Современные гуманитарные исследования, № 3, 2010
Исторические науки
Отечественная история
Яковлев А.А., кандидат философских
наук, доцент Российского государственного социального университета
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВО ВРЕМЯ ПУГАЧЁВСКОГО ВОССТАНИЯ
Под системой понимают упорядоченную систему элементов, отличающихся функциональной взаимозависимостью. <...> 10
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2010
Любая система политических отношений не может существовать в чистом виде, то есть
политические отношения не могут быть очищенными от религиозных, нравственных, эстетических, экономических и т. д. <...> Политическая культура в этой политической системе представляла продукт отражения
этой вновь созданной системы и должна была обслуживать её, являться её неотъемлемым
11
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2010
компонентом. <...> Не только придворным, который не в полной мере отражал мир
12
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2010
России и был верхушечным элементом политической жизни, но и настоящим, безбрежным
миром крестьянских интересов. <...> В 40-е годы только в Переяславль – Залесском уезде оставалось пустыми 68 помещичьих деревень (4). <...> Они действовали
в 54 уездах 10 губерний Центральной России (6). <...> Восстание показало не только частичную исчерпанность крепостного права, но и несовершенство высшего слоя империи, несовершенство политической системы и культуры
дворянства. <...> Политическую культуру дворянства в этот период можно условно разделить на
политическую культуру императрицы и её окружения и политическую культуру дворян, которые действовали в рамках конструкции имперского управления, но имели достаточно самостоятельности, чтобы трактовать эти законы и действовать в их рамках. <...> Политическая культура дворянства, за исключением отдельных
представителей, не позволяла этого сделать. <...> Фактически уложенная комиссия была замером политической культуры российского
дворянства <...>
Современные_гуманитарные_исследования_№3_2010.pdf
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2010
Исторические науки
Отечественная история
Яковлев А.А., кандидат философских
наук, доцент Российского государственного
социального университета
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВО ВРЕМЯ ПУГАЧЁВСКОГО ВОССТАНИЯ
Под системой понимают упорядоченную систему элементов, отличающихся функциональной
взаимозависимостью.
Всякая система, в том числе и политическая, создаётся как способ упорядочивания общественных
отношений и ослабления опасных тенденций с помощью власти. Такой законной
властью и является система институтов и учреждений, которые организуют порядок с помощью
законов, указаний монарха и органов управления.
К этому в XVIII веке всегда надо добавлять силовой компонент, или принуждение с помощью
насилия к выполнению требований, установленных государством, или государственным
аппаратом. Силовой компонент присутствовал в любом государстве, с момента
возникновения государства, как элемента цивилизации. Без силового компонента государство
существовать не могло и не может. Сила до сих пор является важнейшим элементом любой
политической конструкции. Можно говорить о некотором ослаблении насилия
в решении современных политических вопросов, но до полного исчезновения силового ресурса
из современной политики ещё очень далеко.
Мы считаем, что предтечей современной политической системы и политической культуры
была система политических учреждений и институтов, сложившихся в России в конце
ХVII-го – начале XVIII-го века. Эта cистема политических отношений сложилась в Московском
царстве к началу царствования Петра. Она выглядела следующим образом.
Царь
Земские соборы
Боярская дума
приказы
временные (счётный и тайных дел)
Разрядный, Поместный, Пушкарский, Казённый, Посольский, Стрелецкий
Местное самоуправление
Воеводы
Старосты
Политическая система и политическая культура России в XVII веке есть продукт
развития российского общества, вышедшего из смутного времени и пребывавшего в переходном
состоянии между двумя основными альтернативами: стать колонией или империей.
Пётр вырастает из этой системы отношений, в том числе и политических. Только по мере
развития государства и общества он постепенно создаёт фактически новое общество, которому
тесно в старых учреждениях и институтах. В соответствии с потребностями нового общества,
создаётся система новых отношений, и, естественно, система новых институтов
и учреждений.
10
Патриарх
и патриаршие приказы
Стр.1