Вопросы экономических наук, № 1, 2011
Экономика и управление
народным хозяйством
Ализаде Н.З., аспирант Азербайджанского
университета кооперации
ОБ УПРАВЛЕНИИ РЫНКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ АЗЕРБАЙДЖАНА
В условиях рыночной экономики развитие всех отраслей экономики осуществляется
благодаря направляющей и регулирующей роли государства, что является объективной необходимостью.
Только таким путем национальная экономика сможет за короткое время развиться
в нужном направлении.
Управление рынком потребительских товаров требует, в первую очередь, совершенствования
его структуры и роста объема производства продукции, решение задач которых
достигается с помощью различных средств. Следует отметить, что это управление проводится
со стороны государственных органов и хозяйственных субъектов.
Совершенствование управления рынком потребительских товаров предполагает выполнение
нижеследующих мероприятий:
– снабжение потребительского рынка необходимыми товарами;
– рост доходов населения и его покупательского спроса.
При проведении в жизнь этих мероприятий регулирующая роль государства играет
особую роль, так как обеспечение рынка потребительскими товарами в необходимом
объеме в масштабах всей страны невозможно без всестороннего его участия. Политика
оплаты труда, являющейся основой обеспечения населения денежными доходами, работа
производственных предприятий и торговых организаций, а также взаимосвязь между
производственными и торговыми предприятиями также влияют на развитие потребительского
рынка.
Основной секрет управления и изучения перспектив развития потребительского рынка
состоит в изучении элементов, определяющих его. Одним из организующих элементов является
изучение спроса потребителей и определение на его основе рыночного сегмента.
Другими словами, создается равновесие между ними, определяя структуру и объем предложения
товаров, а также спроса, соответствующего различным типам той или иной группы
потребителей.
В зависимости от объема доходов населения наблюдается изменение объема и структуры
рынка потребительских товаров. Действительно, в течение 2004–2008 гг. можно наблюдать
рост доходов населения и улучшение показателей объема и структуры потребительского
рынка. А это значит, что в деле улучшения объема и структуры, и в целом
в управлении потребительским рынком главным фактором является рост денежных доходов.
Как
видно из таблицы 1, рост удельного веса оборота розничной торговли на душу населения
наблюдается во всех районах (за исключением Кельбаджар-Лачинского района), что
является результатом успешных экономических реформ, проведенных со стороны руководства
республики в целях улучшения уровня жизни населения.
Таким образом, рост и снижение уровня доходов населения, политика оплаты труда государством
являются одним из главных факторов, влияющих на управление и изменение
объема и структуры потребительского рынка.
7
Стр.1
Вопросы экономических наук, № 1, 2011
Таблица 1
Удельный вес оборота розничной торговли на душу населения
в регионах Азербайджана в 2000-2008 г.г. (млн.манат)
2004
Баку
Апшеронский экономический
район
Гянджа-Казахский экономический
район
Шеки-Загатальский экономический
район
Ленкоранский экономичсекий
район
Губа-Хачмазский экономический
район
Аранский экономический
район
Верхне-Карабахский
экономический район
Кельбаджар-Лачинский
экономический район
Нагороно-Шир-ванский
экономический район
Нахичеванский экономический
район
Итого по стране
946,05
338,48
313,67
304,29
306,97
303,13
276,62
252,60
-
274,98
1153,38
2005 2006 2007 2008
1414,71
1810,89
2585,37
419,34 514,17 700,40 987,47
388,20 479,91 635,18 858,79
376,56 463,25 614,87 859,12
373,20 458,39 601,64 805,73
382,29 470,31 617,72 887,71
339,59 422,0 569,64
813,99
318,21 393,9
455,62
307,99 375,09 418,86 569,95
- - - -
341,00 418,92 563,43 831,05
527,6
678,58
1048,25
558,78 688,66 897,2 1270,55
Примечание: таблица составлена автором на основе данных Госкомстата Азербайджанской
Республики (Статистический сборник «Торговля и услуги», 2009 г., Сада, с. 42-43).
Однако нельзя забывать, что в условиях неизменности уровня доходов населения и
структуры его потребления, становится возможным и необходимым определить влияние
многих факторов на показатели потребительского рынка – спроса и предложения. Так, с сокращением
уровня бедности населения начинает преобладать потребление более дорогих
продовольственных товаров (см. график 1):
1,2
0,2
0,4
0,6
0,8
1
0
2000 2006 2008 2010 2015
Годы
График 1. Прогноз потребления продовольственных товаров в Азербайджане за 2000–2015 гг.
