Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогические науки

Педагогические науки №5 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц167
ID197607
АннотацияПедагогические науки
Педагогические науки .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №5 .— 167 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197607 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические науки, № 5, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Бабаева Э.С., кандидат филологических наук, старший преподаватель Филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В данной статье рассматривается сущность процесса образования в жизни человека и его вариативность в разных условиях. <...> 9 Педагогические науки, № 5, 2011 В то же время, в зарубежных источниках в последние годы, наряду с многолетними статистическими наблюдениями за влиянием уровня образования на заработную плату, занятость, мобильность и т. п., стали использоваться и новые показатели, связанные с реализацией идеи образования на протяжении всей жизни. <...> Низкий уровень эффективности в значительной мере объясняется следующими причинами: разобщенностью участников процесса образования взрослых в России, что обусловлено громадной территорией страны, разрушением привычных структурных связей в профессиональной сфере; появлением новых участников (предприниматели, некоммерческие учреждения образования, общественные организации) на рынке образовательных услуг; неразвитостью и слабой интеграцией сети формального, неформального и информального образования взрослых; отсутствие образовательных программ, интегрирующих различные формы образования; 10 Педагогические науки, № 5, 2011 преобладанием традиционного (лекционно-семинарского) метода обучения взрослых, низкий темп внедрения методов обучения, активизирующих учебно-познавательный процесс, и низкий уровень владения педагогами такими методами обучения; неразвитостью или отсутствием специальной андрогогической подготовки преподавателей, с одной стороны, и неготовностью или недостаточной готовностью потребителей образовательных услуг к самостоятельному (информальному) образованию, с другой стороны; недостатком <...>
Педагогические_науки_№5_2011.pdf
Педагогические науки, № 5, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Бабаева Э.С., кандидат филологических наук, старший преподаватель Филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В данной статье рассматривается сущность процесса образования в жизни человека и его вариативность в разных условиях. Ключевые слова: самообразование, образование взрослых, уровень эффективности, мониторинг развития образования. NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION CHALLENGES IN NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM ity. This article considers the essence of educational process in human life and its comprehensive variabilKeywords: self study, adult education, efficiency level, education monitoring. Идея и принципы неформального и информального обучения были описаны в работах по феноменологии (С. Rogers), организационному обучению, андрогогике (М. Knowles), деятельностному обучению. Так, D. Long утверждал, что обучение – это активный процесс, в котором индивид получает знания, привычки и их оценку через жизненный опыт. В свою очередь, М. Knowles определяет самостоятельное обучение как процесс, в котором индивид проявляет инициативу, самостоятельно или с помощью других, при диагностике своих учебных потребностей, формулировании учебных целей, определении учебных ресурсов, выборе и внедрении учебной стратегии и оценке результатов. Организация и поддержка самостоятельных форм (неформального и информального) образования является сегодня важной и актуальной задачей. Многочисленные зарубежные исследования показывают (H. Chan, L. Cooley, K.P. Cross, J. Gates, М. Knowles, D. Long, F.B. Tan и др.), что самообразование становится значительной и необходимой частью учебной деятельности современного человека. Так, статистические исследования свидетельствуют, что приблизительно 70 % студентов обучаются самостоятельно (K.P. Cross), а часть информального обучения составляет 75 % от всего обучения, которое проводится в коммерческих организациях (M.L. Conner). Наиболее часто прибегают к форме самостоятельного обучения при изучении иностранных языков (J. Gates, G. Tang, G. Yang). Основные проблемы, которые возникают при самообразовании, связаны с отсутствием необходимых умений относительно организации самостоятельного обучения, а именно: постановки целей, планирования учебной деятельности, подбора учебных ресурсов, проведения контроля усвоения знаний, оценивания эффективности обучения и т. п. Сравнивая самообучение с традиционной формой обучения, можно выделить следующие особенности: отсутствие жесткости и унификации в постановке целей обучения. Цели задаются самостоятельно, обучающиеся определяют индивидуально, к каким результатам они хотят прийти и каким будет конечный идеальный результат их деятельности. Цели имеют динамический характер и могут изменяться по желанию обучающегося соответственно с его текущими учебными (актуальными) потребностями. 9
