Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Директор школы

Директор школы №6 2010 (100,00 руб.)

0   0
Страниц113
ID197238
АннотацияЖурнал для преподавателей и руководителей школ
Директор школы .— Москва : Издательская фирма "Сентябрь" .— 2010 .— №6 .— 113 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197238 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И, как кажется, 6`10 директор школы www.direktor.ru нет другого выхода, как использовать внутренние ресурсы организации. <...> Издается с 1993 года директор школы Главный редактор <...> 7103001 Email: septem@direktor.ru http://www.direktor.ru © «Директор школы» © «ИФ «Сентябрь» в э т о м н о м е р е Письмо редактора Свобода в обмен на подотчетность 1 Образовательная политика Закончен прием заявок на Всероссийский конкурс «Директор школы – 2010» «Путей для отступления у нас нет…» <...> Беседа с министром образования Калининградской области Н.С. Шерри Вахштайн В., Куракин Д. <...> Качество образования на социологической кухне Конкурс Конкурс детских экологических проектов 5 10 17 23 Искусство управления Ясвин В. <...> Педагогический блеф и другие психологические барьеры профессиональной эффективности учителей Молоканов М. <...> Отказ учителя от классного руководства не повод для конфликта, а почва для новаций Загвоздкин В. <...> «Взрыв застарелого бетона» 58 64 Воспитание и дополнительное образование Потопахин В. <...> Связка общего и дополнительного образования Пильдес М. <...> Ориентация на успех, или Годовой круг праздников и традиций Резапкина Г. Время выбирать профессию 69 75 78 Школа и родители Максименко П. <...> 83 Персона грата «Основной признак сильного управления — это принятие решений». <...> Ответственность за жестокое обращение с детьми 92 Уроки здоровья Гладышева О. <...> Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов 98 Библиотека руководителя школы LIB.DIREKTOR.RU Код доступа — 1539 6`10 директор школы www.direktor.ru <...> 1-ю обложку) Цыбина Любовь Николаевна, член муниципального совета Белгородского района, награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», директор муниципального общеобразовательного учреждения «Беловская средняя школа». <...> «Беловская средняя школа» — небольшая школа, в ней обучается 224 ученика. <...> С 2009 года в школе начался эксперимент по теме «Методика повышения мотивации учителей-предметников МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа Белгородского <...>
Директор_школы_№6_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Директор_школы_№6_2010.pdf
Письмо редак тора 6`10 директор школы www.direktor.ru d. 1
Стр.1
Письмо редак тора Свобода в обмен на подотчетность В докризисных условиях школы достаточно охотно обменивали свою самостоятельность на предлагаемые сверху ресурсы. И пока в рамках различных федеральных и региональных программ эти ресурсы выделялись, постепенно строилась весьма иерархичная модель управления школьными организациями. Для условий стабильности и, как тогда казалось, предсказуемости будущего эта ситуация могла считаться естественной. Правда, у централизованных моделей управления есть существенный минус, который становится очень заметен в условиях менее стабильных, когда будущее слабо предсказуемо. Этот минус заключается в слабом использовании человеческих ресурсов. Ведь психологическая основа высокой централизации — недостаток доверия к нижестоящим. Кому нужна ваша инициатива, ваши поиски собственного пути, ваши возможные ошибки, если ситуация и так представляется благополучной? Однако последние два года ситуацию изменили. Внешние по отношению к школе ресурсы стали скромнее. И, как кажется, нет другого выхода, как использовать внутренние ресурсы организации. Эти внутренние ресурсы своим источником имеют профессиональное и человеческое достоинство, желание получать удовольствие от хорошо сделанной работы. Но проблема заключается в том, что их можно использовать с большим КПД только в условиях более высокой автономии школьных коллективов (читай, более высокого доверия). Это совсем не значит потерю управляемости. Вообще, эффективно управлять централизованной системой в условиях столь высокой неоднородности ситуации все равно невозможно по определению. Мне кажется, что в нынешних обстоятельствах эффективно будет работать формула, которую я вынес в заголовок. Константин Ушаков 6`10 директор школы www.direktor.ru d. 01
Стр.2
