Одна из книжек так и называется —
«Культурология образования». <...> Н.Б. Крылова
Школьный уклад:
повышение качества
жизни школы
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
УДК 373.1
№ 6, 2010 г.
ББК 74.204
К 85
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Как обеспечить качество школьной жизни,
или Школьный уклад: повышение качества жизни школы —
М. <...> В том числе мотивация, выбор, самоопределение в деятельности детско-взрослого
сообщества, структура и нормы соуправления в школе. <...> Получается, что проблема качества трактуется по-разному политиками, представителями управляющих структур в образовании, администрацией школ и педагогами с различными профессиональными
установками. <...> В конечном счете для нас доминантой останется внутреннее
качество, к которому и относится УКЛАД ШКОЛЫ. <...> Это совокупность таких свойств жизнедеятельности школы, которые
обеспечивают наиболее полное решение задач образования
в детско-взрослом сообществе, самореализации детей и педагогов в ситуации их движения к общему и индивидуальному
успеху. <...> Но чтобы достичь этого,
школьному сообществу приходится решать многие задачи обеспечения не столько образования как такового, сколько обустройства
своей жизни в школе, то есть ее уклада. <...> Уклад формируется там, где общими усилиями созидается и культивируется такая соорганизация элементов учебно-воспитательных
процессов, которая задает дух, атмосферу, стиль, содержание
жизнедеятельности детско-взрослого сообщества. <...> В эффективной и открытой школе основное внимание уделяется
важнейшим условиям обеспечения качества ее жизни:
— реализации педагогами норм понимающей, гуманной педагогики — основы поддержки, взаимодействия и сотрудничества;
— признанию детьми происходящего в школе как ценного для них,
а педагогов и других детей как значимых других;
— признанию триединства права выбора — самоопределения — ответственности важнейшим <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№6_2010.pdf
2
№ 6, 2010 г.
Крылова Ната Борисовна — кандидат философских наук,
главный редактор научно-методического журнала «Новые
ценности образования», который с энтузиазмом издает
с 1995 г. В настоящее время вышло уже 32 тематических
номера, в том числе «Миссия классного воспитателя»,
«Продуктивное учение для всех».
Имеет более ста публикаций по теории и культурологии
образования. Одна из книжек так и называется —
«Культурология образования».
Стр.2
№ 6, 2010 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 6, 2010 год
3
Н.Б. Крылова
Школьный уклад:
повышение качества
жизни школы
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СеНтябрь»•
Стр.3
УДК 373.1
ббК 7 .20
К 85
№ 6, 2010 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
К 85
Крылова Н.б. Как обеспечить качество школьной жизни,
или Школьный уклад: повышение качества жизни школы —
М.: Сентябрь, 2010. — 22 с. ISBN 9785-88753-121-2
На основе введения понятия «качество образования»
автор подробно описывает, что представляет собой уклад
жизнедеятельности школы и его различные модели. раскрываются
условия становления и обеспечения качества
жизнедеятельности школы. В том числе мотивация, выбор,
самоопределение в деятельности детско-взрослого
сообщества, структура и нормы соуправления в школе.
Книга снабжена необходимыми методическими рекомендациями
для педагога и директора по обеспечению
качества жизнедеятельности школы.
УДК 373.1
© Крылова Н.б.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2010
Стр.4
№ 6, 2010 г.
Содержание
Введение.
Что такое «качество» в школьном образовании:
от управления воздействиями — к обеспечению качества
школьной жизни ..............................................................8
Уклад жизни школы и система воспитания
и обучения .......................................................16
Опыт создания уклада авторских школ ..........................16
Понимающая педагогика как фактор развития уклада
школы ...........................................................................68
Рекомендации: реализация субъектной позиции
ребенка и учителя в образовании в укладе школы .........83
Влияние культурной практики взаимодействия
детей и взрослых на повышение качества школьной
жизни ............................................................ 87
Содержание и стиль межличностного общения детей
и взрослых: взаимное понимание, принятие
и поддержка ..................................................................87
Культура взаимодействия — условие развития
школьного уклада ........................................................ 101
роль родителей в обеспечении уклада жизни школы ....11
Рекомендации: развитие сотрудничества детей
и взрослых в повышении качества школьной жизни .... 1 5
Условия обеспечения качества жизни школы ......149
Событийность жизнедеятельности в классе и школе:
5
Стр.5
6
№ 6, 2010 г.
образовательные, социальные, культурные практики ...... 1 9
Мотивация, выбор, самоопределение в деятельности
детско-взрослого сообщества ..................................................162
Структура и нормы соуправления в школе ................................. 181
Рекомендации: обеспечение качества жизнедеятельности школы
на основе развития ее уклада .................................................. 202
Тезаурус .................................................................. 212
Рекомендуемая литература ........................................222
Стр.6
№ 6, 2010 г.
7
Школа — это маленькая модель
реального и планируемого облика общества…
Какую школу мы строим, таким и станет будущее общество
Наш образ жизни во многом будет таким,
какой он складывается в сегодняшней школе,
административно управляемой, контролируемой
и вынужденной часто имитировать требуемое
Если мы хотим укрепления открытого общества
и расширения участия каждого человека
в модернизации хозяйственной и политической систем,
следует обеспечить высокое качество школьной жизни,
которое помогает становлению
социокультурных компетенций выпускников
Создание культурного уклада школы —
первый шаг к повышению качества жизни общества…
Стр.7