по отношению к другим службам сопровождения и высшей консультативно-диагностической службой. Основной целью деятельности ПМПК на современном этапе развития является создание условий оказания помощи ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, что предполагает организацию разветвленной инфраструктуры, обеспечивающей возможность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, ПМПК реализует следующие задачи: • осуществляет дифференцированный отбор детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы; 6 • решает вопросы о выводе детей из специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов или о переводе из одного типа учреждений в другой; • проводит работу по раннему выявлению и комплексному обследованию детей с проблемами в развитии, нуждающихся в специализированной помощи; • ведет учет обследованных детей и вносит в соответствующие государственные органы предложения по комплектованию и развитию сети детских реабилитационных учреждений; • направляет при необходимости детей и подростков в лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического изучения особенностей их развития; • организует работу по повышению уровня знаний населения о причинах возникновения отклонений в развитии детей. Требования к организации деятельности ПМПК 1. Персональный состав ПМПК утверждается совместным приказом администрации управления образования города. Все специалисты обязаны иметь соответствующее занимаемой должности образование. 2. При обследовании ребенка на комиссии обязательно присутствие родителей (законных представителей). 3. Направление на ПМПК осуществляет психолого-медикопедагогический консилиум образовательного учреждения. На ПМПК также могут обратиться родители (законные представители) по собственной инициативе. 4. ПМПК в своих рекомендациях руководствуется инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. 5. Данные медико-педагогического обследования каждого ребенка протоколируются. Протокол с заключением ПМПК и рекомендациями по организации обучения передается в то учреждение, куда направляется ребенок. 6. Прием детей в специальные (образовательные) учреждения, классы, отчисление или перевод из школы, класса одного типа в другой без заключения ПМПК не разрешается. 7
Стр.4
7. В тех случаях, когда в процессе обследования ребенка не представляется возможным принять окончательное решение о состоянии здоровья и потенциальных возможностях, организуется длительное динамическое наблюдение за его развитием. Для этого ребенок может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) в стационар медицинского учреждения, диагностическую группу или класс на срок, рекомендуемый ПМПК. 8. ПМПК ведет журнал приема, в котором записываются фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения, класс, образовательное учреждение, место жительства, фамилии, имена, отчества родителей, место их работы, предварительный и окончательный диагнозы и вид учреждения, куда рекомендовано направить ребенка. Перечень документов, представляемых на ПМПК 1. Педагогическая характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения в школе, подробный анализ успеваемости и поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости. 2. Письменные работы учащегося. 3. Выписка из истории развития ребенка (медицинская карта) с заключениями: - педиатра об общем состоянии ребенка; - психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; - отоларинголога с характеристикой состояния органов слуха и речи; - офтальмолога с характеристикой органов зрения; - врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорнодвигательного аппарата). 4. Свидетельство о рождении ребенка. Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особенности, которые отличают ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами. ПМПК осуществляет коллегиальное планирование обследования ребенка. Первоначально осуществляются изучение, анализ и уточнение поступившей с ребенком информации, сбор необходимых 8 дополнительных сведений у родителей. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу, которая затем обсуждается и уточняется коллегиально, при этом родители (законные представители) не присутствуют. Каждый специалист в ходе наблюдения заполняет карты обследования и детализирует структуру дефекта с его точки зрения. Содержание заключения каждого специалиста должно соответствовать профессиональным требованиям, диагностической гипотезе, плану обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК. Заключение врача ПМПК содержит выводы о соматическом, психическом, неврологическом статусе (на основании данных анамнеза), особенностях соматического и психического развития, взаимосвязи состояния здоровья с имеющимися нарушениями, трудностями в обучении. При необходимости предлагаются дополнительные рекомендации по проведению обследования, наблюдению, проведению профилактических и лечебных мероприятий. Заключение педагога-психолога дает ответ на вопрос, имеются ли отклонения в развитии ребенка (дизонтогенез) или трудности в обучении (социализация). Определяется также тип нарушения развития, что является психологическим диагнозом. Рассматриваются индивидуальные особенности ребенка, в том числе резервы его развития, которые свойственны данному ребенку и должны приниматься во внимание в целях индивидуализации коррекционно-развивающей работы с ним. Заключение педагога-дефектолога формируется на основании анализа педагогической информации, знаний, умений, навыков (ЗУН), ресурсов развития и здоровья. Включает оценку сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения; оценку адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка; оценку зоны ближайшего развития в обучении и социализации; определение оптимальных педагогических условий дальнейшего образования и развития. Заключение логопеда предполагает квалификацию структуры и формы речевого дефекта, первичности / вторичности речевой патологии; прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом. 9
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