Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Юридические науки

Юридические науки №2 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц64
ID197681
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; муниципальное право;гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; трудовое право; право социального обеспечения; природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность; международное право, Европейское право; судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; административное право, финансовое право, информационное право; гражданский процесс; арбитражный процесс. С 2013 года журнал не выходит
Юридические науки .— Москва : Спутник+, 6 .— 2011 .— №2 .— 64 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197681 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юридические науки, № 2, 2011 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Маргушина А.А., соискатель Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Определенным характеризующим признаком институционального анализа современной стадии развития правового порядка в российском государстве является неудержимый динамизм правовых, социальных, политических, экономических, культурных и иных процессов. <...> Исследование значимости правовой культуры для процесса формирования правового порядка, с точки зрения профессора П.П. Баранова и его сторонников, выступает внутренней духовной стороной правовой системы в обществе, которая глубоко пронизывает правовое сознание, правовое мышление, право, правоотношения, законность, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, а также сам правовой порядок1. <...> Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: приемы взаимосвязи: Сборник научных трудов. <...> Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. <...> Правовая культура личности в механизме устойчивого развития Российского государства: Теоретико-методологический анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. <...> Гранат правовую культуру рассматривает не только как результат, но и как способ деятельности, в том числе и юридической, и в этом смысле духовная и правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете1, этой же позиции придерживаются еще ряд ученых2. <...> Тем не менее данный институциональный подход к правовому порядку и его соотношением с правовой культурой не может и не должен быть единственным, если требуется осмыслить юридическую природу и сущность правового порядка и, в <...>
Юридические_науки_№2_2011.pdf
Юридические науки, № 2, 2011 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Маргушина А.А., соискатель Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Определенным характеризующим признаком институционального анализа современной стадии развития правового порядка в российском государстве является неудержимый динамизм правовых, социальных, политических, экономических, культурных и иных процессов. Общественное сознание граждан и органы государственной власти не успевают адекватно реагировать на происходящие динамичные изменения, но это лишь только одна из причин того, почему все более нарастающее воздействие криминалитета на все жизненно важные сферы общества и государства не встречает на своем пути соответствующего отпора. Второй, в последнее время ставшей достаточно актуальной, проблемой институционального анализа является то, что потрясения, охватившие Российское государство и гражданское общество в течение последних двух десятилетий и не имеющие аналогов в современном мире по своей остроте и глубине, наиболее значительно отразились на культурной, духовной, в том числе морально-нравственной жизни общества и, как следствие, на уровне правового порядка и состояния криминогенной обстановки и преступности в государстве. При этом устойчивый и стабильный правовой порядок недостижим без определенных трансформаций в духовных, морально-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан в целом, без осмысления и добровольного выполнения полным их большинством своих обязанностей перед обществом и государством. Для формирования подобного состояния общества необходима планомерная и целенаправленная деятельность государственных институтов, и прежде всего провоприменительных и правоохранительных, по вырабатыванию и формированию определенной правовой политики, соответствующей идеологии с отчетливо проявленными, истинно достижимыми и конкретно реализуемыми задачами в области правовой культуры, как российского социума, так и его граждан. Поскольку в конечном результате не государство или отдельные его органы – законодательные, исполнительные, судебные, а именно общество, является носителем и главным субъектом правового порядка независимо от источника установления данного правового порядка. Исследование значимости правовой культуры для процесса формирования правового порядка, с точки зрения профессора П.П. Баранова и его сторонников, выступает внутренней духовной стороной правовой системы в обществе, которая глубоко пронизывает правовое сознание, правовое мышление, право, правоотношения, законность, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, а также сам правовой порядок1. 1 См.: Баранов П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: приемы взаимосвязи: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 1996. С. 38; Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 189; Сафронов А.А. Правовая культура личности в механизме устойчивого развития Российского государства: Теоретико-методологический анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 181. Ростов н/Д, 2005; Тюрин М.Г. Архетипы национальной правовой культуры: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 29; 7
Стр.1
Юридические науки, № 2, 2011 Профессор Н.Л. Гранат правовую культуру рассматривает не только как результат, но и как способ деятельности, в том числе и юридической, и в этом смысле духовная и правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете1, этой же позиции придерживаются еще ряд ученых2. Тем не менее данный институциональный подход к правовому порядку и его соотношением с правовой культурой не может и не должен быть единственным, если требуется осмыслить юридическую природу и сущность правового порядка и, в частности, потенциал его формирования и организации в рамках правовой культуры, существующей в российских условиях. Ученые, исследовавшие правовую культуру с историко-культурологического подхода, рассматривают ее как совокупность условий, в границах которой формируется правовой порядок, а также как некую постоянную и неизменную, совершенную заданность жизни определенного общества, качественно отличающую его от различного рода противоположностей общества3. Это не означает, что данная заданность является внеприродной, внеисторической, сакральной. Такие качественные границы разносторонней и многогранной жизни определенного общества формируются в его началах, но, раз появившись именно в том, а не в ином составе и содержании, они уже не способны меняться и трансформироваться, пока вообще данный народ существует и самоидентифицируется4. Однако в юридической науке существуют и другие точки зрения, основа которых заключается в том, что правовая культура является важным условием и средством укрепления правового порядка в обществе5. Так, А.