ISSN 1026129Х
Межрегиональный
информационный
бюллетень
Учрежден и издается
ООО “Фирма “Частное
образование C” —
Издается с 1994 года
Периодичность выпуска —
2 номера в месяц
Только полезная правовая
и нормативно-методическая
информация — на каждый
день для руководителя
и бухгалтера всех типов
образовательных учреждений
и органов управления
образованием
√ Законодательство
об образовании
√ Реформа образования
и науки
√ Экономика и финансы
√ Управление,
кадры
и делопроизводство
√ Предпринимательская
деятельность
и платные
образовательные
услуги
√ Обмен опытом
√ Ответы на вопросы
Перепечатка материалов,
опубликованных в бюллетене
“Образование в Документах”,
допускается только
по согласованию с редакцией
Бюллетень
зарегистрирован
в Росохранкультуре
Рег. ПИ № ФС7721040
© “Образование
в Документах”, 2007
№ 1 (146) (с момента издания)
2007
В номере:
ОБЩЕСТВО
Реформа системы
образования
Ольга Дашковская. Расслоение в образовании
будет увеличиваться ................................ 4
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Из первоисточника................... 10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Финансовохозяйственная
деятельность
Приказ Рособразования от 17.11.2006 ¹ 1363
“О состоянии и мерах по укреплению финансово-хозяйственной
дисциплины в подведомственных
учреждениях Федерального
агентства по образованию” .......................... 12
Стр.2
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Порядок комплектования ДОУ
Постановление администрации города Рязани
от 17.10.2006 ¹ 3535 “Î Порядке комплектования
муниципальных дошкольных образовательных
учреждений” (ñ приложениями) ....... 17
Учредительство,
реорганизация,
финансирование
и ликвидация ОУ
Постановление администрации Ненецкого автономного
округа от 24.10.2006 ¹ 221-ï “Îá утверждении
Порядка создания, реорганизации,
ликвидации и финансирования государственных
образовательных учреждений Ненецкого
автономного îêðóãà” (ñ приложением) .......... 21
Тема номера
КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ
ДЕТСКИХ ИГРУШЕК —
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОПРОС!
Мнение специалиста
Е.О. Смирнова. Обоснование психологопедагогической
экспертизы игрушек и игровых
пособий для детей ................................... 25
Дискуссия,
требующая продолжения
Ольга Захарова. Неигрушечная проблема ..... 28
Современный рынок детских игрушек: проблемы
безопасности и качества (рекомендации
круглого ñòîëà).......................................... 34
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Оплата труда
Решение Верховного суда РФ от 13.07.2006
¹ ГКПИ 06-637 [Приоритетность Трудового
кодекса РФ при исчислении среднего заработка]
(èçâëå÷åíèå) .......................................... 44
Главный редактор
Татьяна Сальникова
Редактор отдела
оперативной информации
и документов —
Александр Вениаминов
Редактор —
Екатерина Полякова
Корректура —
Мария Решетова
Компьютерная верстка —
Татьяна Денисова
Компьютерный набор —
Вера Галкина
Директор —
Нина Жукова
Гл. бухгалтер-экономист —
Любовь Пушкина
Наш адрес:
редакция бюллетеня
“Образование
в Документах”,
óë. Êóëàêîâà, ä. 3, êîðï. 2,
123181 Ìîñêâà, Россия
Òåë.: (495) 750-5779,
942-7723, 942-7721
Факс (495) 750-5779
E-mail:
ovd@pes-publishing.com
www.pes-publishing.com
Подписные индексы:
по каталогу агентства
“Роспечать”:
для физических лиц — 46539,
для организаций — 46538;
по каталогу российской прессы
“Ïî÷òà Ðîññèè” (ÌÀÏ):
для физических лиц — 24519,
для организаций — 24520
Стр.3
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Реклама наших коллег
Информационный
бюллетень
Официальные
документы
в образовании
Подписка
принимается всеми
отделениями связи
РФ и стран СНГ
Подписные индексы:
по каталогу
агентства
“Роспечать”
(красно
белоголубой цвет):
для физических лиц —
73569;
для организаций —
47690
по каталогу
российской прессы
“Почта России” (МАП):
для физических лиц —
99514;
для организаций —
99515
Бюллетень
зарегистрирован
в Комитете РФ
по печати
Рег. № 018753
Межведомственный
информационный
бюллетень
Это состояние образова
ния и науки в условиях дей
ствующего федерального
законодательства, его ис
полнение, а также освещение опыта по разра
ботке как регионального законодательства с
учетом особенностей субъектов РФ (социаль
ноэкономических, территориальноклимати
ческих, культурноэтнических и т.д.), так и ло
кальных нормативных актов ОУ всех типов.
