Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Технология использования некорректных задач в школьном образовании: Статья

0   0
АвторыБезусова Татьяна Алексеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID193562
АннотацияРЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ. НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ИМЕННО С УКАЗАННОЙ ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЗАДАЧИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ БОЛЬШИНСТВА СБОРНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ТАКОВО, ЧТО В ОСНОВНОМ С ИХ ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮТ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЮТ ПОНИМАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЯЮТ ТЕОРЕМЫ, АКСИОМЫ, ЗАКОНЫ, ФОРМУЛЫ И НАВЫКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
Кому рекомендованоДля учителей общеобразовательных учебных заведений
УДК372.8
ББК74.262.21
Технология использования некорректных задач в школьном образовании: Статья / Т.А. Безусова .— : [Б.и.], 2010 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/193562 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Технология использования некорректных задач в школьном образовании Татьяна Алексеевна Безусова, старший преподаватель кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ. <...> СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ БОЛЬШИНСТВА СБОРНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ТАКОВО, ЧТО В ОСНОВНОМ С ИХ ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮТ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЮТ ПОНИМАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЯЮТ ТЕОРЕМЫ, АКСИОМЫ, ЗАКОНЫ, ФОРМУЛЫ И НАВЫКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. <...> Даже задачи повышенной сложности, взя тые из школьных учебников, в обучающем аспекте узконаправленны. <...> Некорректные задачи требуют от ученика мобилизации внимания, системных теоре Задачи с избыточными и (или) недостаю тических знаний, умения находить данные щими данными (некорректные задачи) зна к задаче между строк условия, строить ма чительно повышают возможности системы тематическую модель, логически грамотно учебных задач. <...> Они оказывают обучающий, и аргументировать выполнять действия. тренирующий эффекты, раскрывают сущ ностные силы интеллекта ученика, оказы Часто одной специально подобранной за вают эффект роста. <...> Для решения некор невной жизни учащийся постоянно решает ректных задач новых знаний не требуется, задачи, условие которых не является не но необходим новый подход к ним, новые обходимым и достаточным для решения, мыслительные приёмы. в связи с чем возрастает значимость умения преобразовывать условие задачи для полу чения результата, ограниченного некоторы Тем не менее, некорректные задачи ми рамками. <...> Недостаток данных приводит не должны иметь приоритетное значение к необходимости дополнения условия, из в образовательной практике, они лишь до быток требует ориентации в потоке инфор полняют традиционные (корректные) зада <...>
Технология_использования_некорректных_задач_в_школьном_образовании_Статья.pdf
Технология использования некорректных задач в школьном образовании Татьяна Алексеевна Безусова, старший преподаватель кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ. НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ИМЕННО С УКАЗАННОЙ ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЗАДАЧИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ БОЛЬШИНСТВА СБОРНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ТАКОВО, ЧТО В ОСНОВНОМ С ИХ ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮТ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЮТ ПОНИМАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЯЮТ ТЕОРЕМЫ, АКСИОМЫ, ЗАКОНЫ, ФОРМУЛЫ И НАВЫКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. Даже задачи повышенной сложности, взятые из школьных учебников, в обучающем аспекте узконаправленны. Они стимулируют развитие конвергентных способностей, логического понимания, что является, безусловно, важным и необходимым, но недостаточным с точки зрения полноценного интеллектуального развития личности. Задачи с избыточными и (или) недостающими данными (некорректные задачи) значительно повышают возможности системы учебных задач. Они оказывают обучающий, тренирующий эффекты, раскрывают сущностные силы интеллекта ученика, оказывают эффект роста. Кроме того, в повседневной жизни учащийся постоянно решает задачи, условие которых не является необходимым и достаточным для решения, в связи с чем возрастает значимость умения преобразовывать условие задачи для получения результата, ограниченного некоторыми рамками. Недостаток данных приводит к необходимости дополнения условия, избыток требует ориентации в потоке информации, ранжируя её по значимости и достоверности. На сегодняшний день использование некорректных задач в образовательной практике можно мотивировать различными целями: демонстрацией нетрадиционных задач, борьбой с ошибочными ассоциациями (например, в задачах на движение объекты, как правило, движутся навстречу друг другу, хотя имеется ещё три варианта направлений движения объектов), необдуманным использованием алгоритмов; закреплением теоретического материала, умением применять знания в изменённых условиях, борьбой с необоснованными обобщениями. Некорректные задачи требуют от ученика мобилизации внимания, системных теоретических знаний, умения находить данные к задаче между строк условия, строить математическую модель, логически грамотно и аргументировать выполнять действия. Часто одной специально подобранной задачей этого типа можно проверить знания ученика по целой теме. Для решения некорректных задач новых знаний не требуется, но необходим новый подход к ним, новые мыслительные приёмы. Тем не менее, некорректные задачи не должны иметь приоритетное значение в образовательной практике, они лишь дополняют традиционные (корректные) задачи, за которыми закреплены основные дидактические возможности. Коротко охарактеризуем генезис понятия некорректной задачи. Понятие корректности (правильности) постановки задачи
Стр.1