1
Гусарова Елена Николаевна
Арттерапия
Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей
вузов культуры и искусств.
Краснодар 2012
Стр.1
2
УДК 159.9(075)
ББК 88.4я7
Г961
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой этнографии и
декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета
культуры и искусств Е.Г. Вакуленко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Кубанского социально-экономического института Г.И. Гапонова
Гусарова Е.Н.
Арттерапия. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей
вузов культуры и искусств. – Краснодар, 2012.
Учебное пособие представляет целостный курс лекций по предмету
«Арттерапия», основанный на обширном теоретическом и практическом материале,
который позволяет формировать качеств, способствующие творческому
развитию личности. Курс «Арттерапия» помогает освоить теоретические
и прикладные аспекты терапии и коррекции методами искусства. Учебное
пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, готовящих
специалистов с углубленным знанием психологии и педагогики, может
быть полезно читателям, интересующимся современными методами коррекции.
Стр.2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление ……………………………………………..…………… 3
Арттерапия………………………………………………………… 4
Введение ………………………………………………..…………… 11
Тема 1. Введение в арттерапию………………………………….. 13
Тема 2. Артпедагогика…………………………………………….. 18
Тема 3. Методы арттерапии………………………………………. 25
Тема 4. Прикладные аспекты арттерапии ………………………. 33
Тема 5. Коррекционные методы арт-терапии ……………………. 42
Тема 6. Современные методы арт-терапии ……………………….. 51
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ..60
Задания и вопросы…………………………………………………….61
Список литературы……………………………………………………63
Стр.3
4
АРТТЕРАПИЯ
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму
воздействия искусства на человека. Несмотря на тесную связь с лечебной
практикой, арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством»)
во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую,
социализирующую и развивающую направленность.
Отличие
арттерапии от
других методов психотерапии.
- Арттерапия как метод –
безболезненна, не имеет ограничений
и используется практически
во всех направлениях психотерапии,
в педагогике, социальной
работе, бизнесе и т.д.
- Арттерапевтические техники
дают возможность доступа к
глубинному психологическому
материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу
удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний,
обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление
изменениям.
- Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются
ассоциативно – образное мышление, а также заблокированные
или слаборазвитые системы восприятия.
- Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных
стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности
в своих силах.
- Арттерапия формирует творческое
отношение к жизни с ее проблемами и
«зигзагами судьбы», умение видеть многообразие
способов и средств достижения
цели, развивает скрытые до сих пор
способности к творческому решению
сложных задач, не ожидая «вдохновения»
или особых условий для творчества.
-
Интеграция различных психических
функций задействует весь потенци
Стр.4
5
ал человека для целенаправленного изменения личности. Человек
открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве,
так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в
одно – искусство жить.
- Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы
техники арттерапии, достаточно широк: внутри – и межличностные
конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные
и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические
и психосоматические
расстройства, развитие креативности,
развитие целостности личности
и т.д.
- Арттерапия применяется в
консультировании и терапии
взрослых, детей и подростков,
индивидуально и в группе.
Педагогическое направление
арт-терапии связано с изменением
стереотипов поведения
средствами
художественного
творчества. Термин «арт-педагог»
обычно применяется в контексте
художественного образования и
воспитания детей.
Современная специальная психология
и педагогика в значительной степени ориентирована на использование
в коррекционной работе
различных видов искусства как важного
средства воспитания гармоничной
личности ребенка с проблемами,
его культурного развития.
Арттерапия
представляет
собой
частную
форму психотерапии искусством, включающей
драматерапию, музыкотерапию
и танцедвигательную терапию и др. В
Стр.5
6
настоящий
мент активно
развиваются
кие направления
как: маскотерапия,
куклотерапия,
фототерапия,
коллаж, песочная
терапия, глинотерапия.
Существует
большое
количество
методик в
арт-терапии, связанных с рисуночными техниками.
Специфические особенности рисуночных
техник в арт-терапии - это
их ресурсность, метафоричность, диагностичность.
Психологические и терапевтические
механизмы в работе с рисунком
направлены на раскрытие потенциал человека.
Это методики индивидуальной
работы с рисунком: «мое настроение»,
«автопортрет символ моего образа», «работа с негативными состояниями»,
«ассоциативный
и
свободный
рисунок»,
«медитативный
рисунок,
как
запуск
на
ресурсы
бессознательно
Стр.6
7
го», «цветная мандала», «рисование музыки», «пальчиковая живопись»,
«работа с эмоциями», «работа с чувствами» и т. д.
Групповые рисуночные техники: «Диалог», «Рисунок по кругу»,
«Групповой рисунок», «Ассоциативные и свободные рисунки»,
«Коллективный автопортрет» и др.
Глинотерапия. Пластические материалы являются признанным
психотерапевтическим
средством. Союз человека и
глины дает удивительные
результаты: благодаря лепке
человек может научиться
управлять собой.