Наши издания
Рособразование рекомендует
Письмо Рособразования от 01.12.2006
¹ 2153/1217 “Óñòàâ федерального государственного
образовательного учреждения
среднего профессионального образования
“Новороссийский колледж строительства
и экономики” (íîâàÿ ðåäàêöèÿ) .................... 49
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В Генеральной прокуратуре РФ....... 74
Библиография
“Образование в Документах” во II полугодии
2006 ãîäà............................................ 75
Награды ........................................................... 20
Федеральные новости ............................... 24, 48
Оснащение ДОУ компенсирующего вида....... 27
Регионы ............................................................ 33
Âíèìàíèå! ........................................................ 95
Стр.4
ОБЩЕСТВО
Реформа системы образования
25 ноября 2006 года в Москве прошла межрегиональная конференция “Образо−
вание и гражданское общество в Российской Федерации”, организованная
Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала
нации.
В мероприятии приняли участие представители инновационных школ и обществен−
ных организаций.
На круглых столах и в экспертных группах обсуждался широкий круг вопросов,
связанных с осуществлением приоритетного национального проекта “Образова−
ние”, в том числе конкурса регионов, который стартует со следующего года.
Напомним, что в рамках этого конкурса субъекты РФ должны представить комп−
лексный проект модернизации образования, включающий в себя переход на
нормативно−подушевое финансирование, введение новой системы оплаты труда,
развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети
общеобразовательных учреждений.
Участникам дискуссии предстояло ответить на два основных вопроса: готовы ли
регионы к осуществлению столь масштабных планов и каковы механизмы привле−
чения гражданского общества к решению проблем, стоящих перед системой
образования?
Ольга Дашковская
Расслоение в образовании
будет увеличиваться
Дистанция огромного размера
По словам ректора ГУ-ВШЭ,
председателя Комиссии Общественной
палаты РФ по вопросам
интеллектуального потенциала нации
(далее — Комиссия) Ярослава
Кузьминова, за последние годы
отечественная система образования
претерпела ряд серьезных деформаций,
главная причина которых
состоит в том, что растущий спрос
4
на образовательные услуги не обеспечен
достаточными ресурсами.
Так, расходы на образование составляют
3,5–3,7% ÂÂÏ, в то время
как для нормального развития
отрасли необходимо 6,5%.
Несмотря на дефицит средств,
значительная их часть используется
на так называемые несистемные
цели, к числу которых ректор Высшей
школы экономики относит со
Стр.5
Реформа системы образования
держание и питание детей в дошкольных
учреждениях и питание и
обмундирование учащихся ПТУ
(по его мнению, задача образования
состоит не в том, чтобы кормить
и одевать, а в том, чтобы качественно
обучать).
Порядка 10 млрд. рублей ежегодно
составляют затраты федерального
бюджета на “позорное”,
по словам Я. Кузьминова, стипендиальное
обеспечение учащихся в
системе профессионального образования,
не способное гарантировать
прожиточный минимум.
Огромные средства — примерно
1 млрд. долларов в год — тратят
родители на подготовку своих детей
к поступлению в вузы, причем
эти деньги не попадают непосредственно
в систему образования,
пополняя доходы репетиторов и
откровенных взяточников.
Ажиотажный спрос на высшее
образование обусловил искаженную
структуру профессионального образования,
когда на одного учащегося
ПТУ приходится 4 студента вузов,
а в скором времени, по прогнозам
ГУ-ВШЭ, этот разрыв увеличится
вдвое, что еще больше углубит деформации
на рынке труда (невостребованность
специалистов с высшим
образованием и острый дефицит
квалифицированных рабочих).
В то же время вузы превращаются
в “техникумы с пятилетним
сроком обучения” из-за мизерных
№ 1 • 2007
расходов на научно-исследовательскую
деятельность (10 долларов в
месяц) и профессиональной деградации
преподавателей, лишенных
материального стимула: зарплата в
образовании составляет 61% в среднем
по экономике, а объем дополнительных
заработков не превышает
22%.
Многонациональность и географическая
протяженность страны
обуславливают глубокие различия
в системе образования по кадровому
и ресурсному обеспечению.
Существует колоссальный разрыв
не только между сельской и городской
школами, но и между школами
крупных и малых городов. Расходы
на общее образование в самых
бедных и самых богатых регионах
различаются в 17,5 ðàç.
Школьное самоуправление:
миссия выполнима?
Не менее разнородны потребности
и цели участников образовательного
процесса — учителей, родителей,
учащихся, работодателей.
“Представления о качестве образования,
об отношениях церкви и
школы, о системе оплаты труда учителя
диаметрально противоположны.
Отсутствие общественного согласия
тормозит реформы, — убежден
председатель Комиссии. — Необходимо
искать общие точки соприкосновения
для того, чтобы
принимать совместные решения”.
5
Стр.6