Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Практическая фотожурналистика

3   0
Первый авторЛыженков Андрей Евгеньевич
Издательство[Б.и.]
Страниц56
ID199689
АннотацияКнига Андрея Лыженкова, фотокорреспондента тульской областной газеты «Молодой коммунар» и преподавателя кафедры журналистики» Тульского государственного университета, посвящена повседневной работе фотожурналиста.
Лыженков, А.Е. Практическая фотожурналистика / А.Е. Лыженков .— : [Б.и.], 2010 .— 56 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/199689 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АНДРЕЙ ЛЫЖЕНКОВ ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОТОЖУРНАЛИСТИКА Андрей Лыженков П Р А К Т И Ч Е С К А Я ФОТОЖУРНАЛИСТИКА ТУЛА 2010 От автора Эта книга — не учебник по фотографии. <...> Нет здесь и снимков выдающихся мастеров журналистики, чье творчество стало примером для многих поколений фотографов. <...> Начинающие же фотожурналисты окунаются в мир фотографии практически с нуля, как выброшенные в реку из лодки. <...> В этой же речь идет о другом — о ремесле фотокорреспондентов, о повседневной практике, о том, что должен знать начинающий фотожурналист. <...> Андрей Лыженков Книга Андрея Лыженкова, фотокорреспондента тульской областной газеты «Молодой коммунар» и преподавателя кафедры журналистики» Тульского государственного университета, посвящена повседневной работе фотожурналиста. <...> © Лыженков А. Е. , 2010 Вступление (коротко о важном) гарантированы нерезкие, затемненные или белесые снимки. <...> Ни один профессионал не работает на «полном автомате». <...> В нынешнее время путь в фотокоры проходит по другой схеме: купил аппарат — пошел в журналисты. <...> Взяв в руки фотоаппарат, начинающий фотограф ничего в нем не понимает, а толстую книжку описания воспринимает как курс квантовой физики. <...> Вам постоянно придется иметь дело с несколькими режимами и настройками: — светочувствительность (измеряется в ISO; чем выше светочувствительность, тем хуже качество изображения, но появляется возможность снимать в трудных световых условиях); — режим съемки («А» (приоритет диафрагмы), «Т» (приоритет выдержки) и «М» (ручная экспозиция) и т. д. <...> Диафрагма и выдержка — важнейшие экспозиционные параметры, определяющие возможность различных видов съемки); — баланс белого (цвета должны быть естественными, а не из фантастических фильмов); — режим фокусировки; — точка автофокусировки; — режим экспозамера (оценочный или матричный, центрально-взвешенный, частичный, точечный...); — коррекция экспозиции; — режим перевода кадров (одиночный кадр, серия снимков, автоспуск). <...> Купившего <...>
Практическая_фотожурналистика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Практическая_фотожурналистика.pdf
А Н Д Р Е Й Л Ы Ж Е Н К О В П Р А К Т И Ч Е С К А Я ФОТОЖУРНАЛИСТИКА
Стр.1
Андрей Лыженков П Р А К Т ИЧ Е СК А Я ФОТОЖУРНАЛИСТИКА ТУЛА 2010
Стр.2
От автора Эта книга — не учебник по фотографии. Технические аспекты съемки рассматриваются только в контексте фоторепортерской практики. Нет здесь и снимков выдающихся мастеров журналистики, чье творчество стало примером для многих поколений фотографов. Оставлены в стороне и серьезные рассуждения о сути фотографии, о ее месте в современной культуре. Есть хорошие книги на эту тему, хотя их и не так много. Но к ним приходишь не сразу, а по мере накопления творческого опыта, когда все чаще задумываешься о том, что есть фотография. Начинающие же фотожурналисты окунаются в мир фотографии практически с нуля, как выброшенные в реку из лодки. Купил фотоаппарат, и понеслось. Главное для них — научиться «плавать». И лишь немногие станут оттачивать мастерство пловца. Для умеющих хорошо «плавать» — другие книги. В этой же речь идет о другом — о ремесле фотокорреспондентов, о повседневной практике, о том, что должен знать начинающий фотожурналист. Эта книга не о высоком, а о будничном. Я много лет проработал и продолжаю трудиться в местной прессе. Многотиражка, районка, областная газета... Обычный путь сотен и