В. И. Максимов
Рождение трагической формы из духа мистерии. <...> Прежде чем напомнить, в чем Кьеркегор
видит существенные отличия трагедии современной от античной, обратим внимание на
то, что для датского философа нет принципиального различия между «трагедией» и «трагическим», а нас будет интересовать прежде
всего то, что относится непосредственно к
жанру трагедии, теории трагедии, т. е. к трагической форме, а не философской категории. <...> Кьеркегор утверждает, что современная
трагедия переносит акцент на индивида и его
характер, в то время как у героя античной трагедии нет «достаточной субъективной рефлексии». <...> Отсюда неутешительный вывод для современной трагедии: «Когда трагедия нашего
времени стремится передать все, что есть великого в судьбе индивидуальности и субъективности, она, несомненно, просто исходит из
ошибочного представления о сущности
трагического»5. <...> У Кьеркегора нет задачи показать невозможность современной трагедии и провозгласить исчезновение жанра, предвосхитив Ницше. <...> 3
Театрон [2•2009]
Но утрату трагической природы, отказывающейся от рода, тотальности, вселенскости
в угоду характеру и индивиду, философ показывает предельно четко. <...> Здесь уже очевидно разочарование в «современной трагедии», выражающей себя в реплике, а не в перипетии. <...> Но и о мимесисе как
5
Театрон [2•2009]
таковом Аристотель ничего не говорит, только
о различиях в подражании. <...> »26 Итак, мистерия обладает тем же дионисийским началом,
что и трагедия, ей присуща аполлоновская об-
разность и стремление к разрушению индивидуализации. <...> Но,
учитывая принципиальные отличия, мы можем
уточнить, что речь идет не только о жанре трагедии, но шире — о трагической форме. <...> Если трагедия является не единственной возможной
формой театра, мы должны обнаружить общие
элементы театра в такой развитой форме, как
мистерия. <...> 7
Театрон [2•2009]
Так как результатом трагедии является
катарсис, логично предположить, что подобный
результат достигался <...>
Театрон_№2_2009.pdf
театрон
q=…*2-o2!K3!“*= %“3=!“2"……=
=*=, 2=2!=…%% ,“*3““2"=
m=3…/L ==…=.
2009 1 2(4)
b/.%,2 "= !=ƒ= " %
p=*,%……= *%-,
, }*“C!2…/L “%"2:
a=!K%L ~. l.
(C!“=2 }*“C!2…%% “%"2=)
a=!“%"= k. c.
a%=…%" h. `.
c=…" b. m.
j,2,… q. q.
j!=“%"“*,L ~. l.
j3, `. o. (="…/L !=*2%!)
Максимов В. И.
l%%%"= l. l.
Š,2%"= c. b.
0,K=%"= q. h.
(%2"2“2"……/L “*!2=!)
)C3!%" `. `.
x%! ~. l.
`!“ !=*,,:
191028, C=…*2-o2!K3!,
l%.%"= 3., % 34
E-mail: teatron@tart.spb.ru
p=*2%! e. b. l,……*%
}“*,ƒ %K%›*,, =*2
, *%C2!…= "!“2*=
`. l. h“="
o!, C!C=2* ““/*=
…= ›3!…= %K ƒ=2…=.
ISSN 19987099
I q=…*2-o2!K3!“*=
%“3=!“2"……= =*=,
2=2!=…%% ,“*3““2"=, 2009
Стр.1
Содержание
Теория и методология
Максимов В. И. Рождение трагической формы из духа мистерии.
Актуальность трагедии ..........................................................................................................3
Историческая перспектива
Лапкина Г. А. Н. М. Карамзин и сценическое искусство его времени .................16
Театр и драматургия
Некрасова И. А. Джордж Бьюкенен и его библейские трагедии ............................21
Пригожина Л. Г. Театральные приключения Гогенштауфена
(Акимов и Шварц на путях мюзик-холла) ...................................................................31
Рыбас Е. А. В поисках новой условности:
советская драматургия в телетеатре Анатолия Эфроса ...........................................46
Соколова Е. В. Метатеатр Т. Стоппарда.
Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ..............................................................60
История спектакля
Самохина А. А. «Тридцать лет, или Жизнь игрока» на русской сцене
и в русской критике первой половины XIX века ........................................................70
Зеркало сцены
Овсянникова И. Н. Алексей Девотченко:
актерские данные — сценические функции — амплуа ..............................................80
Тацки А. Ю. Режиссерский метод Льва Эренбурга
и труппа Небольшого драматического театра .............................................................90
Кино/театр
Матвиенко К. Н. Кинофикация в современном театре: экран и документ ..... 102
Виды театра
Фаттахутдинова М. С. Музыка в кукольном спектакле:
поиск специфики ................................................................................................................. 112
Просцениум
Шор Ю. М. Метафизика театра и феномен актера .................................................. 122
Стр.2
Авторы номера
Лапкина Галина Алексеевна —
доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Максимов Вадим Игоревич —
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Матвиенко Кристина Николаевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Некрасова Инна Анатольевна —
кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Овсянникова Ирина Николаевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Пригожина Лариса Георгиевна —
кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Рыбас Екатерина Александровна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Самохина Алла Александровна —
старший преподаватель кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Соколова Елена Витальевна —
аспирантка сектора театра Российского института истории искусств.
Тацки Алиса Юрьевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Фаттахутдинова Майя Спартаковна —
музыковед, заведующая отделом прозы литературного журнала «Бельские просторы»
(Уфа).
Шор Юрий Матвеевич —
доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Стр.127