Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вопросы экономических наук

Вопросы экономических наук №6 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц95
ID197563
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Экономическая теория; экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.); финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет, статистика; математические и инструментальные методы экономики; мировая экономика.
Вопросы экономических наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №6 .— 95 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197563 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы экономических наук, № 6, 2011 Экономическая теория Михайлин Г.М., аспирант Нижегородского государственного университета им. <...> Н.И. Лобачевского ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА КАК НАПРАВЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ Период глобализации характеризуется более высокой подверженностью национальных экономик внешним финансовым шокам. <...> Из анализа международных финансовых кризисов следует, что успешные программы по преодолению последствий кризиса включают в себя две основные компоненты: своевременную оценку плохих активов и создание стимулов для банков к быстрому избавлению от них, а также рекапитализация банков. <...> В зависимости от ситуации в стране, дополнительно могут понадобиться меры по расширению государственных гарантий, увеличению количества каналов предоставления ликвидности и поддержке процессов реструктуризации задолженности заемщиков. <...> Конкретные формы реализации базовых принципов санации банковской системы отличаются в разных странах: часть государств национализирует банки, выделяет из национализированных банков плохие активы и создает государственные компании по их управлению. <...> Другие страны практикуют выкуп плохих долгов у частных банков (в отдельных случаях, на условиях обратного выкупа), а затем компенсируют недостаток капитала за счет государственных средств, что позволяет избежать полной национализации банков. <...> Важно то, насколько последовательно используемая политика позволяет реализовать основные принципы: признание плохих долгов и очистку балансов в комплексе с рекапитализацией. <...> Полученные средства банки могут использовать для списания плохих долгов. <...> Для успешной реализации такого подхода перед государством встает две задачи: • объективно оценить ситуацию в экономике – объем плохих долгов и потребности банков в капитале, а также выделить потенциально жизнеспособные банки для участия в программах; • добиться того, чтобы банки <...>
Вопросы_экономических_наук_№6_2011.pdf
Вопросы экономических наук, № 6, 2011 Экономическая теория Михайлин Г.М., аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА КАК НАПРАВЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ Период глобализации характеризуется более высокой подверженностью национальных экономик внешним финансовым шокам. Внутренние финансовые кризисы либо инициируются, либо усугубляются реакцией финансовых рынков в других странах и регионах. Важнейшая причина нарастания рисков на финансовых рынках ― возникновение неподконтрольной единому регулятору глобальной финансовой системы. Благодаря электронным коммуникациям и информационным технологиям она работает в режиме реального времени, перемещая практически мгновенно потоки капитала и информации, что многократно повысило неустойчивость национальных финансовых систем. Из анализа международных финансовых кризисов следует, что успешные программы по преодолению последствий кризиса включают в себя две основные компоненты: своевременную оценку плохих активов и создание стимулов для банков к быстрому избавлению от них, а также рекапитализация банков. В зависимости от ситуации в стране, дополнительно могут понадобиться меры по расширению государственных гарантий, увеличению количества каналов предоставления ликвидности и поддержке процессов реструктуризации задолженности заемщиков. Конкретные формы реализации базовых принципов санации банковской системы отличаются в разных странах: часть государств национализирует банки, выделяет из национализированных банков плохие активы и создает государственные компании по их управлению. Другие страны практикуют выкуп плохих долгов у частных банков (в отдельных случаях, на условиях обратного выкупа), а затем компенсируют недостаток капитала за счет государственных средств, что позволяет избежать полной национализации банков. В ходе текущего мирового финансового кризиса в ряде стран начала использоваться схема с предоставлением государственных гарантий по плохим активам, но ее эффективность по сравнению с другими подходами пока еще не доказана. Опыт показывает, что конкретный набор инструментов, используемых для выхода из кризиса, не столь важен. Важно то, насколько последовательно используемая политика позволяет реализовать основные принципы: признание плохих долгов и очистку балансов в комплексе с рекапитализацией. Существует несколько методов минимизации последствий банковских кризисов. В теории они эквивалентны, но на практике связаны с различными трудностями. Первый метод – это рекапитализация банков за счет государственных средств. Полученные средства банки могут использовать для списания плохих долгов. Для успешной реализации такого подхода перед государством встает две задачи: • объективно оценить ситуацию в экономике – объем плохих долгов и потребности банков в капитале, а также выделить потенциально жизнеспособные банки для участия в программах; • добиться того, чтобы банки действительно проводили работу по очистке балансов. Второй метод – выкуп плохих долгов за счет государственных средств и создание государственной управляющей компании для работы с ними. Основная проблема этого подхода – сложность в определении цен на плохие активы. При этом если цена слишком низкая, то возникает необходимость дополнительной рекапитализации. И, наконец, третий способ – это установление государственных гарантий по банковским активам, в рамках которых потери делятся между государством и банком в определенных пропорциях. Как и при покупке долгов, возникает вопрос оценки плохих активов и стоимости гарантий – т. е., по сути, определение пропорций потерь между государством и банками. 7
Стр.1