тысяч фоторепортеров, каждый день делающих несколько съемок — для того чтобы «забить» газету. Среди этих съемок в год набирается лишь несколько по-настоящему интересных. Все остальное — рутинная работа, от которой может появиться оскомина. Если, конечно, ты забудешь, что перед тобой — Жизнь, а не унылые сюжеты для фоток на полосе. С годами накопились определенные знания, в этой книге я попытался их как-то обобщить и систематизировать, учитывая, конечно, и опыт коллег. Все публикуемые снимки (кроме технических) — из реальных фоторепортажей, подавляющее большинство из них было опубликовано. Андрей Лыженков Книга Андрея Лыженкова, фотокорреспондента тульской областной газеты «Молодой коммунар» и преподавателя кафедры журналистики» Тульского государственного университета, посвящена повседневной работе фотожурналиста. © Лыженков А. Е. , 2010
Стр.3
Вступление (коротко о важном) Раньше в фотожурналистику приходили люди, имевшие серьезный опыт фотолюбительства. Они хорошо знали технику, негативный и позитивный процессы, работу со светом, порой имели многолетний опыт сотрудничества с различными изданиями. Журналистика становилась для них естественным этапом роста. В нынешнее время путь в фотокоры проходит по другой схеме: купил аппарат — пошел в журналисты. Чаще всего после нескольких неудачных съемок карьера подобных репортеров заканчивается. И неудачники не понимают, что дело не в маленькой зарплате, не в плохом к ним отношении, не в непонимании окружающих. Дело в том, что они не владеют ремеслом фотокорреспондента, где очень много составляющих. Новичкам никто этого не объясняет. В лучшем случае в редакции посоветуют снимать интереснее. Книги по фотожурналистике мало помогают в овладении ремеслом: в них в основном рассказывается о творчестве выдающихся мастеров. Это все равно что начинающим водителям в качестве учебного курса показывать гонки «Формулы-1». Сначала нужно научиться плавно трогаться с места. Если посмотреть снимки начинающих фотолюбителей, то на большинстве будут фронтальные кадры групп людей — стоящих, сидящих за столом, что-то делающих. У профессиональных репортеров таких снимков днем с огнем не сыщешь, потому что такие фотографии изданиям не нужны. На мир надо смотреть «глазами» будущей газетной полосы. Если сейчас вам позвонили и срочно вызвали на съемку, то прочитайте следующее предложение и бегите. Для начала попробуйте просто снимать снизу, сбоку, сверху и не забывайте о крупном плане. Подробнее о том, как репортеры видят и снимают, вы прочитаете в соответствующих разделах этой книги. Купившего камеру очень радует, что на фотоаппарате есть режим съемки «полный автомат». Но толку от него столько же, сколько от «круиз-контроля» на автомобиле в городских условиях в гололедицу. Но «круиз-контроль» при необходимости отключается автоматически. Вам же будут 4 В память о павших... Такой снимок не сделаешь в режиме «полный автомат». (ISO 1600, f=136 mm, 1/15 c, f/5,6)* Просто присев на корточки, можно получить неплохой кадр. (ISO 200, f=20 mm, 1/250 c, f/8) гарантированы нерезкие, затемненные или белесые снимки. Репортеры работают в очень неблагоприятных условиях, поэтому сразу изучайте творческие режимы съемки. Ни один профессионал не работает на «полном автомате». Взяв в руки фотоаппарат, начинающий фотограф ничего в нем не понимает, а толстую книжку описания воспринимает как курс квантовой физики. Надо сразу расставить акценты. Вам постоянно придется иметь дело с несколькими режимами и настройками: — светочувствительность (измеряется в ISO; чем выше светочувствительность, тем хуже качество изображения, но появляется возможность снимать в трудных световых условиях); — режим съемки («А» (приоритет диафрагмы), «Т» (приоритет выдержки) и «М» (ручная экспозиция) и т. д. Подавляющее большинство снимков в этой книге сделаны в режиме «М», остальные — в режиме «А». Диафрагма и выдержка — важнейшие экспозиционные параметры, определяющие возможность различных видов съемки); — баланс белого (цвета должны быть естественными, а не из