Как и в других цивилизованных странах, в Азербайджане совершенствование потребительного
рынка и его управление определяются целенаправленным воздействием на факторы,
влияющих на баланс спроса, предложения, а также на структуру данного рынка.
В перспективе управление структурой и объемом потребительского рынка в Азербайджанской
Республике требует учета нескольких признаков и исполнения их требований.
8
Обеспечение
Стр.2
Вопросы экономических наук, № 1, 2011
С этой точки зрения ниже можно показать самые важные из них (при общей стабильности
доходов населения):
1. Учитывая роль потребительского рынка в процессе воспроизводства, прогнозирование
продовольственного и непродовольственного потребительского рынка и управление им
следует исследовать не только с точки зрения роста отдельных «сегментов» этого рынка, но
и с учетом взаимосвязи этих сегментов. Так как было бы серьезной ошибкой уделять главное
внимание торговле, снабжающей потребительский рынок товарами, забывая при этом
об его органической связи с другими этапами процесса воспроизводства, а также обеспечение
всего населения здоровыми продуктами питания.
С другой стороны, в условиях рыночной экономики допущение такого рода ошибок является
естественным, потому что в современных условиях образование и нарушение равновесия
между спросом и предложением происходит регулярно. Прогнозирование потребительского
рынка должно быть увязано с отраслями, производящими и продающими основные
продукты питания, и их ценообразованием.
2. Прогнозирование потребительского рынка в стране и процессы его управления должны
увязываться с отраслями по производству данных продуктов (их аналогов), а также их
торговлей. Это в перспективе становится причиной влияния в большей степени на структуру
и качество потребительского рынка, чем на его общий объем, т.е. на удельный вес отдельных
сегментов потребительских товаров, на продажу других, аналогичных с ними товаров.
Каждый сегмент, образующий потребительский рынок, имеет потребность в таком посредничестве.
3.
В странах, давно перешедших на рыночную систему, процесс управления потребительским
рынком по своей экономической сущности состоит из попытки образовать баланс
между спросом и предложением, а также в этой связи – осуществлением необходимых мероприятий.
В условиях административно-командной системы этот процесс, проводимый на
основе воли центральных органов, должен все более освобождаться от бюрократических
барьеров, проводить вышеуказанные мероприятия на основе свободной конкуренции и рекламных
методов.
4. Вследствие разнообразия основных элементов, составляющих рынок потребительских
товаров, организованный в соответствии с новой системой, методы воздействия на него
также должны быть различными. Например, в условиях стабильных доходов населения
приходится стимулировать спрос на продовольственные товары посредством рекламы, изменять
объем производства в качестве реакции на изменение их предложения и др., такого
рода различными методами управления воздействовать на них. В то же время следует учитывать
комплекс многих других факторов, которые воздействуют на каждый из этих элементов.
Как
видно из вышесказанного, перспективное управление спросом и предложением,
формирующее потребительский рынок и его основные особенности, будучи сложным процессом,
зависит от правильного воздействия на факторы, определяющие его объем и структуру.
Факторы,
определяющие правильное управление потребительским рынком не ограничиваются
только этими показателями: для управления им необходимо учитывать научнотехнический
прогресс, происходящий в отраслях производства, влияние новопроизведенной
продукции, факторы стимулирования экономических структур и т. д. Это показывает, насколько
сложен процесс управления потребительским рынком.
5. Эффективное управление потребительским рынком невозможно без учета передового
опыта ведущих стран, маркетинговой деятельности и усвоения ее результатов. Как показывает
опыт развитых стран, маркетинг играет важную роль в целевом управлении потребительским
рынком и его целенаправленном развитии. В Азербайджане развитие маркетинга
должно быть разносторонним: он с одной стороны (в соответствии с международной конъюнктурой)
должен охватывать внешнюю, а с другой стороны, внутреннюю торговлю.
По сравнению с разрабатываемыми в бывшем СССР пятилетними, годовыми и квартальными
планами, маркетинг, основываясь на свободе деятельности, отражает рыночную конъюнктуру
более гибко, а спрос и предложение – более широко и всесторонне.
9
Стр.3