Педагогический анализ:
что должен знать руководитель
образовательного учреждения
№ 4, 2010 г.
№ 4, 2010 г.
Канаев Б.И. — доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и
социальных наук и Международной академии наук педагогического образования. <...> Автор более 150 работ по вопросам педагогики и информатизации технологии внутришкольного управления,
компьютеризации функций внутришкольного управления,
философии качества образования. <...> Разработал программно-технологический комплекс
«Качество результата педагогического процесса» для
руководителей образовательных учреждений различного
типа. <...> Б.И. Канаев
Педагогический анализ:
что должен знать руководитель
образовательного учреждения
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
УДК 371.11.015.3
№ 4, 2010 г.
ББК 74.04
К19
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Педагогический анализ: что должен знать
руководитель образовательного учреждения— М. <...> Н
аше пособие посвящено памяти крупнейшего отечественного специалиста в области теории внутришкольного управления профессора Конаржевского
Юрия Анатольевича. <...> Оно должно помочь руководителю современного образовательного учреждения осмыслить и перевести в
плоскость профессиональных действий квинтэссенцию
главного постулата Ю.А. Конаржевского: научность и эффективность управления прямо пропорциональна уровню
его аналитического обеспечения. <...> Логичен и вывод:
если есть профессионально выстроенный предмет анализа, значит,
появляются и возможности совершения аналитических действий. <...> * Подобным выделением в книге представлены выдержки из работ Ю.А. Конаржевского,
перечень которых представлен в конце. <...> № 4, 2010 г.
Сформировать статичный, раз и навсегда данный предмет анализа итогов учебного года невозможно. <...> Отражение конкретики результата образования, обязательности
оценки его фактического состояния как закономерности <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№4_2010.pdf
№ 4, 2010 г.
1
Канаев Б.И.
Педагогический анализ:
что должен знать руководитель
образовательного учреждения
Стр.1
2
№ 4, 2010 г.
Канаев Б.И. — доктор педагогических наук, профессор,
действительный член Академии педагогических и
социальных наук и Международной академии наук педагогического
образования.
Автор более 150 работ по вопросам педагогики и информатизации
технологии внутришкольного управления,
компьютеризации функций внутришкольного управления,
философии качества образования.
Разработал программно-технологический комплекс
«Качество результата педагогического процесса» для
руководителей образовательных учреждений различного
типа. В настоящий момент руководит опытно-экспериментальными
площадками МПГУ в городе Тольятти.
Стр.3
№ 4, 2010 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 4, 2010 год
Б.И. Канаев
Педагогический анализ:
что должен знать руководитель
образовательного учреждения
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СенТябРь»•
Стр.4
4
УДК 71.11.015.
ббК 74.04
К19
№ 4, 2010 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
К19
Канаев б.И. Педагогический анализ: что должен знать
руководитель образовательного учреждения— М.: Сентябрь,
2010. — 208 с.
ISBN 9785-8875 -118-2
Автором доступно раскрывается сущность педагогического
анализа в системе внутришкольного управления,
каким образом его можно использовать, каковы его качественные
характеристики; описываются условия профессионального
подхода к педагогическому анализу.
на методическом уровне в книге рассказывается, как
можно оценить в школе качество педагогического анализа,
какие методы и подходы можно использовать, каковы
особенности результатов педанализа. В приложение к
книге включены возможные методики и тесты для проведения
педагогического анализа в образовательном
учреждении.
УДК 71.11.015.
© Канаев б.И.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2010
Стр.5
№ 4, 2010 г.
Содержание
От автора ......................................................... 7
Педагогический анализ как функция управления ...11
Роль и место педагогического анализа в системе
внутришкольного управления ................................... 12
Суть педагогического анализа и его качественные
характеристики ......................................................... 29
Основные условия профессионального подхода
к функции педагогического анализа .......................... 44
Система качества образования и ее элементы ......56
Структурные особенности качества образования
как системы .............................................................. 57
Принципиальные позиции оценивания качества
образования ............................................................. 82
Качество функции педагогического анализа .........92
Предмет анализа ...................................................... 9
Особенности подхода к выстраиванию предмета
анализа .................................................................. 94
Признаки качества содержания предмета
анализа .................................................................. 96
Метод педагогического анализа ..............................106
Общие подходы к пониманию метода ...................107
Признаки качества метода педагогического
анализа ................................................................. 111
Результат педагогического анализа .........................116
5
Стр.6
6
№ 4, 2010 г.
Сущностные особенности понятий результата
педагогического анализа .....................................................117
Признаки качества результата педагогического анализа .....1 0
Инструментарий оценки качества профессиональных
функций .................................................................................1 6
Из практики освоения педагогического анализа .............. 141
Статистика показателей особых участков школьного
производства ........................................................................145
Познавательная грань результата образовательного
процесса ...............................................................................148
Социальная грань результата образовательного процесса .... 161
Психофизическая грань результата образовательного
процесса ............................................................................... 172
Структура оценки деятельности и профессиональнодолжностных
качеств педагога .............................................. 181
Структура оценки деятельности и профессиональнодолжностных
качеств руководителя .......................................182
Заключение ...............................................................184
Приложения ..............................................................188
Приложение 1. Методика оценивания параметров
«включенности» в рамках ПТК «КРОП» ....................................188
Приложение 2. Методики оценивания параметров
психофизического развития в рамках скрининг-программы
ПТК «КРОП» ........................................................................... 191
Приложение . Методика оценивания уровня физической
подготовленности ..................................................................195
Библиография (публикации Ю.А. Конаржевского, материалы
которых использованы в монографии) .......................................204
Стр.7