фантастических фильмов); — режим фокусировки; — точка автофокусировки; — режим экспозамера (оценочный или матричный, центрально-взвешенный, частичный, точечный...); — коррекция экспозиции; — режим перевода кадров (одиночный кадр, серия снимков, автоспуск). Обо всех этих настройках и режимах сразу читайте в описании камеры и немедленно пробуйте на практике. Естественно, надо изучать и другие технические возможности камеры. Экспозиция — важнейшая неисчерпаемая тема. Постоянно уделяйте ей внимание, благо в интернете много информации по этому вопросу. Все репортеры без исключения постоянно ошибаются в экспозиции. Важно, чтобы ошибка была как можно меньше и давала возможность качественно поработать со снимком в редакторе изображений. Все начинающие фотографы обычно Съемка крупным планом — очень выигрышный прием. (ISO 200, f=85 mm, 1/30 c, f/2) * К каждому снимку будут прилагаться основные параметры съемки. Фокусное расстояние указывается с учетом кроп-фактора) Нестандартная точка съемки позволяет делать оригинальные снимки. (ISO 200, f=50 mm, 1/320 c, f/6,3) снимают в JPEG. Допуская множество ошибок в экспозиции, они вынуждены кучу файлов отправлять в корзину. Добрая половина из них осталась бы жива, если бы съемка велась в RAW. Этот формат позволяет исправлять многие ошибки. Но 5
Стр.4
по-началу кажется, что работа с RAW-файлами — это какой-то высший пилотаж крутых профи. Это не так! Поверьте, RAW-конверторы не самые сложные программы в этом мире. Достаточно использовать лишь две их функции (шкалы экспозиции и цветовой температуры), чтобы значительно улучшить качество фотографий. RAW — это палочка-выручалочка для начинающих репортеров. К каждому фотоаппарату, поддерживающему RAWформат, прилагается простая программа для работы с ним. Исправив ошибки съемки (но бывают такие, что и не исправишь), вы сможете записать файл в формат JPEG или TIFF и отдать его дальше в работу. В Photoshop есть встроенный RAW-конвертор Camera RAW, который открывает файлы практически всех фотоаппаратов. Новые версии этого приложения постоянно выкладываются на сайте производителя www.adobe.com. Какой объектив лучший? Один из самых нелепых вопросов в мире. Сродни спорам о вечном двигателе. Фотографу всегда не хватает какой-нибудь оптики. Без стандартного зум-объектива (например, 24–85/3,5–4,5) не обойтись, но часто бывают нужны серьезные широкоугольники, светосильные полтинники, приличные телевики. И важно понимать, что объективы дают совсем другую геометрию пространства, чем человеческий глаз. Для большинства фоторепортеров освещение представляет собой формулу «то, что есть, плюс вспышка». Это не так. Надо обязательно изучить студийные схемы освещения, чтобы понять, что свет из окна может быть и заполняющим, и рисующим, и контровым... Хороший репортер творчески использует скудные возможности естественного освещения и добивается интересных результатов. Не жалейте кадры для дублей. Подавляющее большинство известных фоторепортеров снимают очень много. Не зря Бернард Шоу «сравнил фотографов с треской, мечущей миллионы икринок; лишь единичные из таких икринок дают плод»1 Митинг таксистов. Передача живых эмоций — сильное достоинство фотографии. (ISO 200, f=20 mm, 1/250 c, f/8) съемки. Поэтому ищите новые нюансы и продолжайте снимать. Композиция — не предмет обсуждения эстетов, а возможность значительно улучшить снимок. Основные приемы композиции просты и легки в использовании, со временем они становятся интуитивными. Фотографии должны вызывать у читателей эмоции, иначе снимки будут просто безжизненной информацией. Толку от таких изображений очень мало. Некоторые приемы съемки общеизБез помощи света редко удается сделать удачный снимок. (ISO 160, f=28 mm, 1/250 c, f/5,6) вестны, другие нарабатываются собственной практикой, третьи из категории случайных становятся привычными. Видя хороший снимок, думайте, каким образом он был сделан. Даже не зная истории его создания, вы спроецируете эту фотографию на себя и смоделируете свой возможный опыт. Увеличение творческого потенциала неизбежно реализуется в жизни. Бывает очень полезно задать себе вопрос: а как бы на моем месте снял, например, Георгий Пинхасов (фотоагентство «Магнум»)? Из глянцевых журналов пришла мода на техническое качество снимков, которое часто идет в ущерб творческому. Многие молодые фотографы, не думая, принимают эти правила игры. Хотя это — правила игры массовой культуры, где все должно быть максимально ярко, детализировано и понятно. В переводе на фотографический язык это означает: насыщенные цвета, высокое разрешение матрицы (слайда), примитивный сюжет. Любое действие происходит во .