В этой книге ЕСТЬ:
• конкретные, максимально подробные и точные инструкции
по анализу и разрешению конфликтов, варианты действий руководителя в ситуации конфликта, в которых показаны плюсы и минусы
каждого варианта для коллектива и для самого руководителя;
• краткий анализ типичных ошибок, совершаемых руководителями в ситуации конфликта, и последствий этих ошибок как для
коллектива, так и для самого руководителя. <...> Эти инструкции предназначены для того, чтобы вы могли практически разрешать групповые конфликты в вашем коллективе. <...> А чем групповые конфликты отличаются от всех других, вы узнаете в первой главе книги. <...> Типичные отношения, сложившиеся
и воспроизводящиеся в обществе, мы можем назвать типом социальности того или иного общества. <...> В различных обществах существуют различные типы социальности, которые проявляются в действиях людей, направленных друг
на друга. <...> Но, несмотря на свою необычность, остроту, он содержит
в себе и реализует все основные черты и особенности, все существенные признаки того типа социальности, в котором живут люди —
участники конфликта. <...> Например,
опоздавший на работу подчиненный может добровольно взять на
себя роль «кающегося грешника». <...> Представим
себе, что начальник в о с принимает своего опоздавшего подчиненного не как «кающегося грешника», а как «злостного нарушителя
трудовой дисциплины» и в разговоре с подчиненным навязывает ему
* Берн Э. <...> Во-первых, если мы знаем «закон ролей», то сможем достаточно
точно предсказать действия руководителя и подчиненного в рассматриваемой нами ситуации. <...> Подчиненный, в свою очередь, будет делать все, чтобы
не отдать удобную для него роль «кающегося грешника» и не сменить
ее на опасную и явно невыгодную роль «злостного нарушителя». <...> Налицо столкновение позиций, каждая из которых
легко «прочитывается». <...> Можно, находясь в социальной роли подчиненного
18
№ 4, 2012 г.
и не изменяя ее, тем не менее изменять свои психологические позиции <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№4_2012.pdf
¹ 4, 2012 ã.
1
управление
управление
¹ 4, 2012
¹4, 2012
Н.Н. Вересов
Как устранить конфликт
в коллективе,
или Формула противостояния
(книга для руководителя)
Стр.1
2
¹ 4, 2012 ã.
Вересов Николай Николаевич, профессор. Работал
в Педагогическом государственном университете в Мурманске.
В 1995 году основал и возглавил первую в России
кафедру психологии управления в Мурманском государственном
техническом университете. Долгое время работал
в университете Оулу (Финляндия), в настоящее время
профессор университета Монаш (Австралия).
Автор ряда книг и исследований в области психологии
управления и культурно-исторической психологии. Научные
труды опубликованы на девяти языках: русском, английском,
финском, норвежском, голландском, испанском,
польском, сербском и арабском.
Стр.2
¹ 4, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 4, 2012 год
3
Н.Н. Вересов
Как устранить конфликт
в коллективе,
или Формула противостояния
(книга для руководителя)
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 371.1:316.48
ББК 74.204+60.56
Â31
¹ 4, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Â31
Н.Н. Вересов. Как устранить конфликт в коллективе,
или Формула противостояния (книга для руководителя).
— Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 128 ñ.
ISBN 9785-88753-137-3
Эта книга для тех руководителей школы, кто хочет
овладеть эффективными средствами предотвращения
и разрешения конфликтов в организации.
Автор не только подробно рассказывает, что такое
конфликты в профессиональной сфере, но и помогает
читателю освоить способы работы с конфликтом, начиная
с его анализа и заканчивая возможными методиками его
устранения. Непосредственно в управленческой работе
директор может использовать уникальные авторские
сценарии работы с конфликтами и инцидентами.
УДК 371.1:316.48
© Вересов Í.Í., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 4, 2012 ã.
5
Содержание
Предисловие к третьему изданию ........................ 7
Ââåäåíèå. Для кого и зачем написана эта книга ....... 9
Что такое конфликты и какими они бывают ........... 21
Учимся анализировать групповой конфликт ........... 29
Как возникает конфликтная ситуация .................. 34
Как происходит поляризация мнений ................... 42
Как происходит распределение ролей .................. 50
Как проявляются лидеры в конфликте .................. 51
Как анализировать конфликтную ситуацию ........... 55
Способы овладения конфликтом:
от анализа к действиям ................................ .... 57
Стратегия работы с предметом и ее варианты ... .. 59
Инструкция ¹ 1 «Как овладеть конфликтом,
пользуясь стратегией работы с предметом» ............ 71
Как нельзя работать с лидерами ..................... ...... 77
Как работать с лидерами одновременно ................. 84
Проверочная инструкция
«Âòÿíóòû ли вы в êîíôëèêò» ................................... 85
Проверочная инструкция
«Êàê безошибочно определить ëèäåðîâ» .............. 86
Стр.5
6
¹ 4, 2012 ã.
Проверочная инструкция
«Êàê организовать беседу с ëèäåðàìè» ................................. 87
Проверочная инструкция
«Êàê составить план беседы с ëèäåðàìè» .............................. 88
Инструкция ¹ 2 «Как устранить конфликт,
работая с лидерами одновременно» ...................................... 96
Инциденты и их последствия: учимся гасить конфликт ...... 99
Первый сценарий развития инцидента
и его последствия ................................................................ 104
Второй сценарий развития
инцидента и его последствия ............................................. 107
Заключение ................................................................. 124
Стр.6
¹ 4, 2012 ã.
7
Предисловие
к третьему изданию
Р
укопись первого варианта этой книги была закончена
в 1994 ãîäó, когда ее автор еще работал в Ðîññèè.
Книга была результатом экспериментальной работы
в области изучения психологических закономерностей
и механизмов преодоления групповых конфликтов.
Первоначально она была предназначена для руководителей
образовательных учреждений. Однако в то время
метод преодоления конфликтов в коллективе стал активно
использоваться и на промышленных предприятиях
в России, а также за ее пределами. Таким образом,
неожиданно даже для меня самого сфера применения
и круг пользователей предлагаемых методик значительно
расширились. Это дало возможность внести в первоначальный
текст книги некоторые изменения: были уточнены
детали, касающиеся взаимосвязи социальных и психологических
ролей, убраны примитивные примеры, изменены
не совсем удачные формулировки. Однако в целом
структура книги не изменилась. Огромное спасибо всем
участникам наших семинаров в Мурманске и других городах
— людям, убедившим меня, что эта книга должна
быть написана.
Первое издание книги вышло в свет в 1998 году. Судя
по многочисленным отзывам, которые я получал и по
Стр.7