d. директор школы Главный редактор К.М. Ушаков Зам. главного редактора В.Я. Гринберг Шеф-редактор Е.Е. Терешатова Ответственный секретарь М.Г. Драмбян Технический редактор Е.С. Воронова Компьютерный набор И.А. Галеева Редакция Е.А. Александрова Е.А. Кучеренко Л.Н. Панина Е.М. Ушакова Эксперты-консультанты Н.Н. Жук И.А. Рожков Л.В. Судоргина Л.А. Трубина В.А. Чижков И.Н. Щербо Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин Корректоры Д.П. Рысаков, Г.В. Яковлева Издательская фирма «СЕНТЯБРЬ»: Распространение и подписка Т.А. Доронина Главный бухгалтер О.А. Архиповская Адрес для писем: 115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99 Тел.: (495) 710-30-01 Email: septem@direktor.ru http://www.direktor.ru © «Директор школы» © «ИФ «Сентябрь» в этом номере Письмо редактора Свобода в обмен на подотчетность Образовательная политика Закончен прием заявок на Всероссийский конкурс «Äèðåêòîð школы – 2010» «Путей для отступления у нас нет…» Беседа с министром образования Калининградской области Н.С. Шерри Вахштайн В., Куракин Д. Качество образования на социологической кухне Конкурс Конкурс детских экологических проектов Искусство управления Ясвин В. Педагогический блеф и другие психологические барьеры профессиональной эффективности учителей Молоканов М. Беседы об управлении. Беседа десятая Фишбейн Д. Менеджмент 2.0: пора меняться Афонин С. «Кнут» и «пряник» повышения квалификации Цой Ë. Отказ учителя от классного руководства не повод для конфликта, а почва для новаций Загвоздкин В. Традиционные и современные формы оценки учителя и их эффективность 23 5 10 17 1 6/2010 (149) Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года 27 34 40 44 47 52
Стр.3
Организация учебного процесса Кушнир М. Буриданов журнал Марчич О. «Взрыв застарелого бетона» Воспитание и дополнительное образование Потопахин В. Связка общего и дополнительного образования Пильдес М. Ориентация на успех, или Годовой круг праздников и традиций Резапкина Г. Время выбирать профессию Школа и родители Максименко П. Что любит администратор, а что родитель? Персона грата «Основной признак сильного управления — это принятие решений». Беседа с президентом компании Microsoft — Россия Í.Í. Прянишниковым Экономика и право Сизов Д. Ответственность за жестокое обращение с детьми Уроки здоровья Гладышева О. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов 92 86 69 75 78 64 58 83 98 Библиотека руководителя школы LIB.DIREKTOR.RU Код доступа — 1539 6`10 директор школы www.direktor.ru d. 03
Стр.4
Вы на обложке, просто потому что вы — директор На фото (см. 1-ю обложку) Цыбина Любовь Николаевна, член муниципального совета Белгородского района, награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», директор муниципального общеобразовательного учреждения «Беловская средняя школа». «Беловская средняя школа» — небольшая школа, в ней обучается 224 ученика. Находится всего в пяти километрах от города Белгорода — города первого салюта, носящего почетное звание «Города воинской славы». Школа была построена в 1977 ãîäó. В 1983 году, в год 40-летия Курской битвы, в школе был открыт зал боевой славы 73 Гвардейской дивизии, освобождавшей село от немецко-фашистских захватчиков. Открытию зала предшествовала активная поисковая работа по сбору материала о боевом пути дивизии, о послевоенных встречах ветеранов. Всей этой работой руководила учитель истории, завуч школы Нина Викторовна Смирнова. Сегодня она преподает географию и историю, но по-прежнему организует работу кружка «Поиск». В «Поиске» сменилось не одно поколение кружковцев, любовь к истории родного края стала важнейшей чертой наших учеников. В 1988 году Советский комитет ветеранов войны наградил школу дипломом за активную патриотическую работу. Учащиеся — активные члены кружка «Поиск» были приглашены в Москву для участия во Всесоюзном слете активистов военно-патриотической работы. С 2009 года школа носит имя Героя Советского Союза Сергея Михайловича Остащенко, ныне живущего в г. Харькове. В 2008 году введен социально-экономический профиль. С 2009 года в школе начался эксперимент по теме «Методика повышения мотивации учителей-предметников МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» в рамках новой системы оплаты труда» под руководством доцента, преподавателя БелГУ, кандидата педагогических наук Холода Владимира Леонидовича. Работает сеть кружков от районной спортивной школы, Белгородского областного центра детского юношеского туризма и экскурсий. Каждый год учащиеся школы участвуют в районных и областных олимпиадах, конкурсах различного уровня, нередко становятся призерами и победителями. Школьный хореографический ансамбль русского танца «Ладушки», которым руководит заслуженный работник культуры А.П. Новиков, неоднократно становился победителем районных и областных конкурсов русского танца. В январе 2010 года учащиеся стали лауреатами областного конкурса «Белгородский карагод – 2009». В школе сложился стабильный педагогический коллектив, состоящий наполовину из выпускников школы — это одна из наших традиций. 