Вопросы экономических наук, № 6, 2011 При таком подходе велика вероятность оппортунистического поведения – зная, что государство компенсирует потери, банки могут перестать прилагать должные усилия по работе с активами. Есть и целый набор синтетических мер, например, разделение банков на «плохие» и «хорошие» и последующая рекапитализация только «хороших» банков; выкуп долгов за счет государства на условии обязательного обратного выкупа через несколько лет – в этом случае плохие активы остаются под управлением банка. Кроме восстановления капитала и ликвидации плохих активов с балансов банков, политика по ликвидации последствий кризисов часто включает увеличение государственных гарантий по депозитам – это необходимо в тех случаях, когда возникают панические настроения. Еще один важный момент – реструктуризация задолженности банковских заемщиков, долговое бремя которых оказалось слишком высоким. Основными задачами для государства в банковский кризис являются восстановление доверия к системе, решение проблемы плохих долгов и восстановление кредитования. Разные страны решали эти задачи по-разному, но лучшая практика включает в себя: 1) быструю оценку будущих потерь с использованием стрессовых сценариев развития событий; 2) создание стимулов для банков в короткие сроки очистить балансы от плохих активов и рекапитализироваться с использованием государственных и частных средств. Дополнительно может потребоваться расширение государственных гарантий для предотвращения паники и введение программ по реструктуризации долгов заемщиков. Программы санации банков часто являются весьма дорогостоящими. Затраты оказываются больше в тех случаях, когда на первых этапах возникновения проблем в банковском секторе государство содействует банкам в том, чтобы оттянуть момент реализации проблем и переложить их часть на будущее. Ослабление норм регулирования и пролонгация плохих кредитов в таких случаях ведут к параличу банковской системы и накоплению будущих потерь. Гораздо более эффективной является политика быстрого признания плохих долгов и стимулирование банков к тому, чтобы очистить от них свои балансы Саммит G20 предпринял попытку найти новую парадигму финансового регулирования мировой экономики. Кроме одобрения уже принимаемых мер по вливанию ликвидности в банковский сектор и улучшению риск-менеджмента, участники саммита решили повысить роль МВФ. В настоящее время работа по «купированию» текущих проблем, обусловленных кризисом, превалирует над разработкой и реализацией комплекса мер, призванных вывести из него мировую экономику и перейти к новой модели финансово-экономического развития, основанной на инновациях и накоплении, а не на наращивании долгов и надувании пузырей. ЛИТЕРАТУРА 1. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис – 2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. 2008 № 12. 2. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. 2008 № 12. 3. Иванов Ю. О глобальном международном сопоставлении ВВП по 146 странам мира// Вопросы экономики. 2008 № 5. 4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. 5. Шаститко А. Мировой финансовый кризис – возможность для ремонта институтов? // Вопросы экономики. 2008 № 12. 8
Стр.2
Вопросы экономических наук, № 6, 2011 Михайлин Г.М., аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Современную финансовую систему многие ученые называют «виртуальной экономикой» или «экономикой казино». В качестве основных причин «виртуализации» финансового сектора экономики обычно выделяются глобализация мирового финансового сектора и достигшие высокого уровня развития информационные технологии. Электронные технологии привели к финансовой глобализации. В международной финансовой компьютерной сети с легкостью перебрасываются по всему миру огромные суммы денег. В развитых странах возникло «перепроизводство», разбухание финансовых активов. В Японии финансовые активы достигли 446% ВВП, США – 424, Великобритании – 422, Еврозоне – 356 %. Развитие капитализма всегда сопровождается опережающим накоплением денег (ценных бумаг, долговых расписок и проч.), а также формированием спекулятивных пузырей, создающих впечатление, что эти деньги как-то обеспечены. Когда количество таких денег нарастает слишком быстро и превосходит возможности раздувания пузырей, наступает кризис. Такой кризис присущ постиндустриальной экономике в той же мере, в какой структурный кризис перепроизводства характерен для экономики индустриальной. Здесь нет ничего случайного, это имманентное свойство капитала, постоянно изобретающего способы своего приумножения вопреки реальным экономическим ограничениям. Как правило, проблемы финансового сектора проявляются в виде кризиса. Кризисам обычно предшествует период бурного роста банковского кредитования, обусловленный финансовой либерализацией или появлением финансовых инноваций. Нередко этот период сопровождается развитием спекулятивных пузырей, в первую очередь, на рынке недвижимости и в строительстве. Наконец, чаще всего кризисы происходят в странах с фиксированными валютными курсами, испытывающими в предкризисный период значительный приток капитала. В ходе кризиса спекулятивные пузыри сдуваются, происходит резкая девальвация национальной валюты, падают объемы реального ВВП, снижаются объемы кредитования по сравнению с размером ВВП. За последние 30 лет было зарегистрировано 10 масштабных банковских кризисов, имевших место как в развитых, так и в развивающихся странах. Не каждый банковский кризис перерастает в финансово-экономический, но и те и другие имеют в целом сходную природу. Отличаются они масштабами последствий для реального сектора экономики и сроками выхода из кризиса. При рассмотрении особенностей возникновения и развития кризисов обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве случаев они имели похожие причины и сопровождались сходными макроэкономическими изменениями: • Большинство кризисов происходило через несколько лет после периода финансовой либерализации (т. е. снятия ограничений на процентные ставки и банковские операции) или, как кризис 2007–2008 годов, после периода массовых инноваций в банковском секторе. • Период кредитного бума, следовавшего за финансовой либерализацией, сопровождался появлением пузырей. Обычным кандидатом на возникновение пузыря является рынок недвижимости, соответственно, начинается бум в строительном секторе. Рост кредитования в предкризисный период можно проследить во всех исторических эпизодах. • В большинстве случаев в странах, подвергшихся кризису, до его начала действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют. • В ходе кризиса реальный объем кредитования (в процентах от ВВП) в большинстве случаев снижался – в среднем, на 32%, в течение 3,5 лет. • Причиной снижения кредитования являются как проблемы с ликвидностью, так рост плохих долгов на балансах банков. Последний связан с ухудшением ситуации у за9
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.