ISSN 1026129Х
Межведомственный
информационный
бюллетень
Учрежден и издается
ООО “Фирма “Частное
образование C” —
Издается с 1994 года
Периодичность выпуска —
2 номера в месяц
Только полезная правовая
и нормативно-методическая
информация — на каждый
день для руководителя
и бухгалтера всех типов
образовательных учреждений
и органов управления
образованием
√ Законодательство
об образовании
√ Реформа образования
и науки
√ Экономика и финансы
√ Управление,
кадры
и делопроизводство
√ Предпринимательская
деятельность
и платные
образовательные
услуги
√ Обмен опытом
√ Ответы на вопросы
Перепечатка материалов,
опубликованных в бюллетене
“Образование в Документах”,
допускается только
по согласованию с редакцией
Бюллетень
зарегистрирован
в Росохранкультуре
Рег. ПИ № ФС7721040
© “Образование
в Документах”, 2006
№ 3 (124) (с момента издания)
2006
В номере:
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС
Модернизация
и национальный проект
Ольга Илюшина. Оптимизация проводится
в интересах детей ............................................ 3
Тема номера
ВМЕСТЕ — ПОРОЗНЬ. НУЖНО ЛИ
МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ОБУЧАТЬ
РАЗДЕЛЬНО?
Слово ученому
Владимир Базарный. Трагические последствия
одной реформы ........................................ 9
От теории — к практике
Ольга Дашковская. Реставрация прошлого
или взгляд в áóäóùåå? .................................. 20
Британский опыт
Леонид Виноградов. Раздельное обучение
повышает успеваемость ................................ 32
Эксперимент продолжается
Лариса Дьяконова. Не каждый учитель
может работать в таких êëàññàõ................... 35
Стр.2
ДОУ
По многочисленным
просьбам
Примерный устав ДОУ. Разработан Минобразованием
России ........................................ 38
ОПЛАТА ТРУДА
Руководителям ГОУ
Распоряжение Комитета по образованию
правительства Санкт-Петербурга
от 23.01.2006 ¹ 55-ð “Îá установлении
группы по оплате труда руководителей государственных
образовательных учреждений
Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету
по образованию, в 2006 ãîäó”
(ñ приложением) ............................................... 54
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ШКОЛ
Перечень
О Перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных
учреждений.
Приложение 3. [Перечень нормативной
документации, учебно-методических комплектов,
учебного и компьютерного оборудования
для оснащения учреждений общеобразовательной
школы. География]
(ïðîäîëæåíèå) .................................................. 57
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
“Уроки Холокоста — путь к толерантности” .. 88
Конференции, встречи, семинары.................. 91
ВОПРОС — ОТВЕТ
Утверждаем программы кружков............... 93
Выплаты за классное руководство .................... 8
Тревожная статистика .................................. 14
Наши издания ................................................... 16
К сведению ............................................ 31, 37, 53
Американские ïðàâèëà...................................... 34
Федеральные новости ....................................... 87
Âíèìàíèå! ................................................... 90, 92
Главный редактор —
Татьяна Сальникова
И.о. зам. главного
редактора —
Вадим Мелешко
Редактор отдела
оперативной информации
и документов —
Александр Вениаминов
Корректура —
Марина Мельникова
Компьютерная верстка —
Татьяна Денисова
Компьютерный набор —
Вера Галкина
Директор —
Нина Жукова
Гл. бухгалтер-экономист —
Любовь Пушкина
Отдел распространения —
Валерий Соколов
Наш адрес:
редакция бюллетеня
“Образование
в Документах”,
óë. Êóëàêîâà, ä. 3, êîðï. 2,
123181 Ìîñêâà, Россия
Òåë.: (495) 750-5779,
942-7723, 942-7721
Факс (495) 750-5779
E-mail:
ovd@pes-publishing.com
www.pes-publishing.com
Подписные индексы:
по каталогу агентства
“Роспечать”:
для физических лиц — 46539,
для организаций — 46538;
по каталогу российской прессы
“Ïî÷òà Ðîññèè” (ÌÀÏ):
для физических лиц — 24519,
для организаций — 24520
Стр.3
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС
Модернизация
и национальный проект
Ольга Илюшина
Оптимизация проводится
в интересах детей
Последняя неделя января 2006
года оказалась очень непростой для
министра образования и науки РФ
Андрея Фурсенко. Не успев отчитаться
26 января в Правительстве
об итогах и перспективах деятельности
своего ведомства, на следующий
день он вместе с руководителем
Федерального
агентства по образованию
Григорием
Балыхиным
сдавал экзамен перед
депутатами Госдумы
в ходе Правительственного
часа.
Правда, для них
испытание такого
рода не ново: в
июне прошлого
года они были вынуждены
держать
ответ перед парламентариями.
Накал
страстей тогда был
1
Качество и конкурентоспо−
собность образования были
объявлены ключевыми
задачами как в прошлогод−
нем, так и в нынешнем
докладе министра. Но если в
прошлом году предлагалось
решать эти задачи за счет
ужесточения требований к
лицензированию, аккредита−
ции, контролю качества
образования, то на этот раз
главный акцент был сделан
на необходимости структур−
ных изменений.
нешуточный. Не исключено, что в
известной мере высокий градус дискуссии
был обусловлен остротой заявленной
темы — “О реализации
прав граждан Российской Федерации
в получении общедоступного и
бесплатного общего образования,
профессионального образования,
повышении качества
и конкурентоспособности
образовательных
услуг”1
.