Ф. Черданцев под правовой культурой в широком смысле понимает все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правового порядка, уровнем правоприменительной и профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов. В узком смысле правовая культура – это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе6. На основании вышеизложенного, возвращаясь к историко-культурологическому подходу, можно констатировать, что к факторам, представляющим заданность правового порядка и правовой жизни общества, относятся, прежде всего, менталитет народа и его правовая культура. Если общественная жизнь формируется посредствам замены одних форм и уровней противоположными качествами, переходя от одной конфигурации к другой, то культурная жизнь формируется посредством своего постоянного и беспрерывного обогащения, накопления в пределах одной и той же конфигурации того же качества7. 1 См.: Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Брест. 1998. № 11–12. С. 6. 2 См.: Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 176; Зубицкий В.И. Правовая культура и ее роль в реализации политических прав и свобод граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998 С. 251. 3 Працко Г.С. Становление и развитие концепций порядка общества в историко-философском процессе: Дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 2004. С. 341; Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: Социально-философский анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1999. С. 353; Некишев В.Л. Гуманизм и правопорядок: Социально-философский аспект: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1993. С. 273. 4 См.: Грачев Д.М. Механизмы воплощения правовой культуры в гражданском правопорядке // Административное и муниципальное право. 2008. № 2. 5 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1999. С. 340. 6 См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. С. 340, 341. 7 См.: Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 176. 8
Стр.2
Юридические науки, № 2, 2011 Так как организация и формирование правового порядка – процесс исключительно естественноисторический, исходя из этого роль факторов ценностно-культурного плана гораздо важнее и существеннее для этого процесса, чем для процесса становления официального правового порядка как социально-политического процесса. На основании этого немаловажно зафиксировать корреляцию факторов, определяющих формирование правового порядка и правовой культуры с социологической1 (социальной) и культурологической2 (культурной) точек зрения. В такой степени в социологическом плане правовой порядок идейно аргументирован установленной и закрепленной правовой идеологией; в культурологическом же плане правовой порядок основывается на менталитет народа, на состояние общественной духовности. Если в социологическом плане правовой порядок в своей основе имеет наличную социальную, экономическую, политическую, правовую и т.д. основу, опредмеченную в системе общественных и правовых отношений и совокупной общественной и юридической деятельности, то в культурологическом плане правовой порядок в своей основе имеет правовую культуру данного народа3. При этом для определения понятия правовой культуры в юридической литературе существует множество институционально-правовых подходов4. Так, правовая культура определяется в теории права как качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правового сознания, правового мышления, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях5. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества6. Правовая культура в философии7 и культурологии8 определяется как элемент духовной 1 См.: Рябцев Г.В. Правовая культура в условиях трансформации российского общества: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2008. С. 175; Куликова А.В. Проблемы формирования правовой культуры населения России: Дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005. С. 134; Бондаренко С.О. Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России: Социологический анализ: Дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2006. С. 160; Новичкова И.Ю. Правовая культура в гражданском обществе: Дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1995. С. 119; Маркарян Р.З. Справедливость и правовая культура в контексте социокультурного анализа: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 114; Батайкин В.П. Правовая культура в условиях социальной модернизации России: социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2006. С. 173. 2 См.: Степанов Л.Л. Правовая культура в контексте культурологического анализа: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 121; Крамарук С.В. Право и правовая культура в русской культурологической мысли – П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский: Автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Киров, 2008. С. 23. 3 См.: Грачев Д.М. Механизмы воплощения правовой культуры в гражданском правопорядке // Административное и муниципальное право. 2008. № 2. 4 См.: Леснова Н.И. Понятие и структура правовой культуры // Проблемы модернизации российского общества: социокультурные, правовые, экономические, экологические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2006. С. 324. 5 См.: Цыганов В.И. Теория государства и права: Тезисы лекций. Н. Новгород, 2006. С. 132. 6 См.: Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2006. № 2. С. 2. 7 См.: Гуляихин В.Н. Правовая культура в России: природа и формы правового нигилизма: Дис ... дра филос. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 349; Сазанов О.В. Правовая культура России: проблема модернизации: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 121; Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Дис. ... канд. филос. наук. Самара, 2006. С. 157; Бабенко А.Н. Правовая культура личности: Философско-социологический аспект: Дис... канд. филос. наук. М., 1996. С. 157. 8 См.: Степанов Л.Л. Правовая культура в контексте культурологического анализа: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 121; Крамарук С.В. Право и правовая культура в русской культурологической мысли – П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский: Автореф. дис. ... канд. культурол. Киров, 2008. С. 23. 9
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