Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Сибирские огни

Сибирские огни №10 2004 (50,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID195651
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2004 .— №10 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195651 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Неожиданно дверь распахнулась и, впуская городской шум и морозный воздух, в подвал спустилась Томочка. <...> Старик рассказал о том, как прошла запись; Томочка и юноша весело смеялись; незаметно бутылка опустела. <...> — Здравствуй, птенчик! — по обыкновению обрадовался старик, поворачиваясь так, чтобы эмблема была видна и, как бы невзначай бросив взгляд на часы, отхлебнул из кружки. <...> — Птенчик, бери, там все горячее: котлетки, картошка, а хочешь, кашки возьми… — Ой, я так устала, — пожаловалась Томочка. <...> — Здравствуйте, Варенька! — взмахнув над головой шляпой, из-за спины юноши закричал старик. <...> — Варенька, боже мой, позвольте ручку поцеловать, — старик припал к протянутой руке и, поцеловав ее, расплылся в блаженной улыбке. <...> После того как заявление было написано, а документы самым тщательнейшим образом изучены и проверены, Варвара вздохнула. <...> — Нищета, — насмешливо проговорила Варвара и вынула из пачки пару листов великолепной бумаги. <...> Варвара Семеновна была человеком нервным и впечатлительным, но весьма и весьма осторожным. <...> — Что случилось, Варенька? — старик наклонился к ней и тоже заговорил шепотом. <...> Словно подтверждая это его предположение, Варвара Семеновна проговорила: — Ты мне скажешь, чего хочешь, и я буду работать в этом направлении. <...> — Варвара Семеновна, — испугался юноша, — я хочу, чтоб вы были живы, здоровы и чтоб все у вас было хорошо. <...> Борис КЛИМЫЧЕВ ПРОЩАЛЬ (К истории г. Томска и его окрестностей) Приключенческий роман <...> ДУХИ В ГОРОДЕ Художник Гуркин из своих экспедиций на родной Алтай всегда привозил новые картины. <...> Полотна уроженца Горного Алтая пользовались всегда огромным успехом у знатоков, и не только у томичей. <...> Но Григорий Гуркин доказал, что инородцы могут быть талантливы не менее, чем русские. <...> Здесь Гуркин чувствовал себя как дома: холмистая таежная местность, много рек и озер. <...> Каждую свою выставку Гуркин устраивал с выдумкой, оригинально. <...> Выставка живописи Григория Гуркина при участии сорока <...>
Сибирские_огни_№10_2004.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№10_2004.pdf
Олег СОЛДАТОВ АНСАМБЛЬ Повесть Занавеска раздвинулась, и на сцену вывалился седой взъерошенный старик в коротком клетчатом пиджачке, кремовых брюках и розовом платочке, франтовато повязанном на шею. Был он довольно высок ростом, осанист и смугл. Улыбаясь и пританцовывая, старик достиг середины сцены, вынул из брючного кармана початую бутыль, смачно отхлебнул, крякнул от удовольствия и, широко раскинув руки, запел на цыганский манер: Как много женщин и вина, Веселье, смех кругом… За кулисами грянули гитары, ударили бубны и, вслед за стариком, на сцену вывалился целый цыганский табор: кудрявый цыган с гитарой и четыре хорошенькие цыганочки в цветастых нарядах. Они запели и закружились вокруг старика, а в глубине сцены, незаметно появившись из-за кулис, примостился лукавый толстячок с бакенбардами. Девицы пели, танцевали и казались вполне дружелюбными, пока все разом не влюбились вдруг в кремового старика. Не выдержав такого удара, старик, выпив яду, театрально умер на сцене и спектакль закончился. Актеры покинули сцену и собрались у большого стола в глубине