Работа с пластическими
материалами, как и любая
арттерапия, не имеет
противопоказаний и возрастных
ограничений, здесь
практически невозможно
сделать ошибку. Они дают
человеку возможность почувствовать
себя творцом,
это одно из лучших средств
при работе с эмоциями. Гибкость, податливость пластических материалов
позволяет клиенту не только отразить в своем произведении
любые чувства, в том числе страх, агрессию, обиду, но и изменять
их в процессе взаимодействия, то есть дает возможность
«управления
чувствами».
Лепить
может каждый.
Глина восприимчива
к чувствам
и может
эффективно
помочь отреагировать
гнев,
агрессию,
страх, тревогу,
вину, тем са
Стр.7
8
мым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность
глины позволяет вносить изменения в работу и
"исправлять'' эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает
моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через
глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ТЕРАПИЯ (ТДТ) — это метод
психотерапии, в котором
тело является инструментом, а
движение процессом, помогающим
клиентам пережить,
распознать и выразить свои
чувства и конфликты. Телесные
движения человека рассматриваются
как отражение
его внутренней психической
жизни и взаимоотношений с
окружающим миром.
Танцевальная терапия
базируется на
предпосылке, что тело
и психика взаимосвязаны.
Терапевт
может
быть инициатором
движения, образов
или содержания. На
том, как движение
трансформируется и
структурируется, основывается
на развивающемся терапевтическом процессе и потребностях
клиента.
Куклотерапия – это коррекция
детских проблем средствами кукольного
театра (дети проигрывают куклами
этюды по специально разработанным
сценариям, отражающим индивидуальные
проблемы конкретного ребенка).
Стр.8
9
Аарттерапевтическая
та по мотивам сказки. Особое
значение в работе терапевта здесь
играют клиентские сказки. Сказкотерапия
отмечает два
важных факта. Первый
— все люди умеют
сочинять сказки. То
есть этот навык является
частью человеческой
природы. И второй факт
говорит о том, что уже просто написание самой сказки является
мощным творческим терапевтическим воздействием.
Маскотерапия – издавна известный
метод психологической работы, основанный
на переводе глубинных комплексов и проблем
клиента в неживую материю маски.
Лицо человека - это основная часть его
образа, на которую мы чаще всего смотрим
при общении друг
с другом. Это наша
визитная карточка.
Общаясь с
человеком, мы не
только слушаем
то, ЧТО он нам говорит, но и автоматически
отслеживаем его жесты, а главное
- мимику. Причем, не всегда отдавая себе
отчет в самом процессе, четко фиксируемся
на результате нашего целостного
восприятия этой конкретной личности.
Именно слово «личность» произошло от древнего слова «личина»,
т.е. образ, обличие.
Стр.9
10
В современной арттерапии существует несколько
направлений:
1. Использование уже существующих
произведений
искусства
путем
их
анализа и
интерпретации.
2.
По
буждение клиента к самостоятельному
творчеству, при этом созидательный,
творческий акт рассматривается
как основной лечебный фактор.
3. Обсуждение взаимоотношений
с клиентом в процессе обучения его
творчеству.
Стр.10
11
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Арттерапия» предназначена для студентов, обучающихся
по профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку
выпускников в соответствии с квалификационной характеристикой.
Она связана с курсами «Основы общей психологии», «Психология личности»,
«Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Методы активного
социально-педагогического обучения».
Целями освоения дисциплины «Арттерапия» являются: изучение теоретических
и прикладных аспектов терапии и коррекции методами искусства,
освоение навыков работы методами арттерапии, формирование личностных
качеств, способствующих творческому развитию.
Задачи дисциплины:
-
определение теоретических основ арттерапии и ее исторических
особенностей;
изучение психологических факторов, влияющих на позитивные
изменения личности методами арттерапии;
анализ социальных факторов, влияющих на формирование гармоничной
личности в творчестве;
изучение особенностей протекания арттерапевтического процесса;
формирование
некоторых навыков обучения арттерапии и навыков
коррекции личности метолами арттерапии;
получить представление о специфике различных видов творчества
и принципах развития творческой активности методами арттерапии;
получить представление о специфике работы арттерапевта.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля): ОК-1 (способен использовать в профессиональной деятельности
основные законы развития современной социальной и культурной
среды); ОПК-12 (способен использовать здоровьесберегающие технологии в
профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной
среды и образовательного пространства); ПКСПП-2 (готов применять рекомендованные
методы и технологии, позволяющие решать диагностические и
коррекционно-развивающие задачи).
Студенты, освоившие дисциплину «Арттерапия» должны знать: определение
понятия арттерапии в психологии и педагогике; условия использования
методов арттерапии для развития личности; прикладные аспекты арттерапии
и артпедагогики, здоровьесберегающие технологии; особенности технологий
коррекции личности при использовании искусства.
Должны уметь анализировать особенности развития личности и направления
ее коррекции; определять риски и опасности социальной среды и
образовательного пространства; проводить диагностические процедуры; ис
Стр.11