Педагогические науки, № 5, 2012
Общая педагогика, история педагогики и образования
Орешина Г.И., воспитатель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида № 65
(г. Москва)
ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГУЛКИ»
Важную роль игры в психологическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся
психолог и дефектолог Л.С.Выготский: «… игры содержат в себе все тенденции развития, являются источником развития, создают зоны ближайшего развития. <...> Я работаю воспитателем вот уже 18 лет, с глухими детьми, с задержкой психического развития, детьми, со сложной структурой дефекта. <...> С проблемами в развитии наших детей, с ЗПР, со сложной структурой дефекта мы сталкиваемся при поступлении этих детей в школу, с началом учебной и воспитательной деятельности. <...> Какие же медицинские диагнозы наших детей чаще всего встречаются, при приеме детей в
1–е классы. <...> Вот этот небольшой перечень тех медицинских нарушений, которые имеют наши дети в
возрасте 7–8 лет, т.е. при поступлении в 1–й класс. <...> Наблюдая за поступившими ко мне, в 1–й класс, я отмечала следующее у моих детей:
– у детей отмечается незрелость эмоций;
– у некоторых детей повышенная истощаемость, и как результат, низкая работоспособность
(10–15 минут);
– большинство детей не могут сконцентрироваться на выполнении задания, отмечается слабость воли, не могут проявить элементарного волевого усилия;
– у некоторых детей замечаю психопатоподобное поведение;
– у всех детей группы отмечается ограниченный запас общих сведений и представлений об
окружающей действительности;
– несформированность навыков интеллектуальной деятельности отмечается у всех ребят
класса;
– игровая деятельность у многих совсем не сформирована;
6
Педагогические науки, № 5, 2012
– восприятие этих детей характеризуется замедленностью;
– мышление у детей наглядно–действенное;
– мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) не сформированы;
– у детей группы страдают все виды <...>
Педагогические_науки_№5_2012.pdf
Педагогические науки, № 5, 2012
Общая педагогика, история педагогики и образования
Орешина Г.И., воспитатель специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната I вида № 65
(г. Москва)
ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГУЛКИ»
Важную роль игры в психологическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся
психолог и дефектолог Л.С.Выготский: «… игры содержат в себе все тенденции развития, являются
источником развития, создают зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше
своего возраста, выше своего повседневного поведения, он (ребенок) как бы выше на голову самого
себя. Игры, как в фокусе, содержат в себе все тенденции развития. По существу, через игровую
деятельность и движется ребенок» (Л.С.Выготский, 1967 г.)
Игры признаются, единодушно, как нашими, так и зарубежными исследователями, как средством
всестороннего развития личности ребенка, так и источником усвоения самых разнообразных
знаний и умений.
Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально
осваивает всю систему человеческих отношений.
Я работаю воспитателем вот уже 18 лет, с глухими детьми, с задержкой психического развития,
детьми, со сложной структурой дефекта.
Проблема изучения детей с задержкой психического развития является одной из актуальных
проблем дефектологии, детской психиатрии и психологии.
С проблемами в развитии наших детей, с ЗПР, со сложной структурой дефекта мы сталкиваемся
при поступлении этих детей в школу, с началом учебной и воспитательной деятельности.
Какие же медицинские диагнозы наших детей чаще всего встречаются, при приеме детей в
1–е классы.
Я беру примеры 2009/2010 уч.гг. Это:
– системно–невротический синдром (проявляется в быстрой биохимической утомляемости);
– синдром дефицита внимания (внимание на 1–2 минуты);
– резидуальное поражение центральной нервной системы, синдром Мартина–Юнга;
– слабая, совершенно не развита память;
– микроцефалия, пиелонефрит, дерматит и м.н.
Вот этот небольшой перечень тех медицинских нарушений, которые имеют наши дети в
возрасте 7–8 лет, т.е. при поступлении в 1–й класс. Поэтому большинство психических функций
(практически у каждого ребенка) формируются не только замедленно, неравномерно, но и иначе,
по–другому, чем у нормально развивающихся детей (даже с нарушенным слухом).
Наблюдая за поступившими ко мне, в 1–й класс, я отмечала следующее у моих детей:
– у детей отмечается незрелость эмоций;
– у некоторых детей повышенная истощаемость, и как результат, низкая работоспособность
(10–15 минут);
– большинство детей не могут сконцентрироваться на выполнении задания, отмечается слабость
воли, не могут проявить элементарного волевого усилия;
– у некоторых детей замечаю психопатоподобное поведение;
– у всех детей группы отмечается ограниченный запас общих сведений и представлений об
окружающей действительности;
– несформированность навыков интеллектуальной деятельности отмечается у всех ребят
класса;
– игровая деятельность у многих совсем не сформирована;
6
Стр.1