Письмо редактора
8`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редактора
Глас вопиющего
Б
ыл на заседании Общественной палаты,
посвященном стандартам, заседание
состояло из 6 подготовленных
выступлений и обсуждения. Общее
затраченное время — 2 часа. Как известно,
стандарты, во всяком случае, для начальной
школы апробированы и утверждены.
Пожалуй, было несколько странно,
что не было ни одного выступления в поддержку
тяжкого труда авторов, включая
РАО, что было несколько
необычно,
учитывая, что
собственно они и
принимали активное
участие в этом
многотрудном деле,
которое поглотило
много сил,
времени и, как говорили
в кулуарах,
средств. Во всяком
случае, представитель
Академии
обратил внимание аудитории на существенные
недоработки, которые надо
бы поправить. Данное выступление мне
лично показалось хорошо скрытой просьбой
о выделении дополнительных средств.
Попытка аудитории прояснить, что означает
формулировка «апробация стандартов»,
привела к неожиданному результату: выяснилось,
что в четырнадцать регионов были
посланы Проекты стандартов и собраны
мнения, которые в процессе заседания озвучены
не были. Почтенная аудитория была
несколько шокирована тем фактом, что
разработчики не были знакомы с разницей
между экспертизой и апробацией. На
всякий случай я проверил смысл этого термина,
в связи с чем Яндекс выдал следующее:
АПРОБАЦИЯ (ëàò. approbatio) — ïðî8`10
директор школы www.direktor.ru
верка на практике, в реальных условиях
теоретически построенных методов, расчетов,
схем, моделей экономических процессов
(Яндекс.Словари > Экономический
ñëîâàðü, 2007).
В целом общее впечатление от дискуссии
было следующее: документ, конечно,
есть, но мешать сильно не будет, неудобство
будет заключаться в том, что в программах
развития
теперь придется
наряду со словом
«инновации» не
меньшее количество
раз использовать
понятие «стандарт»,
и любое достижение
школы
трактовать именно
с этих позиций. Однако
изюминка не
в нем, а в тех программах,
которые
будут рекомендованы министерством и
которые, как стало понятным, в сам стандарт
не входят, разрабатываются министерством
и апробации (в любой трактовке
этого термина) не подлежат.
В воздухе был разлит некий пессимизм,
связанный с тем, что данное обсуждение,
а равно и мнения, на нем высказанные,
никому не нужны, а потому услышаны
не будут.
Таким образом, теперь мы будем делать
вид, что стандарты нового поколения у
нас есть.
Константин Ушаков
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
В.А. Чижков
И.Н. Щербо
Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
в этом номере
Письмо редактора
Глас вопиющего
Образовательная политика
«Наша новая школа»: компетентность, прозрачность,
эффективность. Беседа с заместителем директора
Департамента государственной политики в
образовании Министерства образования и науки РФ
Е.Л. Низиенко
Сайбединов А.
Размышления учителя о заблуждениях, видении
проблем и обретении смыслов
Искусство управления
Вересов Н.
Типичные управленческие ошибки и способы их
устранения
Ушаков К.
Ротация, или Фантазии на кадровую тему
Кожемяко В.
Брендинг и ребрендинг: что это такое и зачем это
нужно
Вашарина Ю.
Аттестация: что было, что будет?
Вольвач Л.
Становление школы индивидуальности
Косарецкий С.
Осторожный оптимизм и большое поле для работы
«Мы наш, мы новый мир построим…»
(по материалам работ участников Всероссийского
конкурса «Äèðåêòîð школы — 2010»)
Чижков В.
«Он улетел и не обещал вернуться…»
16
23
30
36
42
49
55
60
1
8/2010 (151)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
5
11
Стр.3
Организация учебного процесса
Макаров Ю.
Как учителю обойтись без объяснения нового
Карпенко И.
Рекомендации по проектированию и поддержке школьных
сайтов
Образование 2.0: выдержки из будущего
2015 год. Из дневника директора школы
Воспитание и дополнительное образование
Куприянов Б.
Какие дополнительные занятия предпочитают школьники?
Суслова Т.
Интеллектуальный клуб — медиатека
Год учителя с компанией «Таркетт»
Экономика и право
Вопрос — ответ
Уроки здоровья
Охрана зрения детей — забота российских школ
Игры разума: психическое здоровье школьника. Беседа
с профессором НИИ гигиены детей и подростков
В.В. Чубаровским
92
95
100
79
86
89
68
64
75
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
8`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
Стр.4
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
На снимке Демерчан Алла Михайловна, директор МОУ «Начальная
школа — детский сад ¹ 42» города Сургута ХантыМансийского
автономного округа. Алла Михайловна является
Почетным работником образования Российской Федерации.
В 2007 году отмечена премией главы города Сургута
в сфере образования за разработку проекта образовательного
учреждения — победителя конкурса на получение гранта главы города Сургута.
