Особое практическое значение имеет описание карт,
фиксирующих личностные проявления учеников, карт
формирования их учебного профиля, самостоятельной
проработки учащимися учебного материала. <...> Психологизация образовательного процесса на основе
созданной и апробированной Программы показывает, что
педагог начальной и основной школы становится своео
бразным психодидактом, функция которого состоит не
только в раскрытии содержания программных знаний, но
и в проектировании индивидуальной траектории развития
ученика средствами этих знаний. <...> Учитель
должен обеспечить освоение программы, единой
для всех, но при этом использовать индивидуальные
особенности каждого ученика. <...> До сих пор основной задачей педагога-предметника было воору
жить учеников знаниями, умениями, навыками по предмету. <...> В настоящее время учитель-предметник, хорошо знающий свой
предмет, должен ориентировать его на каждого ученика. <...> Он должен знать общие закономерности
возрастного развития и уметь средствами содержания своего пред
мета развивать личность ученика. <...> Изучение личности ученика в образовательном процессе требует
хорошо подготовленных педагогов, которых до недавнего времени
не было. <...> Развивающее обучение (в рамках различных теоретических под
ходов) ставит в центр личность ученика, выделяя в ее структуре
наиболее важные, устойчивые показатели, которые проявляются
в усвоении знаний. <...> К ним относятся:
• наличие у учителя дидактических материалов, позволяющих вы
являть индивидуальную избирательность ученика к содержанию,
виду и форме учебных заданий;
• активное использование этих материалов на уроке;
• гибкое и вариативное построение урока, что позволяет учителю
анализировать процесс деятельности детей (не сводя ее только
к оценке успеваемости);
• организация на уроке сотрудничества — сотворчества учеников
и учителя при работе над программным материалом;
• использование в ходе урока рефлексии на способы <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№1_2011.pdf
№ 1, 2011 г.
1
Якиманская И.С., Рябоштан Е.П.
Изучение личности ученика
в образовательном процессе
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.2
2
УДК 373.3/.5.015.3
ббК 72.2+88.8
я 45
№ 1, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
я 45
якиманская И.С., рябоштан е.П. Изучение личности
ученика в образовательном процессе. — М.: Сен
тябрь. — 2011. — 176 с.
ISBN 9785887531250
Книга адресована учителю, осуществляющему свою
работу на основе объединения знаний предмета и психо
логии. Авторы предлагают программу изучения личности
ученика в общеобразовательном процессе, содержащую
необходимую школьную документацию, методы педаго
гического наблюдения и методические рекомендации по
организации индивидуальной работы учителя с детьми.
Особое практическое значение имеет описание карт,
фиксирующих личностные проявления учеников, карт
формирования их учебного профиля, самостоятельной
проработки учащимися учебного материала.
УДК 373.3/.5.015.3
© И.С. якиманская, е.П. рябоштан
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2011
Стр.3
№ 1, 2011 г.
Содержание
3
Введение.......................................................... 5
Основные.принципы.построения.программы.
по.изучению.личности.ученика.............................. 7
Разработка.школьной.документации,.отражающей.
личностное.развитие.ученика..............................14
Изучение.личности.ученика.методом.
педагогического.наблюдения..............................26
Методические.рекомендации.по.организации.
индивидуальной.работы.с.детьми........................47
Основные личностные проявления ученика .............. 50
Эмоциональноличностные особенности ученика ..... 56
Особенности усвоения учеником учебного
материала ................................................................ 61
Особенности самостоятельной проработки
учеником учебного материала .................................. 71
Особенности организации учеником
самостоятельной работы на уроке ............................ 74
Проведение.наблюдения.за.личностным.развитием.
ученика.(по.годам.обучения)............................... 80
начальная школа (I–IV) .............................................. 80
Стр.4
4
№ 1, 2011 г.
Основная школа (V–VIII) ........................................................ 100
Заключение................................................................113
Приложения...............................................................115
Список.литературы..................................................... 158
Стр.5
№ 1, 2011 г.
Введение
5
К
нига адресована педагогам общеобразователь
ных школ. Основной акцент в ней сделан на из
ложении Программы изучения личности ученика
(далее — Программа)*. Эта программа обеспечивает
психологическое сопровождение учебного процесса, в
ходе которого школьник раскрывает свои познавательные
возможности, а учитель, опираясь на них, может строить
обучение более эффективно, добиваться высокой моти
вации учения, а следовательно, достигать необходимого
качества образования.
Психологизация образовательного процесса на основе
созданной и апробированной Программы показывает, что
педагог начальной и основной школы становится своео
бразным психодидактом, функция которого состоит не
только в раскрытии содержания программных знаний, но
и в проектировании индивидуальной траектории развития
ученика средствами этих знаний. Эта функция педагога
еще не стала содержанием его профессиональной ком
петенции. Многие педагоги попрежнему считают, что
главное — хорошо знать свой предмет и владеть мето
* Программа получила премию Правительства Москвы в 2009 г.
Стр.6
6
№ 1, 2011 г.
дикой его преподавания.
работа школы в современных условиях требует от учителя владения
технологией изучения каждого ученика. Об этом сейчас много гово
рят и пишут. но ведут эту работу в основном школьные психологи.
Существует много подходов к ее осуществлению. но, как правило,
все они касаются оценки различных проявлений ученика, которые
коррелируются и на этой основе создаются представления о его
индивидуальных особенностях, которые затем используются (учи
тываются) в практике обучения.
Излагаемая в книге Программа основана на методе педагогического
наблюдения, который разработан в трудах П.П. блонского, Л.С. Вы
готского, б.Г. Ананьева, н.А. Менчинской и др. В ней описываются
основные принципы этого метода (в отличие от других), его носите
ли (педагоги); даются подробные методические рекомендации по
работе в рамках этой Программы в условиях школы. Использование
этой Программы предполагает большую подготовительную и си
стематическую работу по ее реализации педагогами и школьными
психологами.
Авторы книги надеются, что ознакомление с этой Программой по
может школе в решении тех сложных задач, которые стоят сейчас
перед системой народного образования в нашей стране.
Стр.7