Например, Брессон потратил на свой знаменитый кадр мужчины, прыгающего через лужи, шесть пленок (приблизительно двести кадров). Даже на дисплее современного цифрового аппарата трудно оценить снимок с учетом всех деталей. Часто бывает, что лучшим оказывается совсем не тот кадр, который вам понравился во время 1 МОРОЗОВ С. Творческая фотография. М. , Планета, 1985 г., с. 124. 6 Делайте дубли! Фотографируя приговоренного к смерти, я был нацелен на крупный план, глаза, но среди нескольких десятков снимков сделал пару более мелкого масштаба. Один из них и оказался самым удачным. К сожалению, нельзя было сдвинуть изображение вправо (для лучшей композиции) — в кадре оказался бы охранник. (ISO 200, f=20 mm, 1/15 c, f/3,5) времени, а не только тогда, когда появляется фоторепортер. Поэтому наивно думать, что придя, например, в травматологическое отделение больницы скорой помощи, ты сделаешь репортаж о том, как врачи спасают чью-нибудь жизнь. Наверняка ты попадешь на обычные серые больничные будни. И надо быть к этому готовым. Чтобы сделать приличный репортаж о каком-то явлении, которое длится недели и месяцы, нужно потратить немало времени. Например, свой знаменитый фотоочерк о деревенском докторе Юджин Смит снимал 23 дня, хотя редактор постоянно требовал возвращения фотографа в Нью-Йорк1 У региональных фотографов нет . Фотоочерк о жизни слепых готовился не один день. Съемка проходила урывками на производстве, в библиотеке, в семьях, на концертах, в доме культуры... (ISO 200, f=20 mm, 1/8 c, f/3,5) возможности потратить месяц на съемку. Но у них есть несомненное преимущество — 1 W. EUGENE SMITH. MASTERS OF PHOTOGRAHY. New York, Aperture, 1999, с. 7, 30–33. 7
Стр.5
они фотографируют там, где живут, и могут постоянно обращаться к интересной теме. Не выключайтесь! Большинство фотографов перестают наблюдать за происходящим во время «антрактов» в действии. Из-за этого теряется много хороших кадров. Хрестоматийный пример — покушение на теннисистку Монику Селеш во время перерыва между сетами. Матч снимали десятки фоторепортеров, но лишь один продолжал снимать теннисистку в минуты отдыха, когда на нее набросился зритель с ножом. Буквально один кадр сделал репортера состоятельным человеком. Но речь не о деньгах, а о профессионализме. Всегда критически оценивайте свои снимки, ищите ошибки и недочеты — это путь роста. Фотограф, постоянно нахваливающий свои фотографии, вряд ли может быть профессионалом с большой буквы. О Photoshop. Конечно, это большая программа. Но репортерам не нужны все ее функции. Возможностей Curves, Levels вполне достаточно для того чтобы сделать снимок темнее или светлее. Проработать детали в тенях или светах поможет Shadows/Highlights. Для локальных изменений тональности очень удобен инструмент History Brush, но гораздо больше возможностей предоставляет работа со слоями (Layer) и масками (Mask). Это гораздо удобнее, чем манипулировать руками в свете фотоувеличителя. Для ретуши используется Clone Stamp. Простой, но эффективный инструмент. Исправить цветовые проблемы помогут те же Curves и Levels. Неплохо работают Selective Color, Hue/Saturation и другие инструменты группы Adjustments. Хороший специалист за полчаса покажет вам основы работы со всеми этими инструментами. Можно обойтись книгами и интернетом. В дальнейшем вам, конечно, придется более системно изучать нужные программы — профессионализм требует хороших знаний. Не расставайтесь с фотоаппаратом! Жизнь полна сюрпризов, и вы всегда должны быть готовы с благодарностью их принимать и фотографировать. Всегда старайтесь снимать как для лучших изданий. I Случайный кадр. Хорошо, что фотоаппарат был с собой. (ISO 200, f=20 mm, 1/250 c, f/11) ФО Т О Д Е Л О Д Л Я ФОТОЖУРНАЛИСТОВ Снимок сделан во время обеда, когда все, включая фотографов, отдыхали. (ISO 400, f=17 mm, 1/250 c, f/4,5) 8
