Технология использования некорректных
задач в школьном образовании
Татьяна Алексеевна Безусова,
старший преподаватель кафедры математики и физики Соликамского государственного
педагогического института, кандидат педагогических наук
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ. <...> СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ БОЛЬШИНСТВА СБОРНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ТАКОВО, ЧТО
В ОСНОВНОМ С ИХ ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮТ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
И УМЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЮТ ПОНИМАНИЕ
УЧАЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЯЮТ ТЕОРЕМЫ, АКСИОМЫ,
ЗАКОНЫ, ФОРМУЛЫ И НАВЫКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. <...> Даже задачи повышенной сложности, взя
тые из школьных учебников, в обучающем
аспекте узконаправленны. <...> Некорректные задачи требуют от ученика
мобилизации внимания, системных теоре
Задачи с избыточными и (или) недостаю
тических знаний, умения находить данные
щими данными (некорректные задачи) зна
к задаче между строк условия, строить ма
чительно повышают возможности системы
тематическую модель, логически грамотно
учебных задач. <...> Они оказывают обучающий,
и аргументировать выполнять действия.
тренирующий эффекты, раскрывают сущ
ностные силы интеллекта ученика, оказы Часто одной специально подобранной за
вают эффект роста. <...> Для решения некор
невной жизни учащийся постоянно решает
ректных задач новых знаний не требуется,
задачи, условие которых не является не
но необходим новый подход к ним, новые
обходимым и достаточным для решения,
мыслительные приёмы.
в связи с чем возрастает значимость умения
преобразовывать условие задачи для полу
чения результата, ограниченного некоторы
Тем не менее, некорректные задачи
ми рамками. <...> Недостаток данных приводит
не должны иметь приоритетное значение
к необходимости дополнения условия, из
в образовательной практике, они лишь до
быток требует ориентации в потоке инфор
полняют традиционные (корректные) зада <...>
Технология_использования_некорректных_задач_в_школьном_образовании_Статья.pdf
Технология использования некорректных
задач в школьном образовании
Татьяна Алексеевна Безусова,
старший преподаватель кафедры математики и физики Соликамского государственного
педагогического института, кандидат педагогических наук
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ. НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА
ИМЕННО С УКАЗАННОЙ ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЗАДАЧИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ БОЛЬШИНСТВА СБОРНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ТАКОВО, ЧТО
В ОСНОВНОМ С ИХ ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮТ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
И УМЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЮТ ПОНИМАНИЕ
УЧАЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЯЮТ ТЕОРЕМЫ, АКСИОМЫ,
ЗАКОНЫ, ФОРМУЛЫ И НАВЫКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
Даже задачи повышенной сложности, взятые
из школьных учебников, в обучающем
аспекте узконаправленны. Они стимулируют
развитие конвергентных способностей,
логического понимания, что является, безусловно,
важным и необходимым, но недостаточным
с точки зрения полноценного интеллектуального
развития личности.
Задачи с избыточными и (или) недостающими
данными (некорректные задачи) значительно
повышают возможности системы
учебных задач. Они оказывают обучающий,
тренирующий эффекты, раскрывают сущностные
силы интеллекта ученика, оказывают
эффект роста. Кроме того, в повседневной
жизни учащийся постоянно решает
задачи, условие которых не является необходимым
и достаточным для решения,
в связи с чем возрастает значимость умения
преобразовывать условие задачи для получения
результата, ограниченного некоторыми
рамками. Недостаток данных приводит
к необходимости дополнения условия, избыток
требует ориентации в потоке информации,
ранжируя её по значимости и достоверности.
На сегодняшний день использование
некорректных задач в образовательной
практике можно мотивировать различными
целями: демонстрацией нетрадиционных задач,
борьбой с ошибочными ассоциациями
(например, в задачах на движение объекты,
как правило, движутся навстречу друг другу,
хотя имеется ещё три варианта направлений
движения объектов), необдуманным
использованием алгоритмов; закреплением
теоретического материала, умением
применять знания в изменённых условиях,
борьбой с необоснованными обобщениями.
Некорректные задачи требуют от ученика
мобилизации внимания, системных теоретических
знаний, умения находить данные
к задаче между строк условия, строить математическую
модель, логически грамотно
и аргументировать выполнять действия.
Часто одной специально подобранной задачей
этого типа можно проверить знания
ученика по целой теме. Для решения некорректных
задач новых знаний не требуется,
но необходим новый подход к ним, новые
мыслительные приёмы.
Тем не менее, некорректные задачи
не должны иметь приоритетное значение
в образовательной практике, они лишь дополняют
традиционные (корректные) задачи,
за которыми закреплены основные дидактические
возможности.
Коротко охарактеризуем генезис понятия
некорректной задачи. Понятие корректности
(правильности) постановки задачи
Стр.1