04 d. 6`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Образовательная п олитик а Образовательная политика По итогам начального этапа первого тура заявки на участие в конкурсе «Директор школы – 2010» подали около восьмисот человек почти из всех регионов России. Экспертиза материалов уже началась, и 1 октября будут объявлены имена участников второго этапа. Председатель жюри конкурса Константин Михайлович Ушаков, профессор кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании АПКиППРО, главный редактор журнала «Директор школы», доктор педагогических наук, поделился первыми впечатлениями от конкурсных работ, а также высказал свое мнение по управленческим вопросам и проблемам в работе директора школы. Закончен прием заявок на Всероссийский конкурс «Äèðåêòîð школы – 2010» — Закончился прием заявок на конкурс, какие предварительные итоги можно подвести? Какие достижения описывают в своих работах директора? 6`10 директор школы www.direktor.ru — Нам очень приятно, что участие в конкурсе привлекло такое количество руководителей образовательных учреждений из разных городов и сел, решивших поделиться опытом преодоd. 05
Стр.6
Образовательная п олитик а ления различных проблем в сфере общего образования. Среди участников есть директора из небольших сельских школ, частных лицеев и гимназий, крупных региональных образовательных центров, коррекционных школ-интернатов, вечерних школ, школ надомного обучения и т.д. Конкурсные материалы отражают целый спектр вопросов и задач, стоящих сегодня перед руководителями образовательных учреждений. Это и модернизация учебного процесса, и перестройка школьных зданий, и кадровые решения, и вопросы повышения квалификации учителей, и сетевое взаимодействие школ. Кроме того, многие директора сельских школ рассказывают об опыте возрождения социокультурных центров на базе школ, укрепляющих положение самих сел. Есть работы, в которых подняты вопросы нравственного и военно-патриотического воспитания детей, не обошли стороной и тему духовного воспитания школьников. Многие работы достойны того, чтобы их прочитало как можно больше людей. И хотя победителем может быть только один, мы обязательно предложим авторам самых интересных управленческих решений поделиться опытом со своими коллегами на страницах наших журналов. — В чем, по-Вашему, основная сложность для директора школы в управлении педколлективом? — Есть два типа поведения первого лица в школе. Один тип — это ориентация на вышестоящий уровень. Здесь сложность заключается в том, что школа и вышестоящий орган имеют, как правило, разные организационные культуры. И между двумя этими типами организаций часто существует непонимание и то, что можно назвать «культурным барьером». Всегда возникают коммуникативные трудности. Эти две организации не могут между собой догово06 d. риться, но не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой, а потому что они разные. Органы управления — это, как правило, ролевая культура с четкими обязанностями каждого. И эта культура ожидает, что подчиненная организация будет работать по тем же принципам. Школа очень редко бывает ролевой культурой, там невозможно проследить все обязанности и все виды взаимодействия, школа менее иерархична и, следовательно, менее упорядочена. Основная трудность директора, который ориентирован на внешние органы, состоит в том, чтобы найти общий язык с организацией, которая живет по другим принципам управления. Второй тип руководителя — директор, который больше обращен внутрь своей школы, ориентирован на работу с коллективом. Для него основная трудность — дезинтеграция. В учительской среде для этой профессии очень важен уровень автономности. По Генри Минцбергу, школы, университеты, больницы относятся к организациям, которые называются «профессиональная бюрократия». Это не ругательство, это термин. Для профессиональной бюрократии характерен именно высокий уровень автономии и нежелание, особенно членов этой организации, взаимодействовать между собой. Есть такое понятие «давление классной комнаты», когда учитель в течение дня принимает около двухсот значимых решений или принимает участие в двухстах различных ситуациях. Представьте, сколько важных для ребенка решений этот человек принимает за год. Это непрерывное давление на психику педагога, и заставить этого человека после уроков взаимодействовать с другими взрослыми чрезвычайно трудно. С другой стороны, все согласны, что надо развивать надпредметные навыки, ключевые компетенции, которые не создаются в рамках одного предмета и возникают именно в результате совместной деятельности взрос6`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7