зала. — Спасибо, ласточки. Молодцы все, — похвалил старик, отряхивая колени. — Вам понравилось? — спросил он у единственного в зале зрителя. — Да, — ответил голубоглазый юноша, смущаясь оттого, что попал в центр внимания. Во время спектакля он скромно сидел в дальнем углу сырого полуподвала, в котором размещался театр. Театр! Есть что-то возвышенное и прекрасное в этом слове, слышится в нем горячий шепот влюбленных, вкрадчивый голос соблазна, шум сражения и гром небесный. Увы, складское помещение наименьшим образом подходило для создания таинственной атмосферы театрального волшебства. Подвал был дряхлым и обшарпанным — длинные, покрытые сатиновыми чехлами деревянные скамьи, громоздкая обшарпанная тумба посреди сцены, задником для которой служил большой отрез мешковины, прибитый торчащими наружу гвоздями к широкой доске, закрепленной под потолком; в углу скучало расстроенное, видавшее виды, пианино. Ветхие стены, завешанные портретами знаменитых писателей, хранили печать неблагоустроенности. …Театр начинается с вешалки! Если так, то в подвале он заканчивался там же, возле двух рядов неглубоко вбитых гвоздей, тянущихся от входа до небольшого закутка, где стояло ведро, предназначенное… впрочем, водопровода тоже не было. — А что вы так далеко сели? — приветливо улыбаясь, спросил старик. — Идите сюда, к нам. Чайку попейте. Поговорим. — Спасибо, — обрадовался юноша. — Вы про нас как узнали? — поинтересовался старик. — Или пригласил кто? — Нет. Я случайно зашел, — честно признался юноша, застенчиво поглядывая на разгоряченных актрис. — А, ну-ну, — одобрил старик, посмотрев на него внимательно, так, что юноше сделалось неловко, и он отвел глаза. И действительно, он зашел случайно. В сквере, возле моста, неподалеку от летнего кафе, его привлекла странная надпись. На проржавевшем металлическом щите, рядом с шашлычным и пивным меню, кривыми буквами было выведено слово «Театр». Ничего похожего на театр поблизости не оказалось, однако, пройдя чуть далее, юноша увидел такую же надпись на шатком заборе — косо намалеванная стрелка указывала на низкую ржавую дверь ведущую в подвал жилого дома. Рядом была пришпилена бумажная афиша, а под крохотным бетонным козырьком тускло мерцала электрическая лампочка. Обойдя огромную лужу, которая каким-то чудом не высохла, несмотря на несносную жару, юноша потянул тяжелую дверь и вошел внутрь.
Стр.1
Ему сразу не понравился старик. В его облике было что-то неприятное и даже отталкивающее. Казалось, в глазах его не хватало чего-то необходимого — они были холодны и безжизненны, как у человека, потерявшего последнюю веру в человечество, знающего все обо всем и не надеющегося встретить в этом мире ничего нового и интересного. Всего актеров было семь человек, трое мужчин, включая старика, и четыре девицы. Они тихо переговаривались, курили и пили чай. — Простите, — вежливо спросил юноша, — а почему нет зрителей? — Хе-хе. Почему, — невесело засмеялся старик. — Мы тоже хотели бы знать: почему? — Но ведь можно пригласить знакомых. — Так уж все знакомые этот спектакль видели, — старик обреченно махнул рукой. — Никто не придет. — И не раз! — добавила игравшая злодейку томная красавица и улыбнулась юноше. — Даже если придет всего один человек, мы будем играть так же, как для ста! — решительно заявил старик. — Для настоящего актера важна сцена, а не количество поклонников или поклонниц! От этих слов актеры загрустили и взоры красавиц затуманились. Тогда старик запустил руку под стол и выудил оттуда бутылку вина. — Ну, по маленькой! Для отдохновения… Разговор сразу оживился. Хотя говорил преимущественно