Стр.6
Фотоаппаратура У начинающих фоторепортеров редко бывает профессиональная аппаратура, из чего они делают умозаключение: «Вот если бы у меня был крутой аппарат, то я бы тоже делал классные снимки». Хорошо, что выдающиеся фотографы прошлого не думали о том, что фотографируют не продвинутыми камерами, и делали превосходные снимки. Хотя их техника по многим параметрам уступала современным любительским фотоаппаратам. Не комплексуйте по поводу аппаратуры. Сколько раз жизнь подтверждала истину: достойные фотографии можно сделать любой камерой. А хорошая аппаратура позволяет сделать хороших снимков больше. Важно не забывать, что техника — это достаточное условие, а необходимое — мастерство фотокорреспондента. В момент перехода на цифровую технику мне пришлось несколько лет поработать недорогими компактными камерами, потому что цифровые зеркалки стоили очень дорого. Конечно, репортерская съемка компактами сильно отличается от работы с зеркалками, но деваться было некуда. Важно не требовать от аппарата невозможного и максимально использовать то, что он может. С тех пор я очень уважаю маленькие камеры. Хорошая аппаратура позволяет повысить технический КПД работы фотокора — с каждой съемки будет больше качественных снимков. На собственном опыте могу сказать, что съемка футбола старыми камерами без автофокуса давала много нерезких снимков, приходилось наводиться на конкретное место, снимать в плоскости движения, диафрагмировать объектив. С появлением автофокусных объективов и режима следящего автофокуса проблема резкости уже не стоит (при нормальном освещении). Практически сто процентов снимков достойного качества. Естественно, возросло количество удачных снимков. Но для газеты нужно всего два– три кадра, поэтому так жалко, что остальные ждут своего часа в архиве. Супермегапиксельное качество, расширенный динамический диапазон профессиональных камер на самом деле не так важны для репортеров, зато хорошая аппаратура позволяет уверенно работать в плохих условиях (темно, холодно, пыльно, влажно...) — она спроектирована для тяжелых условий работы. Профессиональная техника поможет 10 Выдающийся российский фотограф Павел Кривцов и в век цифровых технологий продолжает снимать пленочными дальномерными «лейками». (ISO 400, f=80 mm, 1/60 c, f/5,6) вам сэкономить деньги за счет большого ресурса работы. Просто посчитайте амортизацию одного кадра. Если разделить стоимость аппаратуры на ресурс работы, то параметры любительской техники окажутся гораздо хуже, чем у профессиональной. Говоря о фотоаппаратах, самое Соавтор снимка — компактная камера Nikon E 5700. (ISO 200, f=200 mm, 1/250 c, f/6,7) главное, не забывать о том, что лучшая камера та, которая у тебя в руках. Со временем все находят свои камеру, свои объективы. Вот слова Павла Кривцова: «Каждый фотограф выбирает технику в соответствии со своей индивидуальностью. Как у художников: один пишет маслом, другой — акварелью, третий работает в графике. Я работаю близко на контакте с человеком. Много снимаю широкоугольником... Я прошел весь путь: снимал камерами ”Смена“, ”Зоркий“, Asahi Pentax, Nikon. Сейчас снимаю камерой Leica, потому что она позволяет мне выполнять задачи, которые я ставлю перед собой»1 . 1 КРИВЦОВ П. Русский человек. Век ХХ. Фотографии. Белгород, Истоки, Советский писатель, 2003 г., с. 24. Фотография сделана недорогим цифровым компактом «Casio QV-4000». (ISO 100, f=100 mm, 1/60 c, f/5,6) Даже спорт можно снимать цифровыми «мыльницами». (ISO 400, f=80 mm, 1/100 c, f/4) Из репортажа о дне города. При хороших световых условиях компактная камера ведет себя вполне достойно. (ISO 100, f=35 mm, 1/250 c, f/11) 11
Стр.7