Стр.1
Педагогические науки, № 5, 2011 В то же время, в зарубежных источниках в последние годы, наряду с многолетними статистическими наблюдениями за влиянием уровня образования на заработную плату, занятость, мобильность и т. п., стали использоваться и новые показатели, связанные с реализацией идеи образования на протяжении всей жизни. Во-первых, были введены новые индикаторы в международный ежегодный мониторинг развития образования. Так, статистика ОЕСД (Организации экономического развития и сотрудничества) ввела показатель «процент охвата населения 25–64 лет в продолженном обучении» в течение года или одного месяца. Самый высокий охват взрослого населения обучением – в Финляндии, Швейцарии, США, Канаде и Швеции (от более чем половины до трети работающего населения). Европейский Совет в Стокгольме (2004) установил цели относительно европейских систем образования и обучения. Минимальная стратегическая цель может быть достигнута при участии, по крайней мере, 12,5 процентов населения от 25 до 64 лет в различных учебных программах. Из опубликованного Отчета EUROSTAT (2004) следует, что страны ЕС достигли среднего участия в 9 процентов по сравнению с 8,5 процентами в 2002. При этом Швеция – 34,55 процента, Исландия – 24,0, Великобритания – 21,3, Франция – 7,4, Германия – 6,0. Во-вторых, в практику введены показатели охвата обучением взрослого населения различными видами образования за пределами формального (extra formаl education). По последним данным, опубликованным ОЕСД, самые развитые системы неформального образования взрослых (скандинавские страны и Швейцария) могут предложить своим гражданам от 3500 до 3800 часов в различного рода краткосрочных программах муниципального, гражданского, общего и художественного образования. Это равносильно тому, что граждане этих стран получают почти университетский объем часов на протяжении своей жизни, направленный на развитие личности и ее адаптацию к быстро меняющейся социально-экономической обстановке. Средняя величина показателя по развитым странам составляет 1700 часов. Это означает многократное вхождение человека в групповую учебную деятельность, расширение социальных контактов, наращивание социального капитала. К сожалению, в доступной отечественной психолого-педагогической литературе мы не обнаружили индикаторы, позволяющие оценивать эффективность обучения в течение всей жизни человека применительно к нашим системам образования, значимость такого обучения для карьерного роста российских граждан, для создания предпосылок к активной старости, достижения гармонии с самим собой и окружающим миром. Анализ целого ряда работ по образованию взрослых в нашей стране и ближнем зарубежье (Зицер Д. и Н., Ключарев Г.А., Маслова В.В., Мацкевич С.А., Тонконогая Е.П., Щуклина Е.А. и др.) позволил сделать заключение о недостаточной эффективности действующей системы образования по развитию педагогических систем, интегрирующих формальное, неформальное и информальное образование. Низкий уровень эффективности в значительной мере объясняется следующими причинами:  разобщенностью участников процесса образования взрослых в России, что обусловлено громадной территорией страны, разрушением привычных структурных связей в профессиональной сфере;  появлением новых участников (предприниматели, некоммерческие учреждения образования, общественные организации) на рынке образовательных услуг;  неразвитостью и слабой интеграцией сети формального, неформального и информального образования взрослых;  отсутствие образовательных программ, интегрирующих различные формы образования; 10
Стр.2
Педагогические науки, № 5, 2011  преобладанием традиционного (лекционно-семинарского) метода обучения взрослых, низкий темп внедрения методов обучения, активизирующих учебно-познавательный процесс, и низкий уровень владения педагогами такими методами обучения;  неразвитостью или отсутствием специальной андрогогической подготовки преподавателей, с одной стороны, и неготовностью или недостаточной готовностью потребителей образовательных услуг к самостоятельному (информальному) образованию, с другой стороны;  недостатком программ обучения, соответствующих интересам отдельных групп населения: женщин, родителей, детей, инвалидов, иммигрантов, пожилых людей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т. д.;  дефицит научных разработок систем образования взрослых, учитывающих особенности половозрастной структуры обучающихся, различия социально-культурной среды села, малого города, мегаполиса и др. 11
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