старик, а все остальные пили и слушали. — Актер во время игры должен видеть картины, — педагогично изрек старик, осушая рюмку. — Что вижу? Вот главный вопрос! Играю и смотрю, как в кино. А иначе, это будет простое кривляние, не имеющее никакого отношения к искусству, когда артист выходит на сцену не для того, чтобы проживать роль, а для того, чтобы демонстрировать себя и свои достоинства, у кого что есть. Если видит актер, то и зритель тоже будет видеть. Старик допил рюмку, поглядел на юношу и ласково улыбнулся. — Хочешь играть? — Не знаю, — смутился юноша. — Может быть, потом. Но старик схватил со стола какую-то толстенную книгу, быстро раскрыл ее и протянул юноше. — На! Иди, читай вслух. — На сцену? — На сцену. Юноша неуверенно взял книгу, покорно вышел на сцену и, волнуясь, прочел небольшой отрывок из какойто пьесы. — Теперь играй! — потребовал старик. Юноша растерялся. Он недоуменно взглянул на старика, надеясь, что тот шутит, но старик был серьезен, а красавицы–актрисы, внимательно и оценивающе следили за ним. — Я так не могу, — робко извинился юноша. — Попробуй. Не бойся, — уговаривал старик. — Тебе понравится. Что значит «играть» и как это делается, юноша не представлял. Оставалось либо отказаться, либо попробовать изобразить хоть что-нибудь в присутствии этих молодых красивых женщин, которые, признаться, сильно его волновали. Еще во время спектакля юноша влюбился в одну из них, в ее жгучие, слегка раскосые черные глаза, в которых кипела такая необузданная страсть, что каждый ее взгляд пронзал его точно молния. — Играй, что помнишь, — напутствовал старик, — своими словами! Начинай! Бедный юноша попытался начать. С первых же слов, он почувствовал, что его собственный голос вдруг сделался чужим, непривычно и странно зазвучав среди возникшей тишины; все вокруг отвлекало его; не зная, куда деть глаза, он, наконец, уставил их в пол; сердце бешено стучало, а тело охватила предательская, нервная дрожь. Мучительно вспоминая текст, он разболтанно заходил по сцене, нелепо размахивая руками и, декламируя то, что помнил из роли. Догадываясь, что со стороны, вероятно, выглядит чудовищно, и от этого еще сильнее смущаясь, юноша заспешил, скомкал концовку и, судорожно вздохнув, остановился. — Ну, ладно, молодец, — похвалил старик. — Садись, отдыхай. Не все сразу. Тем временем, сбегали за второй. — Хотим танцевать! — капризно заявили девицы и устремились на сцену. После третьей плясали все, и даже старик, не желая отставать, пустился в пляс. Актриса с колдовскими глазами подошла к юноше и, обвив руками его шею, увлекла за собой. Едва их лица приблизились, она прижалась к нему, охватив его губы пьянящим поцелуем. — Твои глаза, как голубые брызги! — жарко прошептала она. Все это видели, а старик, лихо отплясывая, завопил: — Сейчас нас всех изнасилуют! — Хорошо бы! — поддержала одна из девиц. В голове юноши стоял сладкий туман. Все произошло так неожиданно и замечательно, что он не мог в это поверить. Едва вновь зазвучала музыка, он устремился к актрисе, но она коварно отвернулась от него и, повиснув
Стр.2