Основной целью образовательного учреждения является осуществление образовательного
процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического
и психического развития воспитанников и обучающихся.
В 2008 году школе присвоен статус опорного образовательного учреждения, накопившего
результативный инновационный опыт по теме «Школа как социокультурный центр
микрорайона». В 2009 году школе присвоен статус инновационной площадки по теме
«Предшкольное образование детей в деятельности образовательного учреждения
“Начальная школа — детский сад”».
В 2006 году отмечены грантом главы города Сургута в сфере образования, в 2007 году
отмечены двумя грантами главы города Сургута. В 2008 году отмечены грантом главы
города Сургута и грантом губернатора ХМАО-Югра.
04 d.
8`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Образовательная политика
Образовательная политика
На портале общественного совета при Министерстве образования
и науки РФ состоялась интернет-конференция на тему «Старт реализации
национальной образовательной инициативы “Наша новая
школа” в 2010 году». На вопросы, интересующие педагогическую
общественность, ответила заместитель директора Департамента
государственной политики в образовании министерства Елена
Леонидовна Низиенко.
«Наша новая школа»:
компетентность, прозрачность,
эффективность
— Реализация национальной образовательной
инициативы, с одной стороны,
предполагает значительную
методическую поддержку учителя, с
другой стороны, ни в данном проекте,
ни в других государственных документах
не рассматривается вопрос о развитии
методической службы. Каковы
перспективы развития муниципальной
методической службы?
8`10 директор школы www.direktor.ru
— Я бы ответила на этот вопрос более
широко, потому что вопрос только
о муниципальной методической службе
значительно сужает проблему и те
действия, которые мы предпринимаем
в этом направлении. В рамках национальной
образовательной инициативы
«Наша новая школа» есть направление,
которое называется «Совершенствование
учительского корпуса». И здесь
d. 05
Стр.6
Образовательная политика
подразумевается как совершенствование
процедур аттестации учителей, так и совершенствование
собственно всей системы
повышения квалификации учителей.
С моей точки зрения, муниципальная методическая
служба — это часть большой
системы повышения квалификации учителей.
И раз уж вопрос ставится о муниципальной
методической службе, то я не могу
не сказать, что в принципе это является
компетенцией муниципалитета. Хотя в
ситуации, когда очень большую массу учителей
сейчас предстоит переподготовить
и обеспечить им повышение квалификации,
в том числе и в связи с введением новых
стандартов, то здесь роль муниципальной
методической службы значительна.
«Средства на повышение квалификации
будут даваться либо учителю,
либо школе, и они будут выбирать,
где они качественно повысят
квалификацию, где это будет наиболее
эффективно».
То есть муниципальная методическая
служба может не только традиционно концентрировать
и обобщать какой-то педагогический
опыт, проводить учебу, но и помогать
учителям определяться с местом
повышения квалификации. Такая возможность
предполагается, поскольку повышение
квалификации планируется персонифицировать.
Средства на повышение квалификации
будут даваться либо учителю,
либо школе, и они будут выбирать, где они
качественно повысят квалификацию, где
это будет наиболее эффективно. И вот
здесь как раз очень важна роль муниципальной
методической службы.
Второй момент, в котором, конечно, муниципальная
методическая служба должна
тоже о себе заявить и может быть полезной,
— это аттестация учителей. Сей06
d.
час аттестация учителей в соответствии
с действующим порядком проводится на
трех уровнях — региональном, муниципальном
и øêîëüíîì. С 1 января 2011 года
это будет только региональный уровень.
И вот здесь проведение экспертизы
деятельности учителя как раз может быть
возложено на муниципальную методическую
службу.
В связи с этим необходимо, чтобы на региональном
уровне, когда будет разрабатываться
система повышения квалификации,
роль муниципальной методической
службы прописывалась. Но вообще решение
о том, быть ли муниципальной методической
службе, какой ей быть, принимается
на уровне муниципалитета. Минобрнауки
давало методические рекомендации
по организации муниципальной методической
службы и готово оказывать всяческую
поддержку в будущем.
— Известно, что преподавание некоторых
предметов в школе будет осуществляться
за счет родителей. Действительно
ли планируется переход на такую
систему оплаты преподавания и как
это будет происходить?
— Речь как раз идет о новом законе, о казенных,
бюджетных и автономных учреждениях,
который почему-то поняли именно
так: образование станет платным. На самом
деле этот закон никакого отношения
к объему бесплатных образовательных услуг
и государственных гарантий бесплатности
образования не имеет. Все гарантии,
которые есть сейчас у государства и прописаны
в 43-й статье Конституции, в законе
«Об образовании», о том, что гражданам
гарантируется бесплатное общее среднее
образование, сохраняются. Более того, эти
гарантии сохраняются в рамках тех часов,
которые сейчас определены базисным
учебным планом. И в новом стандарте это
количество часов тоже сохраняется как го8`10
директор школы www.direktor.ru
Стр.7