И эти потребности только растут, так как качественно усложняются
цели образования, увеличивается число детей, испытывающих различные психологические трудности в обучении и развитии, повышается запрос родителей на индивидуализацию образования для их
детей. <...> С другой стороны, потребность в деятельности конкретного
специалиста, который должен был бы обеспечить удовлетворение
этих потребностей — педагога-психолога, снижается. <...> Педагог-психолог, приходя в школу, может
пытаться выстраивать собственную модель: исходя из собственных
представлений о том, зачем такой специалист нужен данному образовательному учреждению. <...> Зачастую это приводит к такой ситуации:
есть педагогический коллектив, работающий на решение образовательных задач ребенка. <...> Пора серьезно, очень серьезно подумать о том, какой же психолог
сегодня нужен образованию, зачем и как должна быть организована
деятельность, с тем чтобы именно в ней удовлетворялись различные
психологические потребности образования. <...> Но школе для ее практических нужд
психологи-исследователи не нужны, и когда они занимают должность
педагога-психолога и начинают подменять практическую работу исследовательской, случается конфуз. <...> Школа может существовать без психолога, решая сложные
психологические проблемы иными способами. <...> Они решают свои психологические проблемы
и задачи иными, специфическими средствами. <...> 10
№ 8, 2010 г.
Деятельность психолога
в образовательном
учреждении:
общие положения
П
рактическая психология образования России развивается в уникальной ситуации. <...> Знакомство с данным
разделом позволит управленцу определить границы деятельности
психолога образовательного учреждения в целом и наметить область
задач и функций своего специалиста. <...> В настоящее время сложились три больших запроса системы образования на деятельность психолога (см. табл. <...> Содержание деятельности педагога-психолога в настоящее время формируется в рамках трех групп психологических <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2010.pdf
№ 8, 2010 г.
1
Битянова М.Р., Беглова Т.В.
Управление деятельностью
психолога в образовательном
учреждении
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.2
2
УДК 373.1.015.3-051
ббК 88.4
б 66
№ 8, 2010 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
б 66
битянова М.р., беглова т.В. Управление деятельностью
психолога в образовательном учреждении — М.: Сентябрь,
2010. — 176 с.
ISBN 9785-88753-123-6
В книге описаны наиболее востребованные в современном
образовании модели деятельности педагогапсихолога
и модели психолого-педагогического сопровождения
развития учащихся в образовательном процессе.
Каждая модель раскрыта с управленческой точки
зрения: какие требования к профессионализму педагогов
предъявляются, какие новые управленческие механизмы
создаются и т.д. Для директоров даются рекомендации
по проектированию работы психологической службы
школы с точки зрения решения конкретных педагогических
задач. В книгу включены рекомендации, примеры из
практического опыта, схемы, таблицы, диаграммы.
УДК 373.1.015.3-051
© битянова М.р., беглова т.В.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2010
Стр.3
№ 8, 2010 г.
Содержание
3
Предисловие .................................................... 5
Деятельность психолога в образовательном
учреждении: общие положения ..........................10
Цели и задачи деятельности .......................................11
Характеристика основных видов деятельности
психолога образовательного учреждения ................... 16
Способы деятельности психолога образовательного
учреждения ................................................................ 37
Модели деятельности психолога в образовательном
учреждении ................................................................ 42
Основные модели деятельности психолога
образовательного учреждения .......................... 50
Психолог-методист .................................................... 53
Психолог-проектировщик ........................................... 65
Преподаватель психологии......................................... 73
Психолог-консультант................................................. 92
Психолог-куратор ...................................................... 113
Психолог в образовательном учреждении:
пространство выбора ...................................... 136
Выбор модели деятельности психолога .....................136
новые образовательные стандарты и деятельность
психолога ..................................................................141
Стр.4
4
№ 8, 2010 г.
Авторская модель: подходы к разработке и внедрению ...........144
Психолог и директор: построение системы деловых
взаимоотношений ...................................................................157
Послесловие .............................................................162
Приложения ..............................................................163
Пример деятельности психолога-методиста ............................163
Пример деятельности психолога-проектировщика ..................170
Протокол взаимодействия специалистов ................................174
Стр.5
№ 8, 2010 г.
Предисловие
5
П
едагог-психолог — молодая профессия. Первые
специалисты появились в образовании нашей
страны в конце восьмидесятых — начале
девяностых годов прошлого века. Экзотичная и не совсем
понятная профессия постепенно стала внедряться в
образование. Вместе с образованием психологи прошли
романтичные 90-е, сложные и неопределенные года
смены эпох, вошли в новое тысячелетие…
Сегодня мы имеем полный диапазон отношений
к психологу всех субъектов образовательного процесса
— педагогов, администрации, детей, их родителей.
Один полюс — понимание того, зачем психолог в школе,
принятие границ его профессиональных возможностей,
наличие нормального профессионального запроса на его
деятельность и взаимодействие с ним. Другой полюс —
разочарование, основанное на непонимании, расширительном
или искаженном толковании профессиональной
роли психолога в образовании, несостоявшейся попытке
переложить на него ответственность за свои задачи.
В одних школах изыскиваются ресурсы, принимаются
непростые управленческие решения, позволяющие пригласить
(или удержать) психолога. В других… В других
Стр.6
6
№ 8, 2010 г.
психологов уже нет. И делается все, чтобы даже дух психологический
из образовательной среды учреждения поскорее выветрился.
В настоящее время в образовании складывается парадоксальная
ситуация: с одной стороны, у образования и тех, кто с ним так или
иначе связан, существует объективная потребность в психологическом
обеспечении, психологическом «насыщении» их деятельности.
И эти потребности только растут, так как качественно усложняются
цели образования, увеличивается число детей, испытывающих различные
психологические трудности в обучении и развитии, повышается
запрос родителей на индивидуализацию образования для их
детей. С другой стороны, потребность в деятельности конкретного
специалиста, который должен был бы обеспечить удовлетворение
этих потребностей — педагога-психолога, снижается. Об этом свидетельствует
полное отсутствие интереса к разработке нормативно-правовой
базы его деятельности, низкая зарплата, отсутствие
карьерных перспектив, даже упоминания о нем как субъекте образовательного
процесса в большинстве современных документов,
регламентирующих жизнь российского образования.
но все же есть школы, которые, несмотря на перечисленные трудности,
видят необходимость присутствия психолога. И тогда перед
администрацией встает еще один очень сложный вопрос, связанный
с управлением деятельностью психолога. Любой специалист системы
образования, кроме психолога, попадая в образовательное учреждение,
очень четко понимает свои профессиональные обязанности,
систему взаимодействия с другими специалистами, границы своих
возможностей, и у других специалистов не возникает излишних запросов
к деятельности данного специалиста. А вот то, зачем психолог
школе и как должна выстраиваться его деятельность, мало кто себе
представляет. традиционных (шаблонных) моделей деятельности
психолога ОУ пока нет. Педагог-психолог, приходя в школу, может
пытаться выстраивать собственную модель: исходя из собственных
представлений о том, зачем такой специалист нужен данному образовательному
учреждению. Зачастую это приводит к такой ситуации:
есть педагогический коллектив, работающий на решение образовательных
задач ребенка. И есть психолог, работающий на решение только
ему известных задач. Осознавая непродуктивность этой ситуации,
управленец зачастую не может предъявить обоснованных требований,
Стр.7