на шее кудрявого гитариста, прильнула к его губам с той же неистовой страстью, с которой мгновение назад целовала отвергнутого теперь юношу. «Вот это да!» — подумал юноша, застыв на месте. — Не грусти. Она со всеми так, — услышал он над ухом чей-то участливый баритон, — со стариком тоже. Она у него живет. На мгновение юноша утратил дар речи. Кто-то бережно взял его под руки и, отведя в сторону, усадил на лавку. — Уж я-то знаю, — заверил его баритон, принадлежавший толстяку с бакенбардами. — Они тут все друг с другом перетрахались, а старик к тому ж еще и голубой. Юноша недоверчиво покосился на толстяка, но глаза у того были пьяные и честные. — Слушай, парень, — обнял его за плечи баритон, — ты мне чем-то симпатичен и поэтому я хочу дать тебе один совет. — Он сделал паузу и пожевал губами. — Беги отсюда, пока они тебя не сожрали! — В каком смысле? — не понял юноша. — В таком. Сам думай, в каком, — таинственно заключил баритон и погрузился в молчаливую задумчивость. Безудержная пляска угасала. Близилась полночь; гасили свет, убирали со стола пустые рюмки и чашки, прятали недоеденную колбасу. Утомленные девицы разом закурили. Юноша почувствовал страшную усталость; виски ныли, словно кто-то невидимый пытался просверлить их насквозь. — Устал? — услышал он голос старика и, подняв голову, мучительно улыбнулся. Старик весело глядел на него и, казалось, был очень доволен. — Приходи завтра. Придешь? — Не знаю, — замялся юноша, — может быть. — Ну, гляди сам, — позволил старик. — У нас посещение свободное. Когда юноша вышел за дверь, яркая луна плыла в кружеве облаков; вокруг было тихо, лишь за деревьями шумел город. На лавочке в сквере бойко судачили старушки. — Гляди-ка, пошел, петух крашеный! — услышал юноша и, втянув голову в плечи, прибавил ходу. Тем временем в подвале старик обнимал смеющуюся актрису. — Что, Томочка, птенчик, думаешь, придет? — спросил он ее. — Придет. Я чувствую, — ответила она и улыбнулась той зловещей улыбкой, какой улыбалась на сцене во время спектакля. Но на следующий день юноша не пришел. Не пришел он и через неделю, и через месяц. Иногда, по вечерам, он вспоминал свое приключение и поглядывал в сторону театра. Идти туда вновь ему не хотелось. Во-первых, из-за старика, а во-вторых, из-за той обидной истории с поцелуем. Прошло полгода, прежде чем юноша вновь пришел в подвал и обнаружил там одиноко склонившегося над столом, печального старика. — Здравствуйте, — сказал он, спускаясь по лестнице. Старик чуть качнулся на высоком табурете и поднял седую голову. — Здравствуй, дорогой. Хе-хе, — улыбнулся он. — Заходи, пожалуйста. Чайку хочешь? — Спасибо. А где все? — спросил юноша. — А кто его знает? — погрустнел старик. — Разбежались… Юноша осторожно присел. Чашки на столе сверкали малахитовой плесенью. — Понимаешь, нет? — встрепенулся старик. — Каждый думает, что без него студия погибнет и поэтому начинает вести себя соответствующим образом. Но это не так! Это глупость, произошедшая от недомыслия! — он полез в пиджак, вытащил из кармана пачку сигарет и, достав оттуда одну, бросил пачку на стол. — Им всем кажется, что они теряли здесь время, что все это нужно одному только мне! А ведь это я научил их всему, что они теперь знают и умеют: правильно ходить, говорить, думать и чувствовать! — он закурил, резко поднялся и нервно прошелся по залу. — Но они хотят только брать, хапать, а актер должен в первую очередь уметь отдавать, дарить людям то, что он накопил в своей душе и если он этого не умеет или не хочет, то, рано или поздно, он бросает сцену! Старик налил себе чаю и отхлебнул. — Да что говорить. Твари. Самые хорошие вещи из гардероба утащили, — он окончательно успокоился и сел за стол. — Ну, да ладно. Дурачье. Обидно. Дело-то интересное. Юноше стало жаль студию, жаль тот вечер с танцами, вином и поцелуями. Он взял в руки гитару и, перебирая аккорды, решил, что пришел зря. — Послушай, — оживился старик, и глаза его потеплели. — Так ты на гитаре играешь? — Чуть-чуть играю. — Вот хорошо-то! А я тут знаешь, хе-хе, стихи пишу. Может, удастся их как-нибудь на музыку положить?
Стр.3