В основе первой
лежат коллективные учебные занятия, а в основе второй —
индивидуальные учебные занятия. <...> Не случайно во многих странах предпринимались попытки разрешить противоречие между индивидуальными
особенностями учащихся и фронтальной организацией обучения — одновременным продвижением учеников класса
от темы к теме, от класса к классу. <...> В малочисленной
школе педагог, одновременно переходя со всеми учащимися класса
от одной темы к другой, объективно ограничен использованием лишь
индивидуализированных учебных материалов и оказанием индивидуальной педагогической помощи. <...> Однако
наполняемость классов в малочисленных школах делает невозможным
применение даже этих форм учебной работы. <...> )
В качестве перспективных вариантов преобразования общеобразовательной школы (и прежде всего малочисленной) в книге представлены
№ 3, 2013 г.
7
две новые институциональные системы обучения: система коллективного
обучения по индивидуальным образовательным программам и система
обучения на основе индивидуальных учебных занятий. <...> В основу первой системы обучения положены коллективные учебные занятия. <...> В книге система коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам раскрывается применительно к разновозрастным
учебным группам. <...> Здесь
разновозрастной состав школьников рассматривается не как самоцель,
а как дополнительное средство их развития. <...> )
8
№ 3, 2013 г.
В основе второй системы обучения лежат индивидуальные учебные занятия. <...> Систему обучения на основе индивидуальных учебных занятий
можно рассматривать в качестве переходного варианта от классноурочной системы к системе коллективного обучения по индивидуальным
образовательным программам. <...> Кроме того, на портале www.youtube.com можно посмотреть видеоматериалы учебных занятий со школьниками (поисковое слово — «коллективные
учебные занятия»). <...> Однако в школе с классно-урочной системой обучения формирование и реализация индивидуальных <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№3_2013.pdf
педагогика
№ 3, 2013
В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко,
О.В. Запятая, Г.В. Клепец
Обучение на основе индивидуальных
маршрутов и программ
в общеобразовательной школе
Стр.1
¹ 3, 2013 ã.
1
педагогика
¹ 3, 2013
B.Á. Лебединцев, Í.Ì. Ãîðëåíêî,
Î.Â. Çàïÿòàÿ, Ã.Â. Клепец
Обучение на основе
индивидуальных маршрутов
и программ
в общеобразовательной школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.2
2
УДК 371.214
ББК 74.202
Î-26
¹ 3, 2013 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Î-26
Â.Á. Лебединцев, Í.Ì. Ãîðëåíêî, Î.Â. Çàïÿòàÿ,
Г.В. Клепец. Обучение на основе индивидуальных
маршрутов и программ в общеобразовательной
øêîëå. — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2013. — 240 ñ.
ISBN 978-5-88753-144-3
Достижение личностных и метапредметных результатов
общего образования, предусмотренных федеральным
государственным образовательным стандартом, связано
с существенными изменениями в организации учебного процесса:
как обеспечить освоение планируемых результатов
каждым учеником, как достичь высокой степени индивидуализации
обучения в ситуации совместного пребывания обучающихся?
Авторы представляют две институциональные
системы, отличные от классно-урочной. В основе первой
лежат коллективные учебные занятия, а в основе второй —
индивидуальные учебные занятия. Отдельное внимание
в книге уделено специфике рабочих программ курсов и программ
формирования универсальных учебных действий.
Книга адресована учителям и руководителям общеобразовательных
школ, ученым, преподавателям и студентам
педагогических вузов и колледжей.
УДК 371.214
© Лебединцев Â.Á., Горленко Í.Ì.,
Запятая Î.Â., Клепец Ã.Â., 2013
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2013
Ìîñêâà, 2013
Стр.3
¹ 3, 2013 ã.
3
Содержание
Введение ........................................................................ 5
Теоретико-дидактические предпосылки появления
новых систем обучения в общеобразовательных школах ........ 9
Уровни структурной организации обучения ........................... 11
Уровень учебного коллектива ................................................ 12
Институциональная система как особый уровень структурной
организации обучения .......................................................... 17
Принципиальные особенности системы
коллективного обучения ........................................................ 20
Система коллективного обучения по индивидуальным
образовательным программам ........................................ 30
Составление индивидуальных образовательных программ
учащихся .............................................................................. 30
Проектирование учебных занятий ......................................... 49
Организация учебных занятий .............................................. 91
Управление учебно-воспитательным процессом ................. 170
Система обучения на основе индивидуальных
учебных занятий .......................................................... 183
Общешкольное расписание учебных занятий ...................... 185
Планирование индивидуальных учебных занятий ................ 188
Особенности программ учебных предметов ........................ 191
Документы, заменяющие классный журнал ......................... 193
Стр.4