На этот раз тема
была сформулирована
так: “О деятельности
Правительства
Российской
Федерации по модернизации
системы
образования и совершенствованию
законодательства
в этой
области в рамках реализации
национального
проекта”.
Министр А. Фурсенко отбивался как мог (информация о встрече министра
Фурсенко с депутатами Ãîñäóìû). — Образование в Документах. — 2005. — ¹ 4. —
Ñ. 4–8. — Ðåä.
№ 3 • 2006
3
Стр.4
Правительственный час
“Демографическая
ситуация и социальноэкономические
условия
в последние годы
существенно меняются,
а структура образовательной
сети осталась
практически прежней
и перестала способствовать
удовлетворению
социальных
“Главная цель оптими−
зации — педагогичес−
кая, она проводится в
интересах детей, для
улучшения качества
образования”.
ти в соответствие с реальным
рынком труда.
Эффективным финансовым
механизмом
реструктуризации, по
мнению руководителя
отрасли, призваны
стать нормативно-подушевое
финансирование
образовательных
учреждений (планирузапросов
граждан”, — заявил министр
и проиллюстрировал свой тезис
конкретными цифрами. По его
словам, только за последние пять
лет количество школьников уменьшилось
на 25% (ýòî почти 5 ìëí.
человек) и спад продолжается.
При этом число учителей почти
не сократилось. Сегодня в России
один педагог приходится менее чем
на 10 ó÷åíèêîâ, в то время как в
западных странах — один учитель
на 15 äåòåé.
“А между тем очевидно, что для
обновления качества образования
крайне важен приток в школу молодежи”,
— продолжал министр.
Как следовало из выступления
Андрея Фурсенко, этому мешает не
только низкая зарплата, но и то,
что все места заняты пенсионерами.
Тем самым он ясно дал понять,
что сокращение “старой гвардии”
неизбежно.
По его словам, реструктуризация
назрела и в системе начального
профессионального образования,
которую необходимо привес4
ется,
что школы и профессиональные
училища завершат переход на
эту систему до конца текущего года)
и отраслевая система оплаты труда.
Ее основными критериями, в
отличие от нынешней, станут не
“рубли за часы”, не объем учебной
нагрузки, не стаж, а уровень
квалификации и результативность,
измеряемая, в том числе, и внеучебной
воспитательной работой.
“Само по себе увеличение объемов
финансирования не приводит
к необходимым системным изменениям,
— убежден Андрей Фурсенко.
— Требуются новые механизмы
управления ресурсами. Они
должны регулировать качество образования,
в том числе за счет создания
конкуренции между образовательными
учреждениями”.
По его словам, этому должны
способствовать конкурсные процедуры
отбора лучших вузов, школ,
учителей в рамках национальных
проектов, которые “дают нам возможность
на практике отработать
необходимые институциональные
Министр А.
Фурсенк
о
Стр.5
Модернизация и национальный проект
изменения в системе образования,
создать условия для их ускорения,
а также позволят гражданам в ближайшие
время почувствовать реальные
позитивные изменения в
сфере образования”.
Поблагодарив депутатов за эффективную
законотворческую деятельность,
министр обратился к
народным избранникам с просьбой
принять в ближайшее время ряд
законов, необходимых, по его мнению,
для успешного осуществления
национального проекта и модернизации
в сфере образования.
Это законы об обеспечении всеобщего
полного среднего образования,
о введении ЕГЭ, о многоуровневом
высшем профессиональном
образовании.
* * *
Далеко не все депутаты одобрили
основные тезисы выступления
Андрея Фурсенко. По общему
признанию, выступление министра
больше напоминало отчет о текущей
работе, нежели глубокий и
всесторонний анализ ситуации в
отрасли.
Так, Нина Останина (КПРФ)
заявила, что ей стыдно за Думу
нынешнего созыва, которая отменила
льготы по налогу на имущество
и землю для образовательных
учреждений, что приведет к повышению
платы за обучение на коммерческих
отделениях в государственных
и негосударственных ву№
3 • 2006
зах. В ответ Григорий Балыхин
íàïîìíèë, что в бюджете 2006 года
на эти цели предусмотрены компенсации
в размере 7,9 ìëðä. рублей
для государственных образовательных
учреждений. Негосударственные
же пусть справляются
собственными силами. На то они
и негосударственные.
Как бы не говорил министр о
том, что “мы действуем в рамках
законодательства, согласно которому
государственная власть в лице
субъекта РФ гарантирует поддержку
образовательного процесса”,
парламентариев эти аргументы не
убедили.
Мало кого вдохновила и перспектива
создания на селе социокультурных
комплексов. По мнению
некоторых депутатов, закрытие
малокомплектных школ приводит
к тому, что детям приходится
преодолевать большие расстояния
до места учебы, и даже самые
комфортабельные школьные автобусы
не спасают от переутомления
в дороге. Другие полагают, что целесообразнее
выделить 50 тыс. рублей
на ремонт крыши в действующей
школе, чем тратить десятки
миллионов рублей на строительство
школ-дворцов.
Однако некоторые депутаты не
видят перспективы развития малокомплектных
сельских школ.
К их числу относится Борис Виноградов,
представитель фракции
“Родина”. Он аргументировал